Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проявления массовой культуры как специфического явления индустриального общества



Как убедительно показал Хосе Ортега-и-Гассет [28], ХХ столетие ознаменовано «восстанием масс» (это название его работы), т.е. выходом на арену активной творческой жизни масс, которые в прежние времена были в социальном и творческом отношении ничем.[29] Именно эти массы должны внести какие-то существенные изменения во все сферы культуры и, конечно, в первую очередь в наиболее доступную сферу - искусство. Либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация явились главными факторами, которые поставили огромные социальные массы в совершенно новые жизненные условия. Все это породило в обществах избыток нерастраченной энергии. Социальная невостребованность этой энергии и послужила важнейшим фактором в создании того, что было названо масскультурой. Х.Ортега-и-Гассет в качестве основных черт человека массы выделяет безудержный рост жизненных вожделений и принципиальную неблагодарность ко всему, что дало ему возможность хорошо жить. Именно массы как некий плохо структурированный человеческий материал имеют слабые культурно-исторические связи (которые цементирующим образом выражены в традиционных коллективах – общинах, кланах, племенах, кастах, объединенные укоренными в сознании ценностями, нормами, преданиями и т.п.). Иначе говоря, массы атомизированного населения состоят из слабо связанных друг с другом индивидов. В результате чего становятся доступным и легко управляемым объектом для культурного, исторического манипулирования их поведением и формирования вносимых извне мировоззренческих смыслов, «картин мира», опираясь на главный принцип современного человека массы - жить в свое удовольствие. «Жить играючи», как советует один из телеклипов. Первым по настоящему крупным в общеевропейском масштабе и по мировым последствиям процессом манипулирования массами стала Французская революция 1789-1799 гг. Средствами управления массами являются информационные потоки, специально создаваемые и направляемые в интересах тех или иных социальных групп, которые таким образом осуществляют манипуляцию сознанием индивидов, составляющих широкие массы населения. В этом плане ведущая роль, несомненно, принадлежит средствам массовой информации и рекламе.

Современная массовая культура – это, прежде всего, определенное отношение к жизни, определенный тип поведения, т.е. определенное мировоззрение. Она есть следствие выхода широкой многочисленной энергичной и полуобразованной массы молодежи, духовно свободной от всякого культурного наследия.

Другой важнейший фактор – научно-технический прогресс с его ориентацией на массовое потребительство. Все упрощается, тиражируется, все удешевляется и в значительной степени фальсифицируется. В сфере производства – это создание внешней броскости, привлекательности, декоративности за счет фальсификации внутреннего содержания и качества. Процесс развития массового потребителя неразрывно связан с созданием симуляции моды на те или иные товары, навязыванием их, быстрой заменой их с целью стимулирования новых объемов потребления[30]. Промышленный прогресс усвоил одну из главных черт человеческой психики: так как человеку все быстро приедается, то он падок на перемены и сенсации. Это все восприняло современное массовое искусство. В живописи господствует тенденция декоративности, кстати, немалую роль в этом сыграли абстракционисты. Серьезная музыка вытесняется популярными шлягерами или превращается, по словам Ницше, в средство возбуждения притупленных и «утомленных жизнею струн напряженной как арфа души»(А.Блок), в так называемую авангардную музыку. «Высокую трагедию» вытеснили буффонада, комедия и фарс. Дефицит «героики» компенсируется зрелищностью, острым сюжетом, любовной интригой, откровенным сексом, эротикой и насилием. Массовое искусство – это целое мировоззрение, формирующее замену одной культурной парадигмы на другую. И это место определяется, прежде всего, органической и неразрывной связью с современными средствами массовой информации, которые получили свое повсеместное распространение в середине ХХ века. В прежние времена отношение к искусству в значительной мере определялось гуманитарным образованием человека и его воспитанием в определенной достаточно узкой культурной среде. Сегодня все это практически потеряло смысл, поскольку структуру и стереотипы мышления большинства людей, их отношение к жизни, отношение к искусству, культуре вообще формирует не столько образование, сколько СМИ - то, что они увидят по телевидению, прочтут по дороге на работу или домой, увидят на рекламных стендах, услышат из разговоров с сослуживцами и соседями. Эти знания Абрам Моль[31] называет «мозаичными», по сути, случайными наслоениями на некий условный экран культуры индивидуума, возникающие как обрывки сведений, понятий и представлений. Служит ли это показателем подъема или упадка культуры, его новой стадией приобщения широчайших слоев – судите сами.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...