Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианская традиция и вегетарианство



Вегетарианство

2 02 2009

Хотя Новый Завет практически целиком и полностью посвящен Христу, о его питании известно мало. Тем не менее, многие ранние христиане и летописцы христианской истории недвусмысленно поддерживали вегетарианство; достаточно назвать такие знаменитые имена, как св. Иероним, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Бенедикт, Папа Климент, Эвзебий, Плиний, Папий, Киприан, Пантенус и Джон Уэсли, Франциск Ассизский, Серафим Саровский. Так же, как Христос и библейские пророки, они словом и делом доказали, что милость и сострадание должны распространяться на всех тварей Божьих гораздо шире, чем считают нынешние христиане. Лучше всего начать изучение вегетарианства в христианской традиции с Библии, включая сюда и Ветхий Завет, так как христианство корнями уходит в иудаизм. Ветхий Завет главным образом посвящен законам, данным иудеям от Господа, и наказанию, которое иудеи понесли за нарушение этих законов. Новый Завет говорит о том, что Иисус дарует прощение искренним раскаявшимся, подчеркивая, что первый и главнейший долг человека состоит в том, чтобы возлюбить Господа умом, сердцем и духом.

Однако история показывает, что этот долг исполняется редко, а Ветхий Завет говорит, что Господь часто идет на уступки и смягчает некоторые законы в надежде, что нарушители станут хотябы частично следовать Его заповедям и постепенно разовьют в себе любовь к Нему. Но изначальный закон о пище раскрывает волю Божию:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу…и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:29, 31)

В английском переводе Библии последние слова звучат примерно так: «…вам это будет вместо мяса». Бытие также прямо запрещает мясоедение:

«Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша».
В поздних книгах Библии главные пророки также осуждают мясоедение.
Так, Исайя указывает: «К чему мне множество жертв ваших? – говорит
Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов, и туком откормленного скота;
крови тельцов и агнцев не хочу я.» «И когда вы простираете руки ваши,
я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не
слышу; ваши руки полны крови». Наиболее отвратительно убийство коров:
«Закалывающий вола – то же самое, что убивающий человека». (Исайа
66.3).
Библия рассказывает историю Даниила, который, находясь в
вавилонской тюрьме, отказался есть мясо, предпочитая ему простую
вегетарианскую пищу. Главный аргумент многих христиан в пользу
потребления мяса – многочисленные указания в Новом Завете на то, что
Христос ел мясо. Однако углубленное изучение греческих рукописей
показывает, что в подавляющем большинстве своем слова, переведенные
как «мясо» – «трофе», «броме» и другие, означают «пища» и «еда». Так в
Евангелии от Луки (8.55) мы читаем о том, что Христос, вернув к жизни
мертвую девушку, велел дать ей мяса (так в английском переводе Библии,
в русском синодальном же «…велел дал ей есть»).
В греческом оригинальном дается слово «фаго», его точный
перевод не «мясо», а всего лишь «есть». Поэтому, правильно было бы
перевести слова Христа «Дайте ей поесть». По-гречески мясо и плоть -
«креас». Это слово нигде не поминается в повествовании о Христе. В
Новом Завете нет непосредственных указаний на то, что Иисус ел мясо.
Неизменно рекомендует вегетарианство для своей паствы ЦЕРКОВЬ
Адвентистов Седьмого Дня. Широкой публике мало известно, что мощная
американская индустрия «хлебных завтраков» появилась на одном из
адвентистских оздоровительных курортов и была опробована доктором
Джоном Х.Келлогом. Он постоянно изобретал все новые виды
вегетарианских завтраков для богатых пациентов санатория в Бэтл Крик.
Одним из его изобретений были кукурузные хлопья, которые впоследствии
стали популярны во всем мире.
Больше всего вегетарианство проживает в Индии, на родине
буддизма и индуизма. Буддизм возник как реакция на повсеместное
распространение убоя животных, которое совершалось из-за неправильного
толкования религиозных ритуалов. Будда положил конец этой практике,
провозгласив свою доктрину ахимсы, т.е. ненасилия.

Ведические писания Индии, предшествовавшие буддизму, также
подчеркивают важность ненасилия как этической основы вегетарианства. В
«Маху-самхите», древнеиндийском своде законов, говориться: «Невозможно
получить мясо, не причинив страдания животному, а вред, приносимый
способным чувствовать живым существам не дает обрести небесное
блаженство, поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо». В
другом месте «Ману-самхиты» говориться: «Хорошо обдумав, каким
отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и
забивать животных, человек должен навсегда
отказаться от поедания плоти».
За прошедшие годы движение Харе Кришна распространило
этические принципы вегетарианства по всему миру. Шрила Прабхупада,
Ачарья – Основатель Движения, как-то заметил: «В «Ману-самхите» дается
принцип «жизнь за жизнь» и этот принцип фактически действует во всем
мире. Есть и другие подобные законы, которые утверждают, что никто не
может убить кого-либо, не понеся за это наказания. Мы не способны
никого сотворить, а поэтому не имеем права убивать ни одно живое
существо. Состряпанные человеком законы, проводящие различие между
убийством человека и убийством животного, несовершенны… По закону
Бога убийство человека и убийство животного одинаково наказуемы. Те
же, что видят в этом различие, состряпали свои собственные законы. В
Десяти заповедях говориться: «Не убий». Этот совершенный закон люди
извратили посредством различных спекуляций и разграничений.» Я могу
убить животное, но не могу убить человека». Так люди обманывают себя
сами, навлекая страдания на себя и других.»
Подчеркивая ведическую концепцию единства всего живого, Шрила
Прабхупада говорит далее: «Все живые существа – божьи твари, несмотря
на то, что обладают разными телами. Господь – духовный отец каждого. У
отца может быть много детей, некоторые очень разумны, другие не
совсем. Но если разумный сын скажет отцу: «Мой брат не слишком умен,
можно я убью его?» Разве отец на это согласиться? Точно также, Бог -
высший отец, не позволяет убивать животных, которые тоже являются Его
детьми».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...