Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Россия и страны СНГ



Второй важнейшей сферой внешней политики России стали отношения со странами СНГ.

В отношении стран Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. пыталась определить круг как своих, так и общих интересов. К 1999 г. она подписала в рамках СНГ более 800 документов, регулировавших взаимоотношения с государствами Содружества. Вначале они касались создания еди­ного рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о кол­лективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали толь­ко 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Тад­жикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия.

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Арме­нии, прибалтийских государств. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обошлись бюджету в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах ноября 1992 г.). Однако военные конфликты, разгоревшиеся в ряде рес­публик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), выну­дили руководство России направить на территории этих стран часть своих войск в качестве миротворческих сил.

В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ в 1990-х гг. были далеки от создания единого пространства. Во многом это было вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Борьба за доллар обрекала СНГ на распад. Крупным шагом к нему стала ликвидация единой рублевой зоны в 1993 г.

Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направ­лениях развивались политические и правовые системы. Новые госу­дарства активно устанавливали самостоятельные экономические, по­литические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование наци­ональных Вооруженных сил.

Российская политика в отношении стран СНГ в 90-е годы опреде­лялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали не­обходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассмат­ривалось в качестве главного направления российской политики. Дру­гой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обус­ловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приори­тетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономичес­кие процессы. В середине 90-х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ «Стратегический курс России с государствами — уча­стниками Содружества Независимых Государств».

В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел. Советом мини­стров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секре­тариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 90-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реали­зована.

Попытка скрепить Содружеством уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и прави­тельств в январе 1993 г, ожидаемого успеха не имела. Устав подписали 7 государств. В конце 1993 г. о присоединении к Содружеству заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ.

Характер и судьбу СНГ в 1990-е годы во многом определяли российско-украинские отношения. В 1993-1997 г. они были на­пряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя и др.

Начало практического раздела «советского военного наследства» привело к острому кризису в российско-украинских отношениях ле­том 1992 г. В центре внимания оказались вопросы о статусе Севастопо­ля и судьбе Черноморского флота (ЧФ). Уже в январе того же года Украина, игнорируя статус ЧФ как составной ОВС СНГ, стала требо­вать от личного состава принятия присяги на верность этой республи­ке. В ответ последовал визит Ельцина в Севастополь и его заявление о неправомерности претензий Украины. В конце марта Кравчук издал указ о переводе всех дислоцированных на Украине формирований под ее юрисдикцию, на что Президент РФ отреагировал 7 апреля указом о переводе ЧФ под юрисдикцию России. 9 апреля оба указа были приос­тановлены, однако решение о поднятии на кораблях ЧФ русского Анд­реевского флага едва не привело к вооруженному столкновению в Крыму. Конфликт подтолкнул президентов двух стран к личной встрече, ко­торая состоялась 3 августа 1992 г в Ялте. Решение проблемы Севасто­поля и флота было отложено до 1995 г., а на «переходный период» ЧФ переходил в совместное подчинение президентов России и Украины.

В 1992 г. возникли проблемы и с ядерным оружием бывшего СССР. Первоначально предусматривалось сохранение объединенных страте­гических сил сдерживания и нерасчлененность ядерного оружия. Уп­равление им находилось лишь в руках Президента России и Главноко­мандующего ОВС СНГ. Далее, однако, в отличие от Белоруссии и Казахстана, Украина не стала отказываться от статуса ядерной держа­вы. Более того, 2 июля 1992 г. она объявила своей собственностью 2 тыс. ядерных боеголовок, находящихся на ее территории (одна пятая стратегического потенциала бывшего СССР), что вызывало дополни­тельную тревогу, и не только у России. Начались «торги»: отказ от статуса ядерной державы Украина обусловливала требованиями мате­риального и политического порядка, которые адресовались как Рос­сии, так и мировому сообществу в целом.

В мае 1997 г. были, на­конец, урегулированы спорные вопросы между Россией и Украи­ной путем подписания полномасштабного (Большого) Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Договор стал результатом осознания руководством обеих республик того факта, что даль­нейшее промедление в урегулировании споров России с Украи­ной, возникших в результате распада СССР, разрушат не только двусторонние отношения, но и всю систему Содружества.

В конце 1995 г. вместо А.Козырева к руководству МИД РФ пришел Е.Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики России. «Но­вый курс» МИДа 29 марта 1996 г. был подтвержден подписанием договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной об­ластях.

Обретение независимости почти повсеместно сопровождалось ро­стом национализма титульных наций, что сказалось на «некоренном» населении. В новых государствах оказалось и 25 млн. русских. Трудности получения гражданства, сокращение сферы применения русского языка и возможности получения на нем образования, официальные и не­формальные препятствия для занятий определенными видами дея­тельности — все эти проблемы ставили новую для правительства Рос­сии задачу — защиту прав этнических россиян в новом зарубежье.

2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового простран­ства. В апреле 1997 г. взятый курс был развит в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. В декабре 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Бело­руссии и России, а через год, 8 декабря 1999 г. — Договор о соз­дании союзного государства. Однако реальное сближение двух республик идет медленно.

Распад СССР и раздел его вооружений привели к новым вспыш­кам межэтнических конфликтов в молодых государствах. Молдова уси­лила политический и военный нажим на Приднестровье, апогеем ко­торого стал вооруженный штурм Бендер в июне 1992 г. Почти одно­временно Грузия предприняла попытку с помощью оружия «усмирить» Южную Осетию. В августе начались грузинские войсковые операции против «абхазских сепаратистов». В войне в Абхазии дала о себе знать Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК) — организация со­лидарности, созданная четырнадцатью народами Северного Кавказа. КГНК объявила Грузии тотальную партизанскую войну и направила в зону конфликта до 5 тыс. добровольцев. В их числе находился чечен­ский батальон под командованием Ш. Басаева.

В октябре 1992 г. начались столкновения между ингушами и осети­нами — первый вооруженный межнациональный конфликт на терри­тории собственно Российской Федерации. Неблагоприятно для нее складывалась ситуация и в других регионах бывшего СССР. К моменту свержения в Афганистане дружественного нашей стране режима Наджибуллы и занятия войсками моджахедов Кабула в Таджикистане уже началась гражданская война. Россия, заинтересованная в сохранении порядка на границе с Афганистаном, была вынуждена вмешаться и в межтаджикские столкновения.

Все конфликты на постсоветском пространстве сопровождались многочисленными человеческими жертвами, в том числе среди мир­ного населения. Россия по историческим и политическим мотивам не могла оставаться в стороне от конфликтов. Это дестабилизировало обстановку внутри страны, осложняло ее отношения как с «ближ­ним», так и с «дальним» зарубежьем.

К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ не удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Рос­сией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-полити­ческой области: сокращалось российское воен­ное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализован­ной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе». Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.

Во второй половине 90-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интегра­ции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» свя­зей. С 1999-го Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большин­ство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эф­фективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рам­ках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углубле­нии интеграции в экономической и гуманитарной областях.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...