Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Имущественные права артистов-исполнителей и их ограничения



Имущественные права артистов-исполнителей, а также других пользо­вателей смежных прав подчиняются системе numerus clausus29.

За артистами признаются права, связанные с воспроизведением и

;s Ст. L. 212-2, п. 2, бывшая ст. 17, п. 2 закона 1985 г.: «Это право является неотчуж­даемым, оно не имеет срока давности и носит личный характер».

В отличие от права на использование произведения, которым обладают авторы и которое имеет обезличенный характер.


330 Авторское право и смежные права

сообщением для всеобщего сведения их выступлений; эти права час­то заменяются принудительными лицензиями или общими ограниче­ниями, многие из которых аналогичны тем, которые существуют в отно­шении АП.

В национальных законодательствах используются различные фор­мулировки при определении этих прав. Некоторые из них носят общий характер и предоставляют артисту исключительное право осуществлять контроль за использованием своих выступлений, так:

• «Запись выступления, ее воспроизводство и сообщение для всеоб­
щего сведения могут производиться только по письменному разре­
шению артиста-исполнителя» (Франция, ст. L. 212-3, бывшая
ст. 18.1 закона 1985 г., согласно которому разрешение артиста так­
же требуется «на любое отдельное использование звука и изображе­
ния, являющихся частью его выступления, когда последнее стало
объектом звуко- или видеозаписи». Таким образом, нужно получить
разрешение артиста, исполняющего аудиовизуальное произведение
для записи его на звуковую дорожку или на диск);

• «Артист-исполнитель обладает исключительным правом разре­
шать воспроизведение и сообщение для всеобщего сведения своих
выступлений или интерпретаций», причем разрешение должно
«предоставляться в письменном виде» (Испания, ст. 102.1 и 102.2).
В законодательстве других стран, где принята формулировка, ис­
пользуемая в п. 1 ст. 7 Римской конвенции 1961 г., фигурируют положе­
ния о том, что артист может «воспрепятствовать»30 совершению некото­
рых действий, осуществляемых без его согласия (Бразилия, ст. 95; Пор­
тугалия, ст. 178).

Имущественные права артистов призваны обеспечить охрану ис­пользования их выступлений за исключением тех способов использова­ния, которые разрешены по договору. Однако эти права часто обуслов­лены ограничениями, установленными для того, чтобы избежать поло­жения, когда охрана, предоставляемая артистам, может создать препят­ствие либо осуществлению исключительных прав авторов давать разре­шение на использование своих произведений, либо сообщению записей их выступлений для всеобщего сведения.

В качестве примера можно отметить, что АП признает за создателем произведения исключительное и абсолютное право разрешать вторич­ное использование записанных музыкальных произведений. Однако из­вестно, что запись выступления артиста обязательно содержит само интерпретируемое или исполняемое произведение. Если признать за артистом право разрешать или запрещать подобное «вторичное» исполь­зование, равное или аналогичное АП, может случиться так, что автор разрешит публичное исполнение или радиотрансляцию его записанно-

Относительно сферы охвата этой формулировки см. гл. 12, разд. 12.5.1.


Смежные права 331

го произведения, тогда как артист-исполнитель ее запретит. Если при­нять подобную гипотезу, а именно, что артист-исполнитель получил бы исключительное и абсолютное право на один и тот же объект (запись исполнения произведения) что и автор, то в этом случае АП утратит присущие ему черты. Тот факт, что подобного рода ситуации возникают лишь в исключительных случаях, ничего не меняет, так как артисты, по-видимому, могли бы воспользоваться этими правами не для того, чтобы систематически выступать против использования их произведений, что противоречит их интересам, а для того, чтобы потребовать дополнитель­ного вознаграждения31. Именно по этой причине в Римской конвенции (ст. 12) и в большинстве национальных законодательств вознаграждение, полагающееся артистам, представляет собой право на простое возна­граждение, определяемое принудительной лицензией.

