Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория нормативистского права



Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция праваполучила рас­пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают­ся X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

По мнению Кельзена, право представляет собой строй­ную иерархическую пирамиду во главе с «основной нор­мой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа­нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред­ставлять собой «чистую науку». Право — это система дол­жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма­тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ­ства.

Суть нормативистской теориисоставляют следую­щие положения:

» право является пирамидой норм;

» во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

» каждая норма в данной иерархии черпает юридиче­скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве­ренной нормы;

» сила права зависит от разумности построения всей ие­рархической правовой системы;

» право "живет" только в кодифицированных юридиче­ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на­пример естественного);

» право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чис­том виде".

К достоинствам теорииможно отнести следующие:

~ признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от ин­дивидуальных актов до суверенной нормы высшей юри­дической силы;

~ идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

~ признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от фило­софии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуа­лизма между "естественным" и "позитивным" правом.

~ такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

Недостатки теории:

Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто­ящее время широкое признание получило требование соот­ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.

Теория естественного права

Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные

положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том,

что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует

общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом.

Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на

жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства).

Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и

неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными

для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и

правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение

законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон

государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться

как закон.

Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах

Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные

в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776

г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и в

других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека

получили конституционное закрепление во всех современных правовых

государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления

естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет

естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему

правового регулирования общественных отношений.

45. Сущ­ность и при­зна­ки пра­ва

Пра­во - это сис­те­ма об­ще­обя­за­тель­ных пра­вил (норм) по­ве­де­ния лю­дей, ус­та­нов­лен­ных или санк­цио­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вом и ох­ра­няе­мых его при­ну­ди­тель­ной си­лой.

Пра­во как ре­гу­ля­тор воз­ни­ка­ет толь­ко в том об­ще­ст­ве, ко­то­рое име­ет го­су­дар­ст­вен­ную ор­га­ни­за­цию. Оно пред­став­ля­ет со­бой ре­зуль­тат об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия и на­ря­ду с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми (обы­чая­ми, тра­ди­ция­ми, ре­ли­ги­оз­ны­ми нор­ма­ми) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Од­на­ко, по обя­за­тель­но­сти ис­пол­не­ния людь­ми пра­во­вых норм, по кру­гу лиц, ко­то­рые долж­ны со­блю­дать нор­мы пра­ва, и по дей­ст­вию пра­ва в про­стран­ст­ве оно за­ни­ма­ет гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние сре­ди со­ци­аль­ных норм.

На­чи­ная с воз­ник­но­ве­ния пра­ва, ис­сле­до­ва­те­ли мно­гих ве­ков стре­ми­лись по­нять его при­ро­ду, сфор­му­ли­ро­вать по­ня­тие пра­ва, оп­ре­де­лить глав­ное на­зна­че­ние пра­во­вых норм. Ис­то­рия зна­ет мно­же­ст­во тео­рий пра­ва. Ос­но­во­по­лож­ни­ки и сто­рон­ни­ки их стре­ми­лись со­ста­вить соб­ст­вен­ное пред­став­ле­ние о пра­ве как об­ще­ст­вен­ном яв­ле­нии.

Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся тео­рия об­ще­ст­вен­но­го пра­ва. Ис­то­ки за­ро­ж­де­ния этой тео­рии бе­рут на­ча­ло еще в го­су­дар­ст­вах древ­не­го ми­ра. ЕЕ суть со­сто­ит в том ут­вер­жде­нии, что кро­ме по­зи­тив­но­го пра­ва, т.е. пра­ва, по­ро­ж­ден­но­го го­су­дар­ст­вом, в об­ще­ст­ве дей­ст­ву­ет и ес­те­ст­вен­ное пра­во, ко­то­рое пер­вич­но по от­но­ше­нию к по­зи­тив­но­му пра­ву и яв­ля­ет­ся для не­го ос­но­вой. По­ня­тие ес­те­ст­вен­но­го пра­ва ис­хо­дит из ут­вер­жде­ния, что че­ло­век с ро­ж­де­ния при­об­ре­та­ет не­отъ­ем­ле­мые пра­ва че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, та­кие, как пра­во на жизнь, на сво­бо­ду, на лич­ную не­при­кос­но­вен­ность и т.д. Сто­рон­ни­ка­ми ес­те­ст­вен­но­го пра­ва яв­ля­лись та­кие мыс­ли­те­ли, как Локк, Рус­со, Мон­тес­кье и дру­гие.

Ис­то­ри­че­ская шко­ла пра­ва ис­хо­ди­ла из по­ни­ма­ния пра­ва как вы­ра­же­ния ду­ха на­ро­да, ко­то­рый скла­ды­вал­ся не­за­ви­си­мо от взгля­дов и воз­зре­ний ка­ко­го-ли­бо об­ще­ст­вен­но­го дея­те­ля, за­ко­но­да­тель­ной вла­сти го­су­дар­ст­ва. По их мне­нию, за­ко­но­да­тель дол­жен был фик­си­ро­вать лишь то, что уже сло­жи­лось в по­ве­де­нии лю­дей, как пра­во.

