Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ислам шариат и суфизм



Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф(араб. صوفية), Предположительно от арабского суф (араб. صوف) - Шерсть, суфий - тот носящий шерстяной плащ) - мистико-аскетическое течение в исламе. Считается, что первые суфии появились на рубеже VIII и IX веков в Ираке и Сирии. Вероятно под этим термином объединяются различные мистические учения возникшие в мусульманском культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем самым суфизм имеет сходство с мировоззрением дгармичних религий. Суфии пытаются понять сокровенный смысл коранических откровений, для чего строго придерживаются предписаний Корана и Сунь, участвующих в бдениях, принимают обеты, придерживаются дополнительных постов. Вместе они проповедуют мистическую некорыстная любовь к Аллаха, желая слиться с ним. Конечной целью суфизма считается уничтожение своих качеств как личности, что должно повлечь полное сочетание, слияние с божественной истиной.

"Соединение с божеством", по учению суфизма происходит в экстазе, к которому должны доводить себя верующие. В арабо-исламской терминологии суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некоей абстрактной истины посредством любви и преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем).

Для раннего суфизма характерен пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под влиянием неоплатонизма, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и скрайний мистицизм. В теософской традиции суфизм отождествляется с эзотерическим исламом.

Суфизм - неоднородная течение: к нему присоединялись представители различных богословских школ и направлений ислама. Он неоднократно играл значительную роль в политической жизни мусульманских стран как идеология повстанческих движений, а также антиколониальной борьбы.

1. Суфизм

С точки зрения суфиев, суфизм - это путь очищения души от дурных качеств (нафс) и привитие похвальных качеств духу (движение). Этот путь мюриды("искатель", "жаждущий") проходит под руководством мюршида ("духовного наставника") дошедший до конца пути и получил от своего мюршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).

Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности обучения, согласно канонам восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза ("печати сердца") от своего шейха на наставление мюриды, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизма (тассаввуфу, тарикат).

Согласно канонической традиции, суфием может быть исключительно мусульманин, все такое, что противоречит Шариату не может быть суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в "Мактубат" ("Письмена"). При этом подразумевается Шариат как исламская дисциплина и традиции является составной частью пути.

Богослов аль-Газали(1058 - 1111) считал, что суфизм - это сама суть ислама.

Богослов Ибн Тайм (1263 - 1328), неоднозначно относился к суфизма, но полностью в отличие от Ибн Абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Стоит отметить, что среди мусульман наблюдается довольно не однозначное отношение к суфизма, от полного отрицания данного явления, к фактическому замещения исламских религиозных чувств в контексте либерального ислама.

Шариа́т (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Время и место появления — VII—XII века, Халифат.

Шариат опирается на Коран и сунну; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы (нормы вежливости) без сколь-либо подробного разделения.

В настоящее время существует четыре суннитских направления (школы или мазхаба) шариата: Малики, Ханбали, Ханафи, Шафии. Ранее существовало ещё одно направление (школа или мазхаб) шариата — Захири.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...