Возможность признания за артистами неограниченных прав на вос­произведение и сообщение для всеобщего сведения их выступлений вызвало опасение не только у авторов, но и среди производителей фо­нограмм и организаций эфирного вещания. Производители фонограмм боятся, что, в случае если артистам будет предоставлено исключитель­ное право на воспроизведение их записей, они не смогут воспроизводить свои фонограммы и тем самым возникнет риск, что весь рынок звукоза­писей будет разрушен. Они подчеркивают, что именно фонограммы слу­жат тому, чтобы артист достиг известности, а производитель фонограмм является наиболее компетентным лицом в деле охраны интересов про­фессионалов в этой отрасли. В свою очередь, органы радиовещания испытывают аналогичные опасения в отношении оригинальных передач и ретрансляций (Masouye 1982: 43, par. 7.8).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что обычно в отноше­нии артистов-исполнителей признаются следующие имущественные права:

• в том, что касается представлений или прямого исполнения («жи­
вьем»), то за артистами признается исключительное право разре­
шать или запрещать
(Боливия, Чили, Колумбия, Испания, Фран­
ция, Панама, Доминиканская Республика, Венесуэла) ведение запи­
си, воспроизведение, радиотрансляцию, а также осуществлять со­
общение для всеобщего сведения в любой иной форме, нежели пре­
дусмотренная в договоре, в соответствии с которым происходит их
выступление (Бразилия, Эквадор, Мексика, Португалия, Римская
конвенция);

• что касается записанных выступлений или исполнений, то никто не
может воспроизводить их без разрешения артистов в следую­
щих случаях: 1) когда первая запись была сделана без их согласия;
2) когда воспроизведение осуществлялось в иных целях, чем те, на

31 См.: Masouye 1982: 43, par. 7.8.


332 Авторское право и смежные права

которые было получено разрешение; 3) когда первая запись была сделана в соответствии с ограничением, установленным законом, и она воспроизводится в целях иных, чем те, в пользу которых преду­смотрено данное ограничение.

Таким образом, какой-либо музыкальный ансамбль, выступающий в концертном в зале или на стадионе, имеет исключительное право раз­решать или запрещать запись своего выступления с целью дальнейше­го его воспроизведения на диске, кассете или аудиовизуальным спосо­бом либо чтобы оно ретранслировалось по радио или телевидению (по условиям Римской конвенции и согласно законодательству стран, где принята формулировка конвенции, артисты имеют право (или возмож­ность) воспрепятствовать записи, когда последняя осуществляется без согласия указанного ансамбля). В случае, если последний дал разреше­ние на производство краткосрочной записи концерта в целях его переда­чи «в записи» по телевидению, то нельзя говорить о незаконной записи, однако необходимо разрешение артиста или артистов на сохранение или воспроизведение этой записи в иных целях, чем те, которые преследу­ет упомянутая трансляция.

Артисты-исполнители имеют право получать вознаграждение за «вторичное использование» фонограмм, изготовленных в коммерческих целях без их согласия (см. ниже, п. 7.1.4.3).

Ограничения

Национальные законодательства устанавливают ограничения права со­общения для всеобщего сведения и воспроизведения. Законы, принятые после Римской конвенции 1961 г., в целом следуют положениям Конвен­ции в том, что касается ограничений, которые она допускает.

ПРЕЗУМПЦИЯ JURIS и DE JURE

В принципе, считается, что договор на выступление или исполнение, связанный с производством фонограммы или аудиовизуального произ­ведения, подразумевает презумпцию juris и de jure в пользу производи­теля фонограммы или аудиовизуального произведения и в силу этой презумпции артист разрешает запись, воспроизведение и обнародова­ние своего выступления (Колумбия, ст. 166.A.I, 166.C.1, 168 и 172; Франция, ст. L. 212-4, L. 213-1 и L.214-1, бывшие ст. 19, 21 и 22 зако­на 1985 г.; Испания, ст. 102.3; Доминиканская Республика, ст. 126а, 128 и 132).

