Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Племенные союзы усуней и канглы. 3 страница



22.Экономика и Культура казахов XIII-XV. Главной отраслью хозяйственной деятельности населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в XIV-XV вв. оставалось скотоводство. Самым распространенным в Казахстане был полукочевой тип скотоводства. При таком типе скотоводства кочевники могли одновременно заниматься земледелием и сенокошением, т.е. заготовкой корма на зиму. Скотоводство давало населению основные продукты питания – мясо, молоко, жиры, кумыс, а также сырье для изготовления одежды, обуви, домашней утвари. Кочевой способ хозяйствования определил и тип жилища – юрту, которая была более приспособлена к кочевой жизни. Практически все детали юрты каждая семья могла изготовить собственноручно. Кроме традиционной юрты существовали передвижные жилища – куйме, поставленные на повозки, перевозимые быками или верблюдами. Казахское население в регионах с оседлым или полуоседлым хозяйством умели строить постоянные жилища. Дома строились из глины, дерева и камня. В таких домах люди жили в зимнее время. В городах строили дома из сырцового кирпича прямоугольной формы, с камышовой кровлей. Появились общественные бани. Как и в прежние времена, одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Благодаря пролегавшему через территорию Казахстана Великого Шелкового пути, население могло приобретать ткани для пошива одежды. Развивалось ремесленное производство. Изготавливалась конская сбруя, арканы, куруки, различные виды привязи. Ремесленники обеспечивали скотоводов такими видами оружия, как лук со стрелами, копье, сабля, шокпары и т.д. Для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты др. Важную роль в жизни населения Южного и Юго-Восточного Казахстана играло земледелие. С конца XIII - начала XIV вв. постепенно восстанавливались города Сыгнак, Ясы, Сауран, Отрар, Сайрам и др. Возрождение присырдарьинских городов оживило земледелие, ремесленное производство, рос торговый обмен. Основные произведения устной литературы передавались из поколения в поколение, постепенно формировался и развивался такой жанр литературы как фольклор. Распространенными жанрами литературы были сказки, наиболее известными из которых были: «Куламерген-Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик» и многие другие. Из эпических сказаний о батырах постепенно складывались эпические поэмы и легенды. О совместной борьбе кыпчаков и киятов против калмыков говорится в поэме о Кобланды батыре. После распада Золотой Орды возник ряд эпических произведений, главными героями которых были батыры Ер Таргын, Орак, Ер Косай и др., защищавшие свой народ от врагов. В XIV-XV вв. постепенно складывается письменная литература, созданная в основном на кыпчакском языке. В числе таких литературных шедевров были «Кодекс Куманикус», «Огузнаме». Многообразным в жанровом и тематическом плане было музыкальное искусство. Большинство песен сопровождало трудовые процессы и семейно- бытовые обряды. Наиболее распространными были лирико-бытовые песни на семейные, житейские и любовные темы. Разнообразной по тематике и содержанию, популярной среди народа была инструментальная музыка. До наших дней сохранились Кюи «Ескендир», «Камбар батыр», «Шора батыр» и др. Религиозные представления кочевого и оседлого населения Казахстана XIV-XVI вв. отличались многообразием. Большинство населения придерживалось шаманизма и почитало культ предков. Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. С VIII в. в Казахстане начал распространяться ислам. В XIV в. исламская религия была принята подавляющим большинством населения Казахстана. Эта религия была суфистского (мистического) толка. Многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства. Таким образом, в XIV-XV вв. многие элементы ислама и шаманизма существовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо).

