Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мягкое нёбо в пении



Что касается работы мягкого нёба в пении, то оно, как известно, выполняет роль заслонки, перекрывающей ход в носоглотку. Фонетика говорит, что чистые гласные рус­ского языка являются неназализованными, т. е. не имеют носо­вого оттенка, и, следовательно, произносятся с практически полным перекрытием хода в носоглотку. Небольшое, неполное прилегание мягкого нёба к стенке глотки еще не вызывает


носового оттенка звучания. Ощутимая щель уже вызывает но­совой призвук, а значительная ведет к гнусавости.

Как показывают рентгеновские снимки, снятые во время пе­ния, у профессиональных певцов ход в носоглотку активно перекрыт поднятым мягким нёбом. Это перекрытие сохраняется на всех гласных и на всем диапазоне, что соответствует чистому, неназализованному звучанию голоса у хороших профессиона­лов. Рентгеновский метод, одна­ко, еще не дает возможности су­дить о полноте перекрытия хода в носоглотку. Небольшие щели в боковых отделах мягкого нёба могут не быть зафиксированы рентгеновским снимком. Однако в случае действительно неплот­ного прилегания мягкого нёба к оттрнкя пР°ИСХ0*дение носового задней стенке глотки по всей его

оттенка голоса. Слева показа-

бо и проход в носоглоточную полость (заштрихована). Спра­ва — схема рупора с ответвлени­ем (заштриховано), которое яв­ляется фильтром-ловушкой для частот, совпадающих с его соб­ственным тоном.)

но несколько опущенное мягкое длине 'Рентгеновские снимки да-бо и проход в носоглоточную ют четкую картину щели.

Лишь на некоторых соглас­ных, например на м и н, на ко­торых рот замкнут и мягкое иё-бо опущено, звук достигает на­ружного пространства через носовые ходы.

В вокальной педагогике имеются разнообразные взгляды ia положение мягкого нёба в пении. Если одни требуют пол-юго перекрытия хода в носоглотку активно поднятым мягким нёбом, то другие требуют расслабленного мягкого нёба и счи­тают необходимым примешивать известную долю носового ре­зонирования к звуку, полагая, что это облагораживает звучание. Эти мнения порождают соответствующие приемы, которыми пользуются педагоги. Как известно, мягкое нёбо поддается изо­лированной тренировке. Глядя в зеркало, можно тренировать мышцы, поднимающие нёбную занавеску. Это и рекомендуют делать сторонники активного, поднятого нёба. Мягкое нёбо хорошо поднимается при зевании, откуда родилась формула «зевать, всегда зевать», которую любят педагоги — сторонники поднятого мягкого нёба. В методике многих педагогов разви­тию активности мягкого нёба придается чрезвычайно большое значение. Считается необходимым при ходе к верхним нотам чрезвычайно активно поднимать мягкое нёбо (Тессейр, Туччи, Тоти даль Монте и многие другие), без чего эти ноты не полу­чаются удачными.

Сторонники другого взгляда требуют пения как бы «через рот и нос одновременно» или «с заходом в носовой резонатор». В связи с этим они употребляют приемы, связанные с развитием навыка пения при несколько расслабленном мягком нёбе, с


элементами носового резонирования. В этом случае они избе­гают зевка, стараются о нем не говорить. В лучшем случае говорят о «мягком полузевке»; желая приучить ученика петь с элементами носового резонирования, они большое место уде­ляют «мычанию» и «нычанию», т. е. пению на согласные мин. Как известно; эти согласные приучают голосовой аппарат фони-ровать при закрытом рте и опущенном мягком нёбе. После того как голосовой аппарат привыкнет к этой координации, даются сочетания этих согласных с гласными ма, на и т. п. При этом педагог просит сохранить элементы звучания (место звучания) этих согласных на протяжении последующего гласного, т. е. формировать гласные при несколько опущенном, расслабленном мягком нёбе.

