Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воображение в вокальной педагогике



В вокально-педагогической деятельности вооб­ражение столь же необходимо, как и в любой другой. Для педагога важно уметь вообразить себе, что будет, если он даст' ученику тот или другой прием, каково будет звучание голоса в том или ином произведении, представить себе, что делается в голосовом аппарате ученика, когда он им неверно пользует­ся, — где происходит зажим, как работает дыхание и т. д. Как и в другой деятельности, педагог производит в воображении эксперименты, представляет себе будущий тембр голоса уче­ника, прослеживает в воображении дальнейший путь его раз­вития и т. п.

Критерием правильности работы нашего во­ображения является практика. Для того чтобы вооб­ражение вело нас по правильному пути, надо иметь прежде всего хороший запас материала для его работы, а затем — проверять его на практике.

В соответствии с той деятельностью, которой занимается че-

312!!.


ловек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмо­циональное воображение. Однако во всех случаях сильным воображением можно обладать только тогда, когда накоплен для этого воображения достаточный материал. Для развития воображения важно не только накопление этого материала, но и активное его использование. Постоянно вооб­ражая, представляя, т. е. активно оперируя им, мы тем самым способствуем его развитию.

В педагогическом процессе развития вокально-технических навыков очень важно заставлять ученика все время активно пользоваться своим воображением. Это дает возможность свя­зать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звукообразования («звуко-дуйства»). Певец обязательно должен ясно представить себе тот образ, который ему предстоит воплотить, о чем мы подробно говорили в разделе связи техники и исполнительства.

Воображение необходимо и при работе над вокальной тех­никой. Слуховое, двигательное, вокальное и другие виды во­ображения зависят от накопленного материала. Надо сначала вообразить себе, как будет осуществляться тот или иной вид звуковедения, атаки, опоры при том или ином вокальном за­дании. Надо уметь в воображении переноситься с одного типа упражнений на другой, по рассказу или показу воображать, кгковы будут ощущения и действия при той или иной задаче. На способности вообразить ощущение или звучание основаны многие педагогические приемы. По рассказу и показу педагога ученик воображает «подъем купола», «направление звука», в ту или иную часть нёба, «раскрытие глотки», пресловутое ощу­щение «горячей картошки во рту» и т. п., а потом воспроизво­дит их голосом.

Эту способность воображать и представлять себе тот или иной характер звука, в зависимости от исполнительской задачи или педагогических требований, необходимо развивать в каж­дом ученике. В равной мере это относится и к двигательным, вибрационным и другим представлениям, участвующим в осу­ществлении певческого звучания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...