23.Этапы формирования казахской народности. Существуют две основные концепции происхождения казахской народности: 1) автотохтонная – формирование народности на основе местного этнокультурного субстрата (из племен и племенных объединений издревле населявших Казахстан), 2) миграционная – утветждающая, что предки казахов сравнительно поздно пришли на территорию Казахстана и не имеют ни какой связи с древним населением региона.В научной литературе утвердилось понимание этноса, то есть, народа, нации, народности – общности людей исторически сложившейся в процессе разложения племенных отношений на базе общности культуры, языка, территории.Основные этапы образования казахской народности:1) 5-3 вв. до н.э. в число древних предков казахов вошли племена саков, усуней, канглов. На протяжении этого периода сохраняются европеоидные черты местного населения.2) середина I-го тысячелетия (эпоха «Великого переселения народов»), проникновение гуннов-тюрков на территорию Казахстана, происходит смешение местного населения с тюрками, усиливаются монголоидные черты. Тюркская речь становится преобладающей. Образование древнетюркских государств приводит к интенсивному притоку тюркоязычных племен.3) 9 век – продвижение кимаков и кыпчаков к правобережью Сырдарьи.4) 11- начало 12 века продвижение с Алтая найманов и кереитов. Образование кыпчакского ханства. Кыпчаки уже стояли на пути сложения народности.5) 13 век процесс этногенеза прерван монгольским нашествием, что внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и антропологический тип, усиливаются монголоидные черты. Сами монгольские племена ассимилируются в местной тюркоязычной среде, перенимают язык, религию, материальную и духовную культуру.6) 14 век возникновение государственных объединений на местной этнической основе. Стабилизируется этнический состав племен, устанавливаются общие этнические черты разных племенных объединений, появляется единый язык и религия.7) конец 14 – начало 15 века завершающий процесс формирования казахской народности.Основу казахской народности составили: саки, усуни, канглы, жалайиры, кыпчаки, найманы, кереи, аргыны, дулаты, коныраты, мангыты.Сложившаяся народность с 15 в. известна под именем «Казахи». По словарю Бергауза слово «Казах» означает свободный, независимый. По Бартольду «Казах» - человек отделившийся от своего государства, племени, рода и вынужденный вести свободный образ жизни. В восточных источниках термин «Казах» применяется в обозначении политической группировкиво главе с Жанибеком и Кереем. Сначала их называли узбек-казахами.Сложившаяся народность делилась на три этно-территориальных объединения (жуза):Старший жуз занимал территорию Южного и Юго-Восточного Казахстана. В него входили племена усуней, канглов, жалайиров, албанов, суанов, далатов.Средний жуз занимал территорию Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана. В него входили племена кыпчаков, аргынов, найманов, кереев, коныратов, уаков.Младший жуз занимал территорию Западного и Северо-Западного Казахстана. В него входили племена жетыру, алим-улы, бай-улы.

24.Образование казахского ханства. Социально-экономические и этнополитические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV—XV вв. привели к образованию Казахского ханства. Время образования ханства было предложено В.В.Вельяминовым - Зерновым на основании сообщения Мирзы-Мухаммеда Хайдара Дулати в «Тарихи Рашиди» считать 870 год хиджры (1465-1466 гг.), середины 60-х годов XV в. Ханства, возникшие здесь во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между джучидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, джучидами. Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого п полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. ХVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан.В исторической литературе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кьшчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством джучидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х п. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягог феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г. был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья. Источнии повествуют об активной внешней политике первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака. Последние три десятилетия XV в. — это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мошь тимуридов, их влияние. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451 —1510 гг.). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и-Кыпчаке и на присырларьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбанн потерпел поражение - и в 1486 г. ушел в Хорезм. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в. гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.Во время правления хана Бурундука – с 1480 г. Приобрел известность сын Джанибека Касым (удачливый полководец предводитель конницы). В первой четверти 16в. при Касыме казахское ханство достигло наибольшего могущества. Хан Касым правил с 1512- по 1521гг. Фактически он начал править еще при Бурундуке. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахских территорий.

25.Казахское ханство XVI в ханы Касым,Хаккназар,Тауекель. Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Моголистана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. Таким образом, границы ханства на юге вышли на побережье Сырдарьи, на юго-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик.Уход Султан-Саида в 1514г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен Ногайской Орды. Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве, почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречье, стали единым целым. Число подданных хана Касыма современники (Мухаммад Хайдар-мирза) определяли миллионом человек. При Касым-хане узнали о казахском государстве и в западных странах начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов в западном направлении.Казахское ханство при Хакк-Назаре. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети 16 в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными в начале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назар а (1538-1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом. Хакк-Назар пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). Границы ханства менялись не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, а, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казахов оставалась в местах своего обитания и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Под власть Хакк-Нараза на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходило часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе. Хакк-Назару удалось взять под свой контроль земли от Сырдарье, Приаралья до Эмбы и по левобережье Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В южном Казахстане Хакк-Назар попытался раздвинуть круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Но вскоре Хакк-Назар вместе с сыновьями был убит.На смену Хак-Назару пришел хан Шигай /1580-1582 гг./. внук Джаныбека. продолживший линию своего предшественника. Активное участие в политических событиях принимал сын Шигая - Тауекель /1586-1598 гг./. Шигай и Тауекель были союзниками узбекского хана Абдалллаха и оказывали помощь последнему в подавлении мятежей его вассалов. Но вскоре Тауекель порвал отношения с узбекским ханом, началась многолетняя борьба между ними. В результате, казахам удалось захватить ряд областей. При Тауекеле начались дипломатические связи Казахстана с Россией. В 1594 году в Москву прибыл казахский посол Кулмухаммед для заключения дружественного соглашения.

