Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Племенные союзы усуней и кангюев. 3 страница



Культура казахов Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, является автором героической поэмы "Есим". Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру. Письменная литература Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме". Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы. Песни В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Народные празднества Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки (ас) и др. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байга), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников. День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс). Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры "кок 6epi" (серый волк) и "кыз 6epi" (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра - жарыс (конное состязание) и большая облавная охота (аба камаргы). Религия Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана).

29) Жеты Жаргы – административные права каз народа. В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник – “Жеті Жаргы”, который был составлен Тауке ханом. Он собрал для совета трех биев Толе-би, из старшего жуза, Казыбек-би, из среднего жуза и Айтеке би, из младшего жуза, и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. В “законах” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства: - за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем; - за воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – смерть; - родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, убийца возвращает себе жизнь, платя кун за мужчину 1000, а за женщину 500 баранов; - за убийство султана или хаджи – кун за семь человек; - если жена убьет мужа – смерть, или жизнь но позор; - родители за убийство своих детей ничем не наказываются; - изнасилование равняется убийству – наказание смерть; - богохульника, изобличенного семью свидетелями должно убивать каменьями; - сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят по аулам и сидящего на ней бьют плетью; - чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных; - каждый должен являться на собрание с оружием, безоружный не имеет голоса и младшие могли не уступать ему место. Есім ханнын ескі жолы. Суть этой реформы заключалась в том, что главенство закрытой элиты – Торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода байская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их своеобразной конституции - Есім ханнын ескі жолы (древний путь Есим-хана), принятой как дополнение к кодексу Касым-хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в биев и батыров, а также их взаимные права и обязанности. При Касым-хане был разработан кодекс законов “Касым ханнын қасқа жолы” - “Светлый путь Касым хана” – ставший в последствии источником обычного права казахов.

30) Соц-экономическое и полит положение КЗ в 1 половине 18 в. Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиска джунгар на казахские земли. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в КЗ была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями средней Азии. Но Тауке хану удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоление сепаратизма знати, консолидации народа. При нем был составлен свод норм обычного права (Жеты жаргы), определивший основные принципы правопорядка и гос. устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710, 1711, 1715, 1718 годах. В 1724, 25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 г – «год великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Все большему давлению, экономическому и политическому подвергались племена и роды среднего жуза со стороны русских властей, утвердившихся в юж. Сибири, на территории прииртышья, на землях Алтая. Массовые потери скота и пастбищ привели к значительному обострению хозяйственного кризиса в старшем и среднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданных ослабляли позиции хана, усиливалась вражда и раздоры. В трудной полит и эконом. обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Дальнейшие этапы полит, эконом и этнокультурной истории казахов связаны с временем колонизации Россией казахских земель(можно говорить на тему строительства укрепительных крепостей – сначала как защита от джунгар, а потом как очаги казачьих колонизаций)

31)Джунгарское нашествие на территорию КЗ (актабан шубурынды). С образованием в 1635г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге К. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству населения. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710-1711гг., в 1713г. и 1718г.. в 1724-1725 джунгары разгромили города Туркестан, Ташкент. А в 1723г. – год «Великого бедствия» разметал казахов далеко за пределы их этнической территории. Годы правления Цеван-Рабдана и его преемника Голдан-Церена были временами наибольшего могущества Джунгарского ханства.В 1723г. в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Конси, был заключен джунгаро-китайский договор, российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо реальных притязаний. Воспользовавшись раздробленностью казахских ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгары в 1723г. двинули свои войска в пределы К., в 1723г. первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья. Временем нападения джунгаров была выбрана весна 1723г., когда после зимовки ослабевшие казахские аулы готовились к откочевке на джайлау. В этом году был сильный джут. Джунгары осуществляли нападения войском в 70 тыс. человек, двигаясь семью крупными клиньями. Сам Цеван-Рабдан продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цеван-Рабдана – Шона-Даба. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Ср. жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Ср. жуза отошло к Самарканду, а Младшего – в пределы Хивы и Бухары. В том же 1723г. джунгарские феодалы отрезали казахские ханства от городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайран. От этих времен есть великая песня «Елимай». Борьбу против захватчиков возглавили батыры, военачальники, такие, как Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Жанибек и другие, важную роль сыграли несгибаемая воля Аблая. Одно из крупнейших сражений произошло в 1726г. на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахские войны нанесли здесь джунгарским полчищам чувствительное поражение. Место битвы получило название «Калмак-кырылган» (место гибели калмаков). В 1729г. произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарами на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Аныракай, где объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу. Войско джунгаров начали отступать по реке Или на восток. Но в это время предводители казахского ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти, что облегчило действия ойратов и свело на нет многочисленные жертвы и усилия народа в борьбе с джунгарами.

