Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Имущественные права артистов-исполнителей, а также других пользователей смежных прав подчиняются системе numerus clausus29.
За артистами признаются права, связанные с воспроизведением и
;s Ст. L. 212-2, п. 2, бывшая ст. 17, п. 2 закона 1985 г.: «Это право является неотчуждаемым, оно не имеет срока давности и носит личный характер».
:ч В отличие от права на использование произведения, которым обладают авторы и которое имеет обезличенный характер.
330 Авторское право и смежные права
сообщением для всеобщего сведения их выступлений; эти права часто заменяются принудительными лицензиями или общими ограничениями, многие из которых аналогичны тем, которые существуют в отношении АП.
В национальных законодательствах используются различные формулировки при определении этих прав. Некоторые из них носят общий характер и предоставляют артисту исключительное право осуществлять контроль за использованием своих выступлений, так:
• «Запись выступления, ее воспроизводство и сообщение для всеоб
щего сведения могут производиться только по письменному разре
шению артиста-исполнителя» (Франция, ст. L. 212-3, бывшая
ст. 18.1 закона 1985 г., согласно которому разрешение артиста так
же требуется «на любое отдельное использование звука и изображе
ния, являющихся частью его выступления, когда последнее стало
объектом звуко- или видеозаписи». Таким образом, нужно получить
разрешение артиста, исполняющего аудиовизуальное произведение
для записи его на звуковую дорожку или на диск);
• «Артист-исполнитель обладает исключительным правом разре
шать воспроизведение и сообщение для всеобщего сведения своих
выступлений или интерпретаций», причем разрешение должно
«предоставляться в письменном виде» (Испания, ст. 102.1 и 102.2).
В законодательстве других стран, где принята формулировка, ис
пользуемая в п. 1 ст. 7 Римской конвенции 1961 г., фигурируют положе
ния о том, что артист может «воспрепятствовать»30 совершению некото
рых действий, осуществляемых без его согласия (Бразилия, ст. 95; Пор
тугалия, ст. 178).
Имущественные права артистов призваны обеспечить охрану использования их выступлений за исключением тех способов использования, которые разрешены по договору. Однако эти права часто обусловлены ограничениями, установленными для того, чтобы избежать положения, когда охрана, предоставляемая артистам, может создать препятствие либо осуществлению исключительных прав авторов давать разрешение на использование своих произведений, либо сообщению записей их выступлений для всеобщего сведения.
В качестве примера можно отметить, что АП признает за создателем произведения исключительное и абсолютное право разрешать вторичное использование записанных музыкальных произведений. Однако известно, что запись выступления артиста обязательно содержит само интерпретируемое или исполняемое произведение. Если признать за артистом право разрешать или запрещать подобное «вторичное» использование, равное или аналогичное АП, может случиться так, что автор разрешит публичное исполнение или радиотрансляцию его записанно-
Относительно сферы охвата этой формулировки см. гл. 12, разд. 12.5.1.
Смежные права 331
го произведения, тогда как артист-исполнитель ее запретит. Если принять подобную гипотезу, а именно, что артист-исполнитель получил бы исключительное и абсолютное право на один и тот же объект (запись исполнения произведения) что и автор, то в этом случае АП утратит присущие ему черты. Тот факт, что подобного рода ситуации возникают лишь в исключительных случаях, ничего не меняет, так как артисты, по-видимому, могли бы воспользоваться этими правами не для того, чтобы систематически выступать против использования их произведений, что противоречит их интересам, а для того, чтобы потребовать дополнительного вознаграждения31. Именно по этой причине в Римской конвенции (ст. 12) и в большинстве национальных законодательств вознаграждение, полагающееся артистам, представляет собой право на простое вознаграждение, определяемое принудительной лицензией.
Возможность признания за артистами неограниченных прав на воспроизведение и сообщение для всеобщего сведения их выступлений вызвало опасение не только у авторов, но и среди производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Производители фонограмм боятся, что, в случае если артистам будет предоставлено исключительное право на воспроизведение их записей, они не смогут воспроизводить свои фонограммы и тем самым возникнет риск, что весь рынок звукозаписей будет разрушен. Они подчеркивают, что именно фонограммы служат тому, чтобы артист достиг известности, а производитель фонограмм является наиболее компетентным лицом в деле охраны интересов профессионалов в этой отрасли. В свою очередь, органы радиовещания испытывают аналогичные опасения в отношении оригинальных передач и ретрансляций (Masouye 1982: 43, par. 7.8).
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что обычно в отношении артистов-исполнителей признаются следующие имущественные права:
• в том, что касается представлений или прямого исполнения («жи
вьем»), то за артистами признается исключительное право разре
шать или запрещать (Боливия, Чили, Колумбия, Испания, Фран
ция, Панама, Доминиканская Республика, Венесуэла) ведение запи
си, воспроизведение, радиотрансляцию, а также осуществлять со
общение для всеобщего сведения в любой иной форме, нежели пре
дусмотренная в договоре, в соответствии с которым происходит их
выступление (Бразилия, Эквадор, Мексика, Португалия, Римская
конвенция);
• что касается записанных выступлений или исполнений, то никто не
может воспроизводить их без разрешения артистов в следую
щих случаях: 1) когда первая запись была сделана без их согласия;
2) когда воспроизведение осуществлялось в иных целях, чем те, на
31 См.: Masouye 1982: 43, par. 7.8.
