Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Либертарно-юридическая концепция или теория



(Теория, разработанная Владиком Самбутович Нерсесянцем, проистекает из работ Аристотеля)

Его последователи: В.А. Четверин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова(!!!)

Поскольку она либертарная, то смысл ее заключается в том, что здесь понятие права объясняется через понятие свободы, точнее, через это понятие дается общее понятие права и государства. Вот на этом я сразу хочу заострить ваше внимание. Очень часто разрывают право и государство, причем совершенно безосновательно.

В соответствии с либертарно-юридической теорией, да в общем-то, так оно и есть, то, что мы называем государством в смысле западноевропейского феномена публичной политической власти, который складывался в Новое время, но который имеет свои истоки и в античности, государство в смысле этого феномена и право – это, в сущности, одно и то же. Когда в разного рода либеральных версиях говорится о том, что государство есть необходимое зло, это – ошибка.

Право и государство, в сущности, – одно и то же. Одно без другого существовать не может. По происхождению они одинаковы, – когда возникает право, тогда и возникает государство и так далее. И вот почему.

Право – это специфические общеобязательные нормы, это такой специфический социо-нормативный регулятор, т.е. специфические, особенные, особые, не везде существующие социальные нормы. Но это общеобязательные социальные нормы. А везде, где есть общеобязательные социальные нормы, с необходимостью существуют властные социальные институты, которые призваны эти нормы формулировать и поддерживать, обеспечивать принудительной силой. Иначе говоря, без некоего властного института право как общеобязательная норма существовать не может. Возникает право – возникает и государство, государство и право – это, в сущности, одно и то же.

Свобода не может существовать в неправовой и в негосударственной форме, свобода в обществе предполагает, что все свободные – свободны в равной мере, а их отношения, отношения свободных, регулируются общеобязательными нормами. Эти общеобязательные нормы называются правом, и есть публично-властные, или официально властные институты, которые эти нормы формулируют, выражают, обеспечивают своей принудительной силой, и только таким образом и возможна свобода.

Для анализа и характеристики отношений и связей сущности и явления в сфере права (и соответствующего правового понимания государства) в либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция (юридико-логическая конструкция, схема, модель) различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права - то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа (от произвола, с одной стороны, от моральных, религиозных и иных социальных норм, с другой стороны), т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя (правоустановительной власти). Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила (нормы). Термин "закон" здесь используется в собирательном смысле и охватывает все источники официально установленного (позитивного) права, поскольку все они представляют собой официально-властные явления (эмпирические тексты) нормативного характера, наделенные законной (принудительно-обязательной) силой.

С учетом отмеченного различения права (как сущности) и закона (всех источников позитивного права) как явления основные (крайние) варианты их соотношения выглядят так: если явление (закон, положения тех или иных источников позитивного права) соответствует сущности, речь идет о правовом законе (о правовой норме, о позитивном праве, соответствующем сущности права); если явление (закон, положения того или иного источника позитивного права) не соответствует сущности, противоречит ей и т.д., речь идет о неправовом законе (о противоправном, правонарушающем, антиправовом законе, о противоправной норме, противоправном позитивном праве).

В рамках этой концепции различения и соотношения права и закона (как соответственно сущности и явления) под сущностью права мы имеем в виду принцип формального равенства, который, согласно нашей трактовке, представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права - всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три модуса единой субстанции, как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого (одно свойство без других свойств) невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры).Итак, либертарно-юридическая теория утверждает, что сущность права – это свобода, и что право и государство суть необходимые формы свободы, а именно:право – нормативная форма свободы,государство – институциональная форма свободы.Сущность права - в триединстве свободы, равенства и справедливости.

Право - это справедливый порядок общественных отношений, который исходит формально-равной свободы каждого члена общества. + Право включает: правовую норму и субъективное право человека на некоторую свободу. + Право - это порядок общественных отношений, который должен гарантировать справедливость, который ищется в справедливости с ее равной выгодностью для всех индивидов. В основе справедливости лежит принцип формального равенства, которое раскрывает сущность и содержание права. Все люди признаются равными в своей свободе. Свобода каждого члена общества ограничена свободой других членов.Право и государство, в сущности, – одно и то же. Одно без другого существовать не может. По происхождению они одинаковы, – когда возникает право, тогда и возникает государство и так далее. Начитка (Чухвичев) Одна из самых новых теорий. Возникла в 70-80 годы 20 века. Нерсесянц. Суть права - закрепление меры свободы человека. Право призвано определить границы свободы человека в обществе. Свобода - возмо-ть дейст-ть в рамках прав других людей. чтобы дей-я не нарушали свободу других людей. Человек ограничен свободой других людей в обществе.Свобода дб приведена в равновесие в обществе.Человек м дейст-ть пока не начнется свобода других лиц.Закрепление возможных пределов вмешательства гос-ва в жизнь человека. Защита свободы человека. Теория мб использована для обеспечения прав.сознательности людей. М использ-ся для повышения эффективности права и правосознания людей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 842 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...