32) Принятие подданства Рос империи казахами младшего и среднего жузов. После победы у Анракая Абулхаир откочевал к русским границам и направил посольство в Уфу с предложением вступить в русское подданство. Хан Младшего жуза не случайно выступил инициатором принятия казахами российского подданства. Еще в начале 1726 г. он отправил своего посла в Петербург для переговоров с царским правительством о "протекции". Когда в 1730 г. съезд родоправителей Младшего жуза поручал Абулхаиру вести переговоры с Россией о военном союзе, он вновь возбудил ходатайство о подданстве. В конце 1731г. Абулхаир и батыр Богенбай направили своих представителей в Ср. жуз, обещая хану Семеке в случае принятия Российского подданства обеспечить безопасность региона с помощью русских войск. Семеке принял предложение послов Абулхаира. В 1732г. в состав России формально вошла некоторая часть Ср. жуза. Семеке собирался соблюдать договор с Российской империей: совершил набеги на башкир – феодалов российских подданных. Угроза Джунгарии побудила влиятельных феодалов Ср. жуза повторно обратиться к России с просьбой принять их в ее состав. Грамотой Анны Иоановны от 10 июня 1734г. просьба Семеке и его сторонников была удовлетворенна. В 1740г. приняли присягу на подданство хан Ср. жуза Абулмамбет и влиятельный султан Аблай. Текст его присяги не отличался от предыдущих «клятвенных обещаний». Султан Аблай в дополнение к тому, обнадеживал Татищева, хотя набиравший опыт в политической борьбе молодой султан свои надежды связывал и с Цинской империей. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Военная угроза со стороны Джунгарии не была ликвидирована. В 1741 г. джунгарские отряды вновь напали на казахские земли. В 1748 г. Абулхаир был убит султаном Бараком, недовольным его прорусской политикой.

33) Колониальная политика царизма в 18 веке в КЗ. В 1756г. Был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Решение правительства, принятое в интересах яицкого казачества, усилило антиправительственное настроение. Крепости и другие военные сооружения, которые царизм интенсивно воздвигал особенно на р.Урал, призванные оборонять русские селения от набегов кочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. Зависимость от конкретных условий и целей царские власти не считались с позицией хана Нуралы, который под давлением современников робко выражал недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий. Следующим этапом борьбы с остатками каз государственности явилось попытка внедрения новой системы российского управления в м.ж. которая должна была привести к отмене ханской власти. Но проект реформы оренбургского губернатора Эгельсторма был обречен на неудачу и отменен. Вскоре нуралы хан, не обеспечивающий проведение рос. политики и под натиском Срыма Датова был отстранен от ханской власти. Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность м\у сибирс. администрацией и каз султанами. Усиление военных акций царизма в регионе, и угроза вторжения цинских войск побудило султанов во главе с Аблаем принят суверенитет Цинского богдыхана при сохранении российского подданства. (1756г.) недовольство ках населения вылились в ряд восстаний (самым крупным из которых – под предводительством Кенесары Касымова), которые отодвинули на 10-15 лет военное покорения КЗ. С целью вытеснения кокандских беков с территории КЗ царизм приступил к организации военных экспедиций в Заилийский край. В скором времени были основаны крепости Копал, Лепсинск, Урджар. Главным оплотом колонизации края стало крепление Верный 1854г. Административными – политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открытый широкие возможности для заселения каз края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на мало пригодные земли. Получив бесконтрольную власть над болшей частью населения Россия расширяла колонизаторскую политику пости во всех сферах.