332 Авторское право и смежные права
которые было получено разрешение; 3) когда первая запись была сделана в соответствии с ограничением, установленным законом, и она воспроизводится в целях иных, чем те, в пользу которых предусмотрено данное ограничение.
Таким образом, какой-либо музыкальный ансамбль, выступающий в концертном в зале или на стадионе, имеет исключительное право разрешать или запрещать запись своего выступления с целью дальнейшего его воспроизведения на диске, кассете или аудиовизуальным способом либо чтобы оно ретранслировалось по радио или телевидению (по условиям Римской конвенции и согласно законодательству стран, где принята формулировка конвенции, артисты имеют право (или возможность) воспрепятствовать записи, когда последняя осуществляется без согласия указанного ансамбля). В случае, если последний дал разрешение на производство краткосрочной записи концерта в целях его передачи «в записи» по телевидению, то нельзя говорить о незаконной записи, однако необходимо разрешение артиста или артистов на сохранение или воспроизведение этой записи в иных целях, чем те, которые преследует упомянутая трансляция.
Артисты-исполнители имеют право получать вознаграждение за «вторичное использование» фонограмм, изготовленных в коммерческих целях без их согласия (см. ниже, п. 7.1.4.3).
Ограничения
Национальные законодательства устанавливают ограничения права сообщения для всеобщего сведения и воспроизведения. Законы, принятые после Римской конвенции 1961 г., в целом следуют положениям Конвенции в том, что касается ограничений, которые она допускает.
ПРЕЗУМПЦИЯ JURIS и DE JURE
В принципе, считается, что договор на выступление или исполнение, связанный с производством фонограммы или аудиовизуального произведения, подразумевает презумпцию juris и de jure в пользу производителя фонограммы или аудиовизуального произведения и в силу этой презумпции артист разрешает запись, воспроизведение и обнародование своего выступления (Колумбия, ст. 166.A.I, 166.C.1, 168 и 172; Франция, ст. L. 212-4, L. 213-1 и L.214-1, бывшие ст. 19, 21 и 22 закона 1985 г.; Испания, ст. 102.3; Доминиканская Республика, ст. 126а, 128 и 132).
В большинстве случаев (в соответствии с положениями Римской конвенции, ст. 7.1с, II и III) эта презумпция отсутствует в случаях, когда воспроизведение фонографической записи производится в целях иных, чем те, которые допускаются договором, заключенным с артис-
___________________ Смежные права__________________________ 333
том, или положениями закона (Колумбия, ст. 166.С.2 и 166.С.З; Доминиканская Республика, ст. 126с.2 и 126с.3).
СВОБОДНОЕ и БЕСПЛАТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В национальных законодательствах можно встретить ограничения, допускаемые ст. 15 Римской конвенции; она позволяет национальным законодателям предусматривать исключения из охраны, гарантированной Конвенцией. Допускаемые ограничения одинаковы для трех категорий правообладателей (артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания):32
• частные копии для личного пользования (например, Германия,
ст. 84, содержащая ссылку на ст. 53; Венгрия, ст. 49.2, содержащая
ссылку на ст. 18.1; Франция, ст. L. 211-3.2, бывшая ст. 29.2 закона
1985 г);
• использование коротких фрагментов в обзоре о текущих событи
ях (например. Германия, ст. 84, содержащая ссылку на ст. 48.2 и 50;
Австрия, ст. 69.1 и 70.2; Франция, ст. L. 211-3, бывшая ст. 29.3 зако
на 1985 г.; Мексика, ст. 91.11);
• краткосрочные записи органов эфирного вещания, выполненные
ими своими средствами и для использования в собственных переда
чах (Германия, ст. 84, содержащая ссылку на статью 55; Мексика,
ст. 91.111, содержащая ссылку на статью 74с);
• использование исключительно в целях обучения или научных иссле
довании (Германия, ст. 84, содержащая ссылку на ст. 46, 47 и 54;
Франция, ст. L. 214-3.3, бывшая ст. 29.3 закона 1985 г.; Венгрия,
ст. 49.2, содержащая ссылку на ст. 17.2);
• другие виды свободного и бесплатного использования; в нацио
нальных законодательствах встречаются другие ограничения, на
пример разрешение свободного воспроизведения и сообщения для
всеобщего сведения выступления артиста, если оно является допол
нением к основному сюжету отрывка из того или иного произведе
ния или аудиовизуального документа (Франция, ст. L. 212-10, быв
шая ст. 29, последний пункт, закон 1985 г.).
Сходство с АВТОРСКИМ ПРАВОМ
В некоторых законодательствах содержатся положения о том, что ограничения на АП подлежат применению, в случае необходимости, к связанным с ними смежным правам (Германия, ст. 84, 85.3 и 87.3; то же самое наблюдается в Австрии, Дании, Финляндии, Венгрии, Норвегии и т. д.).