Реа­ли­сти­че­ская шко­ла пра­ва ис­хо­ди­ла из то­го, что пра­во раз­ви­ва­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем внеш­них фак­то­ров, в ос­но­ве ко­то­рых - ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка, и под воз­дей­ст­ви­ем ко­то­рых он ста­вит пе­ред со­бой це­ли и осу­ще­ст­в­ля­ет их по­сред­ст­вом пра­ва. Т.е. они счи­та­ли, что пра­во яв­ля­ет­ся ин­те­ре­сом, ко­то­рый за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ст­вом и при­над­ле­жит тем, кто поль­зу­ет­ся этим пра­вом.

По­ми­мо уже на­зван­ных тео­рий су­ще­ст­ву­ет це­лый ряд дру­гих, ко­то­рые пред­при­ни­ма­ют по­пыт­ку дать по­ни­ма­ние при­ро­ды пра­ва. К ним от­но­сят­ся: нор­ма­ти­ви­ст­ская тео­рия, со­цио­ло­ги­че­ская тео­рия, пси­хо­ло­ги­че­ская тео­рия и дру­гие.

Пра­во­вые нор­мы, вви­ду их осо­бой ро­ли в жиз­ни об­ще­ст­ва и их осо­бой при­ро­ды, по срав­не­нию с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми, от­ли­ча­ют­ся осо­бы­ми при­зна­ка­ми:

1.Пра­во­вые нор­мы ус­та­нав­ли­ва­ют­ся толь­ко ком­пе­тент­ны­ми го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми в фор­ме офи­ци­аль­ных пра­во­вых ак­тов. Все ос­таль­ные со­ци­аль­ные нор­мы воз­ни­ка­ют или ус­та­нав­ли­ва­ют­ся не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми струк­ту­ра­ми или са­ми­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми об­ще­ст­ва.

2.Ис­пол­не­ние пра­ва га­ран­ти­ру­ет­ся в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва, а за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм на­ру­ши­тель не­сет юри­ди­че­скую от­вет­ст­вен­ность.

3.Пра­во, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм, об­ще­обя­за­тель­но для ис­пол­не­ния для все­го на­се­ле­ния стра­ны.

4.Пра­во вы­ра­жа­ет об­щую во­лю гра­ж­дан и го­су­дар­ст­ва.

Сле­до­ва­тель­но, пра­во вы­сту­па­ет как спе­ци­фи­че­ский го­су­дар­ст­вен­ный ре­гу­ля­тор об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ко­то­рый слу­жит как ин­те­ре­сам от­дель­ной лич­но­сти, так и ин­те­ре­сам все­го об­ще­ст­ва в це­лом.

46. Понятие и принципы права.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4) системность;

5) устойчивость;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

47. Основные функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

- регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков (статистическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности платить налоги);

- охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.

Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в общественных отношениях к действительному.

48. Понятие правового сознания и его функции

Правосознание – объективно существующий набор связанных между собою идей, эмоций, выражающих отношение общества и индивида к праву.

Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем:

1) В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2) Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.

Правосознание имеет свою структуру, которая включает в себя правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной или аргументированной критики или одобрений всей правовой системы или отдельно норм.правовых актов, а также правовых учреждений. Правовая идеология – система конкретизированных знаний о праве.

Правовая психология – выражается в виде эмоций, штампов, стереотипов и иных характеристик человека.

Правосознание имеет 3 уровня:

1) Обыденные

2) Профессиональные

3) Научные

Правосознание имеет 3 вида:

1) Индивидуальное

2) Групповое

3) Общественное

Функции правосознания основные направления претворения правосознания в жизнь:

Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности.

Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.

Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую модель поведения.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:

- право как система норм, выражающих государственные веления;

- правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

- правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

- правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;

- правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

49. Основные виды правосознания.

По субъектам - индивидуальное, групповое, общественное. Ни один из этих видов правосознания не существует сам по себе, обособленно от других.

По уровню глубины отражения правовой действительности - обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое), профессиональное.

Обыденное правосознание - это правосознание не юристов. Оно складывается стихийно как результат осмысления людьми своего житейского юридического «опыта», оценки фактов, относящихся к правовой действительности, с точки зрения здравого смысла.

Научное правосознание - это правосознание ученых-юристов. Оно складывается на основе целенаправленных исследований, применения специальных методов познания, предполагающих установление истины в результате систематизации, обобщения накопленных, неискаженных фактов, относящихся к правовой действительности. Востребованное научное правосознание реализуется в правотворчестве, служит совершенствованию юридической практики.

Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т.д. Профессиональное правосознание юристов-практиков, применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических дел.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 708 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...