В большинстве случаев (в соответствии с положениями Римской конвенции, ст. 7.1с, II и III) эта презумпция отсутствует в случаях, ко­гда воспроизведение фонографической записи производится в целях иных, чем те, которые допускаются договором, заключенным с артис-



___________________ Смежные права__________________________ 333

том, или положениями закона (Колумбия, ст. 166.С.2 и 166.С.З; Домини­канская Республика, ст. 126с.2 и 126с.3).

СВОБОДНОЕ и БЕСПЛАТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В национальных законодательствах можно встретить ограничения, до­пускаемые ст. 15 Римской конвенции; она позволяет национальным за­конодателям предусматривать исключения из охраны, гарантированной Конвенцией. Допускаемые ограничения одинаковы для трех категорий правообладателей (артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания):32

частные копии для личного пользования (например, Германия,
ст. 84, содержащая ссылку на ст. 53; Венгрия, ст. 49.2, содержащая
ссылку на ст. 18.1; Франция, ст. L. 211-3.2, бывшая ст. 29.2 закона
1985 г);

использование коротких фрагментов в обзоре о текущих событи­
ях
(например. Германия, ст. 84, содержащая ссылку на ст. 48.2 и 50;
Австрия, ст. 69.1 и 70.2; Франция, ст. L. 211-3, бывшая ст. 29.3 зако­
на 1985 г.; Мексика, ст. 91.11);

краткосрочные записи органов эфирного вещания, выполненные
ими своими средствами и для использования в собственных переда­
чах
(Германия, ст. 84, содержащая ссылку на статью 55; Мексика,
ст. 91.111, содержащая ссылку на статью 74с);

использование исключительно в целях обучения или научных иссле­
довании
(Германия, ст. 84, содержащая ссылку на ст. 46, 47 и 54;
Франция, ст. L. 214-3.3, бывшая ст. 29.3 закона 1985 г.; Венгрия,
ст. 49.2, содержащая ссылку на ст. 17.2);

другие виды свободного и бесплатного использования; в нацио­
нальных законодательствах встречаются другие ограничения, на­
пример разрешение свободного воспроизведения и сообщения для
всеобщего сведения выступления артиста, если оно является допол­
нением к основному сюжету отрывка из того или иного произведе­
ния или аудиовизуального документа (Франция, ст. L. 212-10, быв­
шая ст. 29, последний пункт, закон 1985 г.).

Сходство с АВТОРСКИМ ПРАВОМ

В некоторых законодательствах содержатся положения о том, что огра­ничения на АП подлежат применению, в случае необходимости, к свя­занным с ними смежным правам (Германия, ст. 84, 85.3 и 87.3; то же самое наблюдается в Австрии, Дании, Финляндии, Венгрии, Норвегии и т. д.).

12 См. гл. 12, разд. 12.5.1.


334__________________ Авторское право и смежные права

В связи с этим первая часть второго пункта ст. 15 Римской конвен­ции разрешает национальным законодателям предусматривать в том, что касается трех категорий правообладателей, которых она охраняет, те же ограничения охраны, что установлены в отношении охраны АЛ, с тем чтобы заинтересованные лица не оказались в привилегированном поло­жении по отношению к создателям произведений.

Это положение направлено на то, чтобы установить единообразный правовой режим и избежать того, чтобы обладатели смежных прав не получили в области ограничений на охрану прав каких-либо привилегий по сравнению с авторами. Римская конвенция не накладывает на госу­дарства обязательства обеспечить полное сходство между нацио­нальным законодательством в области смежных прав и законодатель­ством, касающимся охраны АП; однако в положениях, содержащихся в ст. 15.2, ясно сказано, что государства должны обеспечить такой право­вой режим, чтобы будущие исключения или ограничения устанавлива­лись, как минимум, на уровне охраны, которая существует в отношении авторов33.

ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ*

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Принудительные лицензии на «вторичное использование»

Право артистов и производителей фонограмм получать вознагражде­ние за вторичное использование фонограмм, изготовленных с их раз­решения в коммерческих целях, устанавливается национальными зако­нодательствами путем использования принудительных лицензий34, ка­сающихся прямого доведения до всеобщего сведения указанных фо­нограмм, в частности при помощи эфирного вещания (во Франции, ст. L. 214-1.2, бывшая ст. 22.2 закона 1985 г., включает одновременную и полную трансляцию вещания по кабельной сети), а также посредством исполнения в публичных местах (французский закон исключает в сво­ей ст. L. 214-1.2, бывшей ст. 22.1, использование таких фонограмм в спектакле, так как на данный случай распространяется действие прин­ципа исключительного права). Следовательно, публичное исполнение и передача в эфир фонограммы носит свободный характер, однако, как правило, при этом предусматривается выплата вознаграждения арти­стам-исполнителям, а также производителям фонограмм (Германия, ст. 76.2, 77 и 86; Колумбия, ст. 173; Коста-Рика, ст. 83; Испания, ст. 103;

33 См.: Masouye 1982: 79, par. 15.9.

34 См. гл. 4, разд. 4.4.2.


Смежные права 335

Франция, ст. L. 214-1, бывшая ст. 22 закона 1985 г.; Доминиканская Республика, ст. 133.1, и т. д.).

В большинстве национальных законодательств предусматривает­ся распределение такого общего вознаграждения между артистами и производителями фонограмм либо поровну (например, в Колумбии, Коста-Рике, Испании, Франции или Доминиканской Республике), либо артистам выплачивается более высокий процент вознаграждения (как в Аргентине, где декретом, согласно ст. 5 № 1671 1974 г., данное вознаграждение распределяется следующим образом: 67% артистам и 33% — производителям фонограмм; процент вознаграждения, выпла­чиваемого артистам, в свою очередь распределяется следующим об­разом: 67% главным исполнителям и 33% второстепенным исполни­телям).

Часть вознаграждения, выплачиваемая артистам, не может быть уменьшена путем соглашения между сторонами, учитывая тот факт, что речь идет о вознаграждении за труд, преследующем цель возме­стить использование неоплаченного труда производителем, а также то, что использование фонограммы уменьшает возможности личных вы­ступлений артистов с живым исполнением. Напротив, ничто не пре­пятствует тому, чтобы договориться об увеличении части вознаграж­дения, выплачиваемого исполнителям (ст. 174 колумбийского закона специально предусматривает возможность соглашения между произ­водителями фонограмм и артистами о более высоком вознаграждении последних).

Размеры вознаграждения обычно устанавливаются путем догово­ренности между коллективным органом управления правами артистов и производителей фонограмм и пользователями. В отсутствие соглашения между сторонами предусматриваются заменяющие их способы, напри­мер во французском законе (ст. L. 214-1, L. 214-3 L. 214-4, бывшие ст. 22-24) установлена специальная система: в принципе вопросы вознаграж­дения регулируются в соглашениях между представительными органи­зациями заинтересованных сторон (артистов, производителей фоно­грамм и первичных пользователей); сроки действия таких соглашений составляют от одного до пяти лет, а их положениям может быть прида­на обязательная сила решением Министерства культуры. В отсутствие соглашения размеры вознаграждения определяются путем арбитража, осуществляемого комиссией, возглавляемой судьей и включающей пред­ставителей официальных организаций, заинтересованных сторон и пользователей.

Право артистов и производителей фонограмм получать вознаграж­дение за вторичное использование звукозаписей подтверждено в одном из ключевых положений Римской конвенции.


336 Авторское право и смежные права

Принудительные лицензии на частное воспроизведение в личных целях

Воспроизведение в домашних условиях в целях личного использования звукозаписей наносит ущерб не только авторам35, но и исполнителям, а также производителям фонограмм. Поэтому необходимо, чтобы после­дние получали справедливое вознаграждение за частные копии (напри­мер, Германия, ст. 85.3, содержащая ссылку на ст. 54; Испания, ст. 25; Франция, ст. L. 311-1, бывшая ст. 31 закона 1985 г.)36.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...