26.Жеты-Жаргы-памятник права каз-го народа. В начале XVIII в. были составлены законы, вошедшие в историческую науку под названием Жеты-Жаргы. В русских и других источниках они называются «законы хана Тауке». Это была не только кодификация существовавших правовых норм, но и их существенное изменение и дополнение. Жеты-Жаргы передавались устно и до нас в полном объеме не дошли. Сохранились лишь отрывочные записи, сделанные русскими авторами много позднее, в основном в первой половине XIX в. Жеты-Жаргы являются своеобразным сводом норм обычного права, наиболее полно и ясно отразившим в себе основные принципы казахского феодального общества. Главное внимание в этих законах уделялось охране феодальной собственности и регулированию споров о собственности. Нарушителю феодальных прав угрожали жестокие репрессии. Обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера, они составили и утвердили законоположения. По времени их появление относится, вероятное всего, к 70-м годам XVIII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. В Жеты-Жаргы закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Согласно Жеты-Жаргы, верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Применялись и другие наказания, конфискация имущества. Существовал принцип коллективной ответственности, женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. Свод законодательных уложений Жеты-Жаргы действовал в пределах всего Казахстана.

27.Казахское ханство во второй половине XVI вв. Время правления Есим хана (1598-1628) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. 40 каракалпакских родов восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. Осенью 1603 года бухарцы выступили из Самарканда в Ташкент. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар полностью разгромило Бухарцев и осадило Самарканд, осада результата не дала. 1607 году бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 бухарский Иманкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел. В захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, ташкентцы подняли восстание и убили наместника. В 1613 году казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары. В 1613 году правитель Ташкента Турсун-султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. После захвата власти Турсыном ойраты совершили новый поход и сумели подчинить Старший жуз, Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. В 1621 году казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не успели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 году ойратов. В 1624 году Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора не смог. В 1627 году Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов. Турсын в это время напал на Туркестан, захватил в плен семью Есим хана. Турсын устроил ему засаду, но его войска были разгромлены, а он убит своими приближенными. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 года.После смерти Есим хана, ханом был провозглашен его сын Джангир (1628-1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией. 1 сражение было в 1635 году, но оказалось неудачным для казахов. Джангир хан попал в плен, освободился через год, на всю жизнь оставшись непримеримым противником джунгар, для борьбы с ними он заключил союз с киргизами. В 1643 году 50-тысячное войско вторглось в казахские кочевья. Джангир хан не успел собрать войско и выступил с небольшой дружиной (меньше 1000). Оба войска встретились в местности Кызыл-Кия. Джангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые применили, причем массово, огнестрельное оружие. Несмотря на все это, казахско-киргизский отряд был обречен, но в самый разгар боя в тыл ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантас батыром. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, закупив оружие у России, выступили против казахов. В одной из битв погиб Джангир хан. Казахи потерпели поражение и покинули Алатау. Тауке хан (годы правления 1680-1718 гг.) - один из самых выдающихся государственных дея­телей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в нацио­нальную историю. В целях усиления своей власти Тауке хан стремился опираться на биев, уже составлявших значительный слой класса феодалов, и в то же время ослабить роль султанов. Тауке установил, что только хан и бии- родоначальники должны выполнять судебные функции. В совете при хане главная роль стала принадлежать биям. Они были привлечены к участию в съездах феодальной знати, где решались наиболее важные вопросы внутренней и внешнеполитической жизни ханства. Все крупные межфеодальные споры разрешались лишь при непосредственном участии биев тех родов, интересы которых эти междоусобицы задевали. Постепенно бии превращались в носителей всей полноты власти на местах. Такими биями были в Старшем жузе - Толе, в Среднем жузе - Казыбек, в Младшем жузе - Айтеке. Тауке стремился поддерживать мирные отношения с Бухарским ханством, предпринимал меры для укрепления авторитета ханской власти и пытался подчинить себе казахские роды всех жузов. При Тауке частым стал обмен посольствами с Россией, расширились и торговые связи. Была сделана также, попытка собрать и систематизировать нормы обычного права казахов. Существовавшие с давних пор нормы казахского обычного права во многом устарели и не отвечали условиям экономической и социальной жизни казахского общества. В начале XVIII в. были составлены законы, вошедшие в историческую науку под названием Жеты-Жаргы.

28.Хозяйство и культура казахов в 16-17вв. Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды.Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние-кузеу и летние-жайлау. Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - джут. Причиной джута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау.Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами. Культура казахов. Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, является автором героической поэмы "Есим". Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме". Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.Песни В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Народные празднества Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки (ас) и др. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байга), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников. День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс). Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры "кок 6epi" (серый волк) и "кыз 6epi" (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра - жарыс (конное состязание) и большая облавная охота (аба камаргы). Религия Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана).

29.Культура КЗ в 18 веке. Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшим и традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение КЗ. к России. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного XVIII в. Бухар- жырау (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов-поддерживал хана Аблая, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...