Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа как среда обитания человека и объект научного познания



Цель: Раскрыть динамику взаимоотношения природы и человека.

План.

1.Понятие «природа». Основные этапы развития природы.

2.Изменение отношения человека и природы в истории биосферы и ноосферы.

3.Современные экологические проблемы.

1. Понятие «природа» имеет три основных значения:

а) первозданная природа, где предполагается отсутствие человека. В этом значении понятие природы является синонимом понятий «материя». «объективная реальность» и др.;

б) естественная среда обитания человека – географическая среда, народонаселение и т.п.

в) искусственная среда обитания человека – созданные им материальные условия его существования. Сюда входят техника, различные строения, сооружения и т.п. Второй и третий аспекты понятия «природа» нередко объединяются в понятие «окружающая среда».

В своем развитии природа проходит две основных связанных стадии – неорганическая и органическая (связанные с появлением жизни), или биосфера. С появлением человеческого общества и развитием науки и техники биосфера закономерно переходит в ноосферу (сферу разума), т.е. в область природы, охваченной разумной человеческой деятельностью.

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме.

Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами в третьем тысячелетии, главное место сегодня заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации.

Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности.

Без глобальной философской перестройки отношений в системе “Человек - Природа” невозможно избежать надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: «Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли».

2.Проблема взаимоотношений в системе “Человек-Природа - Цивилизация” относится к числу вечных философских проблем. Являясь, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов - от полного обожествления и поклонения природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой. Катастрофические последствия последней мы полной мерой пожинаем сегодня. Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек.

Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования.

В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил.

Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Так, одной из причин гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель из-за применения подсечно-огневой системы земледелия. В ХХ в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом “благодаря” тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе “Человек - Природа” и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия.

В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества:

1 .Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное сотрудничество, а противостояние носит неантагонистический характер;

2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и обществом; производящая деятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений.

3. Постисторический (будущий). Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека.

Дисгармония отношений между Человеком и Природой сегодня проявилась в серии кризисов. Ранее все угрозы окружающей среде имели локальный и региональный характер, но сегодня они приобрели стратегический размах. Озоновая дыра над Антарктидой и уменьшение озонного слоя на всех широтах, парниковый эффект, а также возможное уничтожение того климатического баланса, который делает нашу Землю пригодной для жизни - все это говорит о том, что противоречия между человеком и природой, между природой и цивилизацией становятся все сильнее.

3.Если воздействие человека на природу становится негативным или даже угрожающим, возникают и обостряются так называемые глобальные проблемы. В ХХ-ХХI вв. на первое место все более выдвигается экологическая проблема (взаимодействие современной цивилизации с природой), ибо она представляет собой проблему выживания человечества. К числу глобальных экологических опасностей чаще всего относят разрушение земной атмосферы, недостаток и загрязнение почвы. Сегодня вопрос стоит уже не о «покорении» природы, а о её защите. Есть мудрая индийская пословица, которая гласит: «Когда Вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что питаться деньгами нельзя». Мощь человека обернулась против него самого. В этом основное зерно экологической проблемы.

Важная роль в решении экологической проблемы отводится сегодня формированию экологического сознания в качестве самостоятельной формы общественного сознания. Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющей все виды и результаты моральной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества. Первостепенную роль формирования высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание. Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.

ТЕМА № 19.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...