Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем особенность субъективного идеализма И.Г. Фихте?. 69



Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, ректор Берлинского университета, внесший большой вклад в разработку системы субъективного идеализма – философского направления, согласно которому единственной реальностью является идея, существующая в сознании человека.

Фихте дал идеям Канта, которого считал своим учителем, дальнейшее развитие. В работе «Опыт критики всяческого откровения» Фихте отстаивает идею о том, что теория не просто опирается на практику, сознание человека не просто социально, оно активно, т. е. сознание способно творить мир. Человек в мире – это активное, деятельностное существо.

На что же он направляет свою свободную творческую деятельность? Прежде всего, на свободу. Основным моральным убеждением человека, по Фихте, должна быть идея о том, что все люди свободны, как и сам человек. Граница нашей свободы – в свободе другого человека. По-настоящему свободен тот, кто всех вокруг себя делает свободными. Но свобода человека подразумевает также и его ответственность. Ответственность в том, чтобы понять свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным обществу. Девиз Фихте – «Поступай всегда согласно своему назначению». Надо понимать не только цели своей жизни, но и цели народа, нации и помогать, насколько это возможно, их реализовать. Лишь поступая так, человек живет морально.

Важнейшим в философии Фихте стало выдвижение им так называемой «Я-концепции». Поводом к ее выдвижению были, по мнению Фихте, про­тиворечия в философии Канта. Основное противоречие Фихте усматривал в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.

Фихте отверг идею «вещей в себе» и провозгласил единственной реальностью внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир. Он объединил бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления. Фихте полагает, что, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», а вне мышления, самостоятельной окружающей дейст­вительности нет. Причем само «Я» – это не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом).

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром: «Я» (сознание человече­ской личности) взаимодействует с «не-Я» (окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции). При этом взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружаю­щим миром внутри «Абсолютного Я» – мо­жет быть как практическим (от «Я» – к «не-Я»), так и теоретическим (от «не-Я» к «Я»).

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (так называемого солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма, начав признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 894 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...