34). Государственная деятельность хана Аблая. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. В конце 20 - 30-х г. Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках. После смерти Галдан-Церена в Жонгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками. Поддерживая поочередно то одного, то другого претендента на престол, Аблай сумел добиться значительных территориальных уступок от жонгар. Главной целью султана Абылая было обеспечение независимости Казахского ханства в условиях двойного подданства. В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абильмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался. Только после смерти хана, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмета Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. Хан Абылай (1771-1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Будучи подданным Российский империи, Абылай в то же время неоднократно посылал посольство в Пекин, ища у китайского императора поддержки против русских колониальных властей. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Шымкентом и Ташкентом. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства. Формой правления в течение его десятилетнего пребывания на престоле было единовластие. Он через своих тюленгутов (хан­скую гвардию) контролировал использование лучших пастбищных угодий. Опираясь на знаменитых биев - Каз дayыcты (гусиный голос), Казыбека, Толе бия, совершенствовал для укреп­ления своей личной власти законы Касым хана, Есим хана. Ограничил биев-казы в решении судебных дел. Совет биев не играл существенную роль, как это было при Тауке хане. Абылай создал боеспособную армию, поощрял раз­витие земледелия, сам создал несколько кюев. Имя Абылая осталось в памяти казахского народа и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

35) Народно-освобод движение в Младшем жузе под рук Срыма Датова. Через семь лет после подавления Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева, в которой казахи приняли активное участие, в Младшем жузе в 1783 г. снова вспыхнуло восстание шаруа, во главе, которой стал Срым Датов. Поводом для выступления С.Д. послужили события 1782 – 1783 гг., когда во время воинских поисков из казахских аулов, самовольно перешедших на внутреннюю сторону, было угнано более 4 тыс. лошадей. В 1783 г. Срым стал жертвой предательства хана Нуралы, был захвачен русской карательной экспедицией и заключен в тюрьму. После освобождения, весной 1784г., батыр вновь приступил к организации вооруженных повстанческих отрядов, вскоре в них было более 6 тыс. человек. Борьба, начавшаяся столкновениями с казачьими отрядами теперь была направлена (в 1785 – 1789) против ханов и султанов. Чтобы предотвратить дальнейшие волнения среди казахов, генерал-губернатор Оренбургского края барон Игельстром установил непосредственные связи с Датовым, старшинами его сторонников – и вручил им «открытые листы», в которых участникам восстания было обещано прощение царского правительства. Обсудив на собрании старейшин обещание Игельстрома Срым и его сторонники, в свою очередь, потребовали от него устранения Нуралы и его родственников от ханской власти и отмены каких бы то ни было ограничений в пользовании землями на внутренней стороне. Тем временем повстанческие отряды Срыма усилили свои нападения на аулы ханов и султанов. Они напали на Илецкий городок и Красногорскую крепость. Весной 1786 г. хан Нуралы бежал в Россию, где 3 июня 1786 г. Екатерина II подписала указ об отстранении Нуралы от ханской власти. Игельстром попытался опереться на Датова и старшин и построить управление Мл. жуза без хана. В 1786 – 1787 гг. были организованы новые органы власти: пограничный суд. Но власть после бегства Нуралы перешла в руки Срыма и наиболее влиятельных старшин и биев. Срым и его отряды, не признав избранного в августе 1891 г. в ханы ненавистного народу султана Ералы – брата Нуралы, усилили нападения на аулы султанов. Восстание развернулось с новой силой. 27 марта 1797 г. Датов напал на аул хана Есима, которого казнил в своей ставке. Для управления Мл. жузом в августе 1797 г. был создан ханский совет под председательством старейшего из султанов Айшуака, куда также вошли представители царской администрации, муфтий Хусаинов и 6 старшин. В состав ханского совета вошел и Датов. Таким образом, удалось восстановить управление Мл. жузом как оно сложилось в 1785 – 1787 гг. Избрание ханом Айшуака лишило Срыма поддержки старшин, он потерял опору в жузе и откочевал со своими сторонниками в Хивинское ханство. Дальнейшая судьба Срыма неизвестна. Восстание С.Д. вовлекшее в свою орбиту широкие народные массы – шаруа, как антифеодальное и антиколониальное, является крупным этапом в истории казахского народа. Его поражение было вызвано общими причинами, присущими крестьянским движениям феодального периода: стихийность, неорганизованность, отсутствие ясной программы, силы повстанцев были значительно слабее хорошо вооруженных частей русских регулярных войск.

36) Культура КЗ в 18 веке. Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшим и традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение КЗ. к России. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного XVIII в. Бухар- жырау (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов-поддерживал хана Аблая, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.