В связи с этим разнобоем во взглядах на положение мягкого нёба в пении следует рассмотреть его функцию и значение раз­личных приспособлений с точки зрения современных научных данных.

Прежде всего следует отметить, что мягкое нёбо в его функ­ции нельзя рассматривать изолированно, оторванно от других частей голосового аппарата, с которыми оно непосредственно связано в своей функции. Мягкое нёбо — это часть нёбного свода, часть одной из стенок ротоглоточного ру­пора. Этот рупор бывает построен у разных индивидуумов весь­ма различно' и правильно судить о наилучшем его положении можно только исходя из общей конфигурации рупора у данного человека.

Форма рупора надставной трубки (ротоглоточного канала) играет значительную роль как в вопросе выведения звуковой энергии в наружное пространство, так и в создании импеданса колеблющимся связкам.

Как показали рентгенологические наблюдения, у большин­ства лучших профессиональных певцов ротоглоточный канал на гласном звуке а (см. рис. 77) имеет более или менее пра­вильную форму расходящегося рупора. Форма со значительным перегибом встречалась у певцов с недостаточно качественными голосами. Очевидно, форма нёбного свода имеет определенное значение для проявления и развития певческого голоса.

С какой бы стороны мы ни рассматривали вопрос прохожде­ния звуковых волн по ротоглоточному каналу: с точки зрения низких частот, обтекающих стенки канала, или с точки зрения высоких, частично отражающихся от них, — форма стенок, тем более вогнутых, играет в этом вопросе несомненную роль. Плавный контур перехода от глотки через поднятое мягкое нёбо к твердому, характерный для ротоглоточного рупора певцов с полноценным голосовым материалом, способствует наилучше­му выведению звуковой энергии в наружное пространство. Раз-

1 Л. Б. Д м и т р и е в. Голосообразование у певцов. Указ. изд.


личные перегибы и дополнительные углубления в контуре в той или иной степени препятствуют этому.

Как показывают наши рентгенологические наблюдения, ана­томические взаимоотношения между мягким нёбом, твердым нёбом и задней стенкой глотки бывают весьма различны. Еще давно было отмечено, что небольшие размеры носоглотки и ко­роткое, мясистое мягкое нёбо всегда предпочтительней для

о

пения, чем длинное, мягкое нёбо и большие размеры носоглотки (см. рис. 83) (Тарно) *. Ямште-К1ин И. Л.2 при изготовлении коррелирующих пластинок нёб­ного овода, как правило, удли­няет твердое нёбо, сокращая участок мягкого.

Рис. 82. Вверху — форма нёбного свода у некоторых «неудачных» певцов, внизу — у отлично звуча­щих профессиональных (голосов, при пенни гласного а. У профес­сиональных голосов, как правило,

По нашим рентгенологиче­ским 'наблюдениям, при корот­ком, мягком нёбе и небольших размерах носоглотки, «сегда формируются более удачные контуры перехода от глотки к твердому нёбу. 3 этих условиях хорошо поднятое мягкое нёбо создает наилучшие отношения для формирования хорошей, ру-порообразной формы ротоглоточ-ного канала. При длинном м я г-к о м нёбе сильное его подня­тие ведет к созданию в заднем отделе нёбного свода дополни-

хорошо формируется.правильная тельного углубления (см. рис.
рупорообразная форма надстав- 83в). В результате получается
ной трубки. нёбный свод, состоящий из двух

куполов — заднего, за счет под­нятого мягкого нёба, и переднего — за счет естественного уг­лубления твердого нёба. Такая форма не способствует хоро­шему выведению звуковой энергии в наружное пространство. В этих случаях полузевок создаст лучшие условия для про­хождения звука (см. рис. 83г).

