Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биологические и социальные основы человека



Лекция 3.

Человек и человечество как система. Потребности человека

Биологические и социальные основы человека. Потребности человека: биологические, психологические, социальные, этнические, трудовые, экономические. Экологизация потребностей. Понятие о прогрессе. Иллюзии прогресса. Качество жизни.

Биологические и социальные основы человека

Человек - биосоциальная структура, не сводимая ни к биологическому, ни к социальному. Как биологическое существо человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. В позднем миоцене (11–12 млн. лет назад) отделилась антропоидная линия, состоящая из двух родов Australiopithecus и Homo (В. Грант). Род Homo - лишь последнее звено той ветки эволюции высших приматов, которая в своей совокупности составляет семейство гоминидов, котороевключает как ископаемого человека (питекантроп, синантроп, неандерталец), так и современных людей.

Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы, личность и форма социального поведения которых базируется на работе многих генов. Этот генофонд рассматривается как совокупный генетический материал определенного этноса. История возникновения человека и человеческого общества давно изучается биологами, антропологами (антропология - наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейства гоминидов), обществоведами-социологами, но пока нет единого мнения ни о времени происхождения человека, ни о его предках.

Некоторые биологи считают, что человек за последние 40 тыс. лет не изменился биологически, что генетически человечество однородно весь этот период, так как факторы отбора в человеческих популяциях не действуют. Основанием для этого служит морфофизиологическое сходство современных людей с предками, жившими 40 тыс. лет назад. Генетическое исследование современных человеческих рас (негроидной, монголоидной, европейской, австралоидной и американской) свидетельствует о единстве и однородности человечества, так как 97% генов у них идентичные.

Другое утверждение - на протяжении всего времени существования человека идет расовая и адаптивная дифференциация, эволюция живого материала не завершилась появлением человека и на нем она не остановится. Существует предположение, что сейчас идет формирование нового вида людей – Человека нового (Homo innovatus).

В ходе эволюции человек как биологическое существо был обречен на вымирание, так как его инстинкты были слабо развиты, он не был достаточно укоренён в природе, но обладал некоторой цепкостью, обусловленной наличием разума и способностью к обучению, труду. Постоянной стратегией жизни человека была независимость от среды обитания, что было продиктовано устремлением животного к самосохранению. В этом человеку помогла культурная эволюция.

Своеобразие человека - в его способности преодолеть собственную видовую ограниченность. Знания, опыт, передача их из поколения в поколение стало одним из решающих факторов социальной среды Homo sapiens в борьбе за существование. Таким образом, человек – биосоциальное существо, сочетающее в себе элементы природного и социального. В разных случаях то одно, то другое выходит на первый план.

В. Грант (1991) считает, что решающее отличие человека от животного - культура. Человек - это существо, наделенное культурой (ни одно животное не создало своей «второй» природы). Согласно определению известного философа И.Т.Фролова, человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

В.И.Вернадский рассматривал человека как составную часть живого вещества Земли определенного эволюционного типа, неразрывно связанную в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно человек - это личность, то есть элемент определенных социальных структур. Только он, человек, обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам.

Человечество – совокупность людей, сложная, иерархически построенная система. Объединение человека в социальные группы идет иерархически вплоть до человечества в целом. Сложная многоуровенная система человечества отражена в таблице 3.1.

Н.Ф. Реймерс называет следующие особенности человека и человеческих групп:

- человек имеет ряд анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм (так, например, нельзя механически поменять местами негров и эскимосов как популяции);

- достаточно заметны этолого-поведенческие варианты человека: тип южан отличается от типа северян;

- историко-эволюционно сложилась этническая специфика людей - например, скандинавский этнос отличается от германского или великобританского, и тем более от монгольского;

- существуют отличия таких социальных совокупностей людей, как например, рабочие, крестьяне, бизнесмены, интеллигенты и др., хотя они могут быть врéменными;

- различные социальные группы различаются по жизненным целям и др.

Все эти составляющие у современного человека играют важную роль, хотя исторически они возникали не одновременно - происходило постепенное усложнение социального мира. Наиболее древней была анатомо-физиологическая структура, которая была затем дополнена этолого-поведенческими характеристиками. Разнообразие форм труда шло параллельно с формированием рас, что приводило к формированию этнических группировок с разными системами взаимоотношений «человек – природа». Одновременно возникали первичные социальные устройства и механизмы. Позже возникли экономические устремления.

Таким образом, одной из характеристик человека и человечества является их многообразие - как известно, нет двух генетически идентичных людей и одинаковых личностей. Но при этом есть совокупности лю­дей одинакового типа. Это позволяет выявлять закономерности и рассматривать человека и человечество как неисчерпаемую, не сводимую к некоторому числу отдельностей систему, которая поддается конкретному анализу. Среди закономерностей существования человеческого общества можно выделить наличие ряда потребностей, которые определяют характер поведения, направленность мышления, чувств и воли человека и т.п.

Таблица 3.1. Модель-матрица человечества как многоуровенной

системной совокупности (по Н.Ф.Реймерсу)





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...