Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гражданская война в середине 7 ст



После смерти Мухаммеда правители государства выбирались из его родственников, которые получали титул халифов («заместителей» пророка). Таких выборных правителей-халифов-было четыре: Абу Бекр (632 – 634), Омар (634 – 644), Осман (644 – 656), Али (656 – 661). В течение столетия арабы захватили огромную территорию: Закавказье, Месопотамию, Сирию, Египет, Персию, Среднюю Азию и др. На завоеванных территориях насаждал ислам.

Третий халиф – Осман (644 – 656), который принадлежал к мекканскому роду Омейядов, стал проводить политику в интересах арабской аристократии. При Османе поощрялись захваты земель и накопление богатств в руках знати. Это вызывало недовольство низов арабского общества. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторонников Али стали называть шиитами (шиа – по-арабски группа, партия). Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Али и затем наследоваться его потомками Алидами. В 656 г. восставшими шиитами был убит халиф Осман. Четвертым халифом был избран Али. Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. Началась гражданская война (656 – 661). Али поддерживали низы арабского народа. Однако сам он действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула его. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»). Хариджиты выступали за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали строй социального равенства, общее владение землей, равный раздел военной добычи. Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Хариджиты представляли демократическое течение в исламе. Впоследствии они составили особую секту. В середине VII в. оформилось три течения в исламе: сторонники официального «правоверного» ислама-сунниты, которых представляли Омейяды, шииты и хариджиты.

В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. До 750 г. арабским государством управляли халифы из рода Омейядов. Столицей халифата стал Дамаск.

4. Халифат Омейядов (661 – 750 гг.)

При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В это время арабы завоевали Испанию (711 г.), нападали на Византию, в начале VIII в. были окончательно покорены Армения, были побеждены в битве китайцы (751 г.), что закрепило позиции арабов в Средней Азии.. В 712 г. арабы вторглись в Индию. В конце VII – нач. VIII вв. арабы прочно обосновались в Северной Африке.

А. Социально-экономические отношения в халифате.

В халифате утверждались феодальные отношения, но сохранялись еще патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди скотоводческих племен. Верховным собственником всех земель было государство, которое облагало население налогами и имело право наделять земельными участками отдельных лиц. Огромный фонд составляли земли, принадлежащие халифу (земли савафи). В халифате существовала четко разработанная налоговая система: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушная подать – джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане – харадж). Налоговый гнет особенно усилился при последних Омейядах. Крестьянам было запрещено покидать свои земли.

Б. Политическое устройство.

Халифы обладали гражданской и духовной властью. Власть халифа передавалась по наследству. Для управления огромным государством были учреждены наместничества. Их главы – эмиры – осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Таких наместничеств было пять. Все делопроизводство при Омейядах стало вестись на арабском языке. Омейяды начали чеканить собственную монету. На завоеванных территориях распространялся ислам.

Усиление налогового гнета вызывало широкое недовольство народа. Это недовольство выражалось в форме восстаний. В 747 г. восстание в Харасане перешло в гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились землевладельцы, беглые рабы. Войска Омейядов были разбиты восставшими. В результате гражданской войны к власти пришла новая династия – Аббасиды (потомки дяди «пророка» – Аббаса). В 749 г. Аббасид Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом.

5. Халифат Аббасидов