Приведенные анатомические отношения, складывающиеся у певцов при пении, помогают понять, почему одни профессиона­лы стремятся к полузевку, к некоторой назальности, при кото­рой получаются лучшие взаимоотношения между задней стен­кой глотки и нёбным сводом 'за счет несколько поднятого мяг-

1 Tarneaud, I. Traite pratique de phonologie et de phoniatrie, (Pa­
ris, 1941).

2 И. Л. Я м ш т е к и н. Личное сообщение.


Koto нёба, а другие — к полному, сильному поднятию мягкого нёца. Мы не думаем, что указанные причины являются единст­венными и исчерпывающими, но, несомненно, они играют зна­чительную роль в трактуемом вопросе.

Щ> случае небольшой щели в голосе появляется мягкий но-
сово^ призвук — назальность, которую любят некоторые певцы.
Как доказали исследования1, при небольшой назализации фор-
мантная структура певческого голоса оказывается подчеркну­
той за счет срезания интенсивности внеформатных областей
спектра. Эта |работа показы­
вает,'что небольшое сообще- о 6
ние между ротоглоточным ка­
налом и носоглоткой положи­
тельно сказывается на звуча­
нии певческого звука.

Рис. 83. Влияние индивидуальных вариантов строения нёбного свода на форму надставной трубки,при употреблении приема зевка: а —ко­роткое н толстое мягкое нёбо чаще всего создает при зевке хороший плавный переход от задней стенки глотки к твердому нёбу; б — более длинная носоглотка и длинное мяг­кое нёбо, при высоком твердом нёбе также дающая при подъеме хоро­ший контур перехода; в —зевок в случае длинной нёбной занавески н недостаточно высокого заднего отде­ла твердого нёба введет к образова­нию дополнительной лолостн в зад­нем отделе нёбного свода, что не­выгодно для голоса, г — в этом слу­чае прн полузевке получаются лучшие отношения. '

Обобщая данные по поводу положения и работы мягкого нёба в пении, можно сказать, что вопрос о его функции должен решаться индивидуально, в зависимости от строения смежных с ним отделов голосового аппарата и отчасти—типа голоса, которым пользуется певец. Рассматривать же этот воп­рос следует с точки зрения влияния мягкого нёба на общую форму ротоглоточного канала и на спектр проходящего по ка­налу звука.

Говоря о функции мягкого нёба в пении,можно сказать и о том влиянии, которое оказывают согласные н и м на работу

1 В. Г. Ермолаев, В. П. Морозов, В. И. П а р а ш и и а. Примене­ние спектрального анализа к исследованию роли носовой полости в певче­ском звукообразовании. Журн. «Вестннк оторннолярннгологнн», № 2, 1964, стр. 43—49.


голосового аппарата в целом. Их употребление ведет к при­вычке формировать без активного поднятия мягкого нёба, цто сказывается на последующих за ними гласных. Однако ^сть педагоги, которые любят долгие упражнения на н и м, видя в них большую пользу для певческой тренировки гортани. Обще­известно, что эти согласные звуки трудно воспроизвести на всем диапазоне, особенно в верхнем его участке. Без напря­жения они формируются только на центре. Сущность влирния этих согласных на работу гортани заключается в том, что это звуки с очень большим, даже чрезмерным импедансом. По­скольку рот на этих согласных закрыт, вся звуковая энергия устремляется через носоглотку и узкие носовые ходы, что и создает весьма большое сопротивление для работающего голо­сового затвора. Тренировка голосовых связок в условиях чрез­мерно высокого импеданса, т. е. с излишней нагрузкой сверху, как педагогический прием, может быть оправдана из указан­ных теоретических соображений. Однако чрезмерное увлечение этими согласными будет утомительно для голосового аппарата и поэтому нерационально. Очень осторожно следует пользо­ваться этими согласными и на верхнем участке диапазона, где перед гортанью и без того стоят весьма трудные задачи.