12 См. гл. 12, разд. 12.5.1.
334__________________ Авторское право и смежные права
В связи с этим первая часть второго пункта ст. 15 Римской конвенции разрешает национальным законодателям предусматривать в том, что касается трех категорий правообладателей, которых она охраняет, те же ограничения охраны, что установлены в отношении охраны АЛ, с тем чтобы заинтересованные лица не оказались в привилегированном положении по отношению к создателям произведений.
Это положение направлено на то, чтобы установить единообразный правовой режим и избежать того, чтобы обладатели смежных прав не получили в области ограничений на охрану прав каких-либо привилегий по сравнению с авторами. Римская конвенция не накладывает на государства обязательства обеспечить полное сходство между национальным законодательством в области смежных прав и законодательством, касающимся охраны АП; однако в положениях, содержащихся в ст. 15.2, ясно сказано, что государства должны обеспечить такой правовой режим, чтобы будущие исключения или ограничения устанавливались, как минимум, на уровне охраны, которая существует в отношении авторов33.
ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ*
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Принудительные лицензии на «вторичное использование»
Право артистов и производителей фонограмм получать вознаграждение за вторичное использование фонограмм, изготовленных с их разрешения в коммерческих целях, устанавливается национальными законодательствами путем использования принудительных лицензий34, касающихся прямого доведения до всеобщего сведения указанных фонограмм, в частности при помощи эфирного вещания (во Франции, ст. L. 214-1.2, бывшая ст. 22.2 закона 1985 г., включает одновременную и полную трансляцию вещания по кабельной сети), а также посредством исполнения в публичных местах (французский закон исключает в своей ст. L. 214-1.2, бывшей ст. 22.1, использование таких фонограмм в спектакле, так как на данный случай распространяется действие принципа исключительного права). Следовательно, публичное исполнение и передача в эфир фонограммы носит свободный характер, однако, как правило, при этом предусматривается выплата вознаграждения артистам-исполнителям, а также производителям фонограмм (Германия, ст. 76.2, 77 и 86; Колумбия, ст. 173; Коста-Рика, ст. 83; Испания, ст. 103;
33 См.: Masouye 1982: 79, par. 15.9.
34 См. гл. 4, разд. 4.4.2.
Смежные права 335
Франция, ст. L. 214-1, бывшая ст. 22 закона 1985 г.; Доминиканская Республика, ст. 133.1, и т. д.).
В большинстве национальных законодательств предусматривается распределение такого общего вознаграждения между артистами и производителями фонограмм либо поровну (например, в Колумбии, Коста-Рике, Испании, Франции или Доминиканской Республике), либо артистам выплачивается более высокий процент вознаграждения (как в Аргентине, где декретом, согласно ст. 5 № 1671 1974 г., данное вознаграждение распределяется следующим образом: 67% артистам и 33% — производителям фонограмм; процент вознаграждения, выплачиваемого артистам, в свою очередь распределяется следующим образом: 67% главным исполнителям и 33% второстепенным исполнителям).
Часть вознаграждения, выплачиваемая артистам, не может быть уменьшена путем соглашения между сторонами, учитывая тот факт, что речь идет о вознаграждении за труд, преследующем цель возместить использование неоплаченного труда производителем, а также то, что использование фонограммы уменьшает возможности личных выступлений артистов с живым исполнением. Напротив, ничто не препятствует тому, чтобы договориться об увеличении части вознаграждения, выплачиваемого исполнителям (ст. 174 колумбийского закона специально предусматривает возможность соглашения между производителями фонограмм и артистами о более высоком вознаграждении последних).
Размеры вознаграждения обычно устанавливаются путем договоренности между коллективным органом управления правами артистов и производителей фонограмм и пользователями. В отсутствие соглашения между сторонами предусматриваются заменяющие их способы, например во французском законе (ст. L. 214-1, L. 214-3 L. 214-4, бывшие ст. 22-24) установлена специальная система: в принципе вопросы вознаграждения регулируются в соглашениях между представительными организациями заинтересованных сторон (артистов, производителей фонограмм и первичных пользователей); сроки действия таких соглашений составляют от одного до пяти лет, а их положениям может быть придана обязательная сила решением Министерства культуры. В отсутствие соглашения размеры вознаграждения определяются путем арбитража, осуществляемого комиссией, возглавляемой судьей и включающей представителей официальных организаций, заинтересованных сторон и пользователей.
Право артистов и производителей фонограмм получать вознаграждение за вторичное использование звукозаписей подтверждено в одном из ключевых положений Римской конвенции.
336 Авторское право и смежные права
Принудительные лицензии на частное воспроизведение в личных целях
Воспроизведение в домашних условиях в целях личного использования звукозаписей наносит ущерб не только авторам35, но и исполнителям, а также производителям фонограмм. Поэтому необходимо, чтобы последние получали справедливое вознаграждение за частные копии (например, Германия, ст. 85.3, содержащая ссылку на ст. 54; Испания, ст. 25; Франция, ст. L. 311-1, бывшая ст. 31 закона 1985 г.)36.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!