Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные направления развития постмодернизма (историзм, хай-тек, регионализм и другие)



Постмодернизм (postmodernismпосле модернизма) — культурное течение, проявившееся, прежде всего, в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности.

Регионализм По мнению автора, регионализм можно трактовать как комплексный подход к архитектурному проектированию, базирующийся на максимально полном учете местных особенностей разного рода, определяющий специфику построения архитектурного объекта и направленный на создание преемственности в рамках определённого культурного и географического контекста. Регионализм в архитектуре проявляется в различных направлениях, соответствующих глубине переработки исходного материала. В ходе анализа построек и проектов, созданных в рамках регионального подхода, нами было установлено, что акцентирование внимания на различных аспектах приводит к появлению разных стратегий в русле региональной архитектуры, в частности, это:

Историзм - важнейший принцип нового направления, полемически заостренный против универсальности «интернационального стиля».
Творчество постмодернистов открыто в историю, чего нельзя сказать о «современной архитектуре», которая ушла так далеко вперед от деревянно - каменно - кирпичного зодчества, что казалась вообще лишенной исторических корней. Так и Эйфелева башня некогда казалась экзотическим чудом (или пугалом) рядом с ансамблями старого Парижа. Изучение этнографических материалов, национальных и региональных особенностей быта и жилой среды, знакомство с обычаями, традициями и эстетическими вкусами, непосредственные «погружения» в жизненную атмосферу наций, народностей, этнических групп - все становится важным и нужным для архитектора, полагающим историзм непременным условием своего творчества.
Теоретическое рождение историзма относится к концу 50-х годов. В это время возник вопрос о том, какую архитектуру можно противопоставить модернизму с его «экспрессией бетонного блока, массивностью сочленений и общей бруталистской трактовкой». Консервативные англичане в лице профессора Рэйнера Бэнема и его учителя Николауса Певзнера высказывались против возрождения итальянского «нео-либерти», ставя в упрек приверженность итальянцев к «нео-Ар-Нуво» и «нео-де-Стиль», «нео», распространяющееся повсюду, подобно ядовитым сорнякам. Итальянская школа ожесточенно сопротивлялась нападкам критики и прессы, в свою очередь, обвинив англичан в чопорности и пуританстве.Первые постройки итальянского историзма стали появляться уже в начале 50-х годов (Луиджи Моретти - использование рустованного основания в доме Джирасоль 1952 г.) Уже позже историзм появился в Испании, США и Японии.

Хай-тек Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрахпозднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане —Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянецРенцо Пиано. Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда [Эйфелева башня]). ай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты [Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.использование прямых линий и форм.Широкое применение стекла, пластика, металла.Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.Широкое использование серебристо-металлического цвета.Высокий прагматизм в планировании пространства.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.

Структурализм - (от лат. - structure - строение, распол жеиие, порядок) направление и интеллектуальное движение в философско-гуманитарном познании 1950-70-е гг. XX ст., базирующееся на выявлении структуры - устойчивых многоуровневых самовоспроизводящихся связей и свойств объекта, системы. В античности понятие структуры было синонимом понятия «форма». В XIX веке, когда возникли предпосылки синтеза философских и конкретно-научных знаний, понятие «структура» приобрело общенаучный статус. Современная философия понимает структуру как совокупность устойчивых внутренних связей объекта как целого и тождественного самому себе, а учение структурализма объясняет мир с помощью понятия «структура».

Отличительные черты структурализма:
- безличная логика;
- порядок;
- целостность;
- слаженный ансамбль;
- органическое единство.

Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; характерные произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утзон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кэндзо Тангэ).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...