Следует обратить внимание на то, что само «мычание» и «нычание» хоть всегда создает чрезмерный импеданс, но мо­жет производиться при разном характере работы голосового затвора, т.е. «мычать» и «нычать» можно по-разному. Мы хоте­ли бы подчеркнуть, что на этих гласных «чрезмерного импе­данса» не только сам импеданс определят работу голосового затвора, но остаются в силе и разнообразные возможности смыкания связок.

Говоря о тренировке голосового аппарата на согласных м и и, хочется коснуться мнения о том, что эти согласные хорошо «направляют звук в верхний (головной) резонатор», создают «высокую настройку звука», как любят говорить многие педа­гоги. Естественно, что когда весь звук проходит по носоглотке и через носовые ходы, то даже недостаточно насыщенный вы­сокими частотами певческий звук на звуках мин легко вызы­вает ощущение головного резонирования.

Говоря о мягком нёбе, следует коснуться функции малень­кого язычка, который свешивается с его края и у некото­рых индивидуумов достигает большой длины. Надо отметить, что в пении он сколько-нибудь существенной роли не играет. Величина его и функция практически не отражаются на певче­ском звуке. При соответствующей тренировке мягого нёба можно достигнуть сокращения маленького язычка, так как он имеет специальную мышцу, идущую в длину. Однако на каче­стве звука это существенным образом не отражается. Обычно он поднимается и сокращается вместе с поднятием мягкого нёба.


Глотка в пении

В отношении функции глотки в пении можно ответить, что все мнения педагогов сходятся на том, что по ощущению глотка, должна быть широка, свободна. Наоборот, при напряжении глотки звук приобретает зажатый, горловой оттенок. Для достижения «широкой» глотки рекомендуется все тот! же зевок, рекомендуется ощущение «горячей картошки» во рту, сохранение положения вдоха на выдохе и другие прие-мыЛ Следует сказать, что глотка не имеет специальной, расши­ряющей ее мускулатуры. Ширина глотки диктуется положением языка и состоянием ее стенок, которые состоят в основной своей массе из поперечно и косо идущих волокон. Основная функция глотки, как показывает само ее название, — это гло­тание, т. е. проталкивание пищевого комка изо рта в пищевод, поэтому она и снабжена поперечной системой мышц.

Фонационная функция глотки — это формирова­ние юдной из формант гласных. В этой функции ширина глот­ки диктуется положением языка, а не состоянием стенок глот­ки, которые, как показывают рентгеновские снимки, находятся при произношении гласных в спокойном состоянии. При произ­ношении различных гласных просвет глотки в сильнейшей сте­пени меняется, от максимального узкого на гласном а, до мак­симально широкого на гласном и. При этом задняя стенка глот­ки, контур которой отлично виден на рентгенограммах, оста­ется в одном и том же положении. Это и говорит о том, что в обычных условиях на разных гласных стенки глотки остаются спокойными, а ширина глотки изменяется за счет артикуляци­онных смещений языка.

В пении ширина глотки также меняется в зависимости от артикуляционных смещений языка, хотя по сравнению с речью ее просвет, на соответствующих гласных обычно несколько больше. Основные изменения в размерах глотки в пении вносит положение гортани. Что касается участия собственной муску­латуры глотки, то рентгеновские снимки показывают неучастие ее в формировании голоса у большинства певцов. Стенки ее остаются свободными в том же положении, как и в покое.

Однако нам встретилось несколько случаев, где стенки глотки явно участвовали в формировании певческого звука. Их контуры четко показывали, что глоточные констрикторы на­пряжены, глотка несколько сокращена и форма ее изменена. Но обладателями такой глотки оказались певцы с отличными голосами, не имевшими зажатого или горлового звучания. Это были прекрасные профессиональные певцы с многолетним ста­жем и большой известностью. Можно было отметить, что в результате этих приспособлений глотки рупор надставной труб­ки получал более правильную, плавную форму. Наряду с та­кими случаями, мы могли отметить ряд певцов с зажатым,


горловым звучанием, у которых глоточные стенки не показыва ли состояния напряжения, сжатия.