37) Политическое положение КЗ в 1 половине 19 века. Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века. Генералом-губернатором Сибири Сперанским был разработан «устав об Сибирских киргизах» принятый в 1822 г. Согласно реформе Сибирь была разделена на две части – Восточную с управлением в Иркутске и Западную в центре с центром в Тобольске, а с 1839 г. в Омске. Эта часть получила название «Область сибирских киргизов» для них был разработан устав 1822 г. Основная задача «Устава» заключалась в том, чтобы уничтожить последние останки независимости Казахстана, включить казахские степи в состав империи., изменение административного, территориального, судебного управления Казахстана. Согласно уставу область сибирских киргизов была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. Уставом устанавливались сборы и подати. Во главе округов стояли окружные султаны. Во главе волости стояли волостные султаны. Во главе аула стояли аульные. Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Последний хан младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург. Ему было присвоено звание «первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии». Младший жуз был разделен на три части: западную – из родов байтулы, среднюю – жетыру и отчасти алимулы, восточную – из алимулы, кыпчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленные во главе частей, были чиновниками Оренбургской пограничной Комиссии, куда вошли председатель, по 4 советника и заседателя из состоятельных казахов. Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором, по рекомендации пограничной комиссии. Как султаны -правители, так и их помощники ставились из среды султанов. Условно казахов разделили на прилинейных и степных, независимых. В 1831г. среди прилинейного населения стали организовываться административные единицы для регулирования учета населения и сбора податей– дистанции. дистанции делились на старшинство. И дистанционные начальники, и старшины назначались оренбургской администрацией. Дистанционные начальники обязаны были выполнить все предписания и распоряжения султана-правителя, пограничной комиссии, военного губернатора и линейного начальника, а также извещать линейные власти о «злонамерных слухах и намерениях подданных и казахов». В 1844 г. было принято «положение об управлении оренбургскими казахами». Разделение на части и дистанции оставались без изменений, однако, были введены должности попечителей из русских чиновников, контролировавших действия казахской администрации. Полностью была ликвидирована самостоятельность казахских аулов, административные единицы стали строиться без учета родоплеменного деления казахов. Вывод: в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма.

38) Народное восстание в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Поводом для антиколониального и антифеодального восстания послужило назначение в 1833 г. зятя хана Жангира Караулкожи Бабажанова правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря. Восстание в Малой Орде делится на три этапа: 1833 – 1836 гг. – формирование главных предпосылок восстания; начало – конец 1837 г. – период развития восстания, сталкновения с карательными войсками царя и вподручными хана; декабрь 1837 г. – июль 1838 г. – период ослабления сил восставших и их поражение. Основная движущая сила восстания – казахские шаруа. Вместе с ними приняли участие ряд представителей старшин, биев. Предводительствовали восстанием старшины Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Главная цель движения – ограничение власти хана, улучшение положения шаруа, изменение земельной колониальной политики царского правительства. Эти требования шаруа совпадали с интересами ряда групп биев, старшин, недовольных самоуправством хана. К концу октября 1837 г. восставшие успели окружить ханскую резиденцию. 13 декабря 1837 г., прорвав заградительню сеть вблизи Жаманкалинской крепости, Исатай успел уйти на восток. Прибытие Исатая в Младший жуз по времени совпало сдвижением шаруа, ызванным восстанием Кенесары Касымова. В этот период Исатай предпринял попытки повторного восстания. в январе 1838 г. отряд Исатая приблизился в район озера Шошкаколь и Горской крепости, создавая угрозу для Уральской военной линии. Опасаясь нападения Исатая на Внутреннюю Орду, Перовский принял чрезвычайные меры для усиления обороноспособности крепостей. 12 июля 1838 г. военные силы обеих сторон в местности Акбулак начали последнее сражение, в котором Исатай был тяжело ранен и впоследствии растрелян. Восстание было раздробленным, повстанческие отряды как во Внутренней Орде, так и на основной территории Младшего жуза, были разобщены; карательные отряды были намного лучше вооружены, имели военную выучку, располагали многочисленными резервами и гарнизонами крепостей; они сообща действовали со сторонниками хана;. Восстание, хотя и потерпело поражение, имело некоторые положительные последствия. Был поставлен предел для ежегодного роста налогов в пользу султанской группы, ханского двора и ханских родственников. Царское правительство было вынуждено считаться с поддержавшими восстание старшинами казахских аулов. В целом историческое значение восстания заключалось в том, что оно по своиму содержанию было освободительным, направленным и против колониализма, и против социального угнетения.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 428 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...