Эти данные показывают, что качество зажатого звука не имеет прямого отношения к состоянию глоточных стенок, /а связано с работой гортани, с координацией, которая имеется в голосовом затворе. Об этом убедительно говорят наши дан­ные записи работы голосовой щели при помощи аппарата инженера Ф. Фабра. Необоснованное связывание зажатоеги звука с функцией глоточных стенок относится к тем случаям переноса наших ощущений от звука на якобы имеющуюся рри этом картину приспособлений голосового аппарата.

Наши ощущения, связанные с работой голосового аппарата,
зачастую весьма обманчивы. Они рождают соответствующую
терминологию, которая бывает всем понятна, но весьма опасно
исходить из этого в практике и давать приемы, рассчитанные
на реальное воздействие, на функцию того или иного орг)ана.
В отношении «зажатого звука», «горлового» призвука следует
давать приемы, воздействующие на работу гортанного Меха­
низма, а не на борьбу с якобы напряженными, сжатыми смен­
ками глотки. '

Наиболее сильные изменения размеров глотки при переходе от речи к пению происходят в длину, в связи с певческим смещением гортани. Это изменение длины глоточной полости остается неизменным для всех гласных и всего диапазона. Как мы помним, увеличение глоточной полости увеличивает длину ротоглоточного канала и вместе с тем — импеданс. Размеры глоточной полости влияют также на высоту формант гласных, что создает нужный тембральный оттенок звучания голоса.

Практически важно отметить, что субъективно все певцы ощущают «свободную», «открытую» глотку вне зависимости от того, укорочена ли она поднятой гортанью или удлинена вслед­ствие ее опускания. Как нам удалось выяснить из расспросов, некоторые певцы, пользовавшиеся в пении приподнятой гор­танью, были убеждены, что она у них «свободно опущена», а глотка широка. Это также один из примеров несовпадения ощу­щений с реальной картиной певческих приспособлений.

В отношении субъективных ощущений при правильном пе­нии, касающихся глотки, нет разнобоя во мнениях. Практикой установлено, что ощущение свободной, широкой глотки необходимо сопутствует хорошему пе­нию, и это несомненно дает основание для того, чтобы уче­ники добивались этого ощущения. Однако, как мы видим, объективная картина, которая кроется за этим ощущением сво­бодной и широкой глотки, бывает весьма различна.

Это дает нам право: 1) всячески рекомедовать нахождение тех приспособлений в работе голосового аппарата, которые создают у ученика ощущение свободной глотки; 2) весьма осторожно пользоваться приемами, изолированно действующи-


'ця на различные отделы голосового аппарата; 3) не исходить Цз предвзятого мнения о необходимости обязательно держать ту или иную часть голосового аппарата в каком-то определен­ном положении; 4) исходить из полноценного звучания слова и наилучшего качества звучания голоса.

Думается, что ощущение свободной и широкой глотки воз­никает тогда, когда процесс голосообразования начинает про­исходить легко, когда работа голосового затвора требует наименьших усилий. Как мы уже знаем, это происходит в условиях правильно найденного импеданса. При верной под­гонке импеданса работа голосового аппарата облегчена, чему и соответствует чувство свободной, широкой открытой глотки и. гортани.

Следует, однако, всегда помнить, что этому субъективному ощущению свободы могут соответствовать весьма неодинако­вые приспособления гортани, глотки, языка и губ, о чем так ярко говорят рентгенограммы, снятые с профессиональных пев­цов во время пения.

К ощущению свободной широкой глотки могут привести различные приемы. Те из них, которых мы коснулись, — сох­ранение вдыхательной установки, зевок, расслабление зева,— вполне оправданы и могут употребляться с успехом, если при­сутствует всегда необходимый, чуткий контроль педагогическо­го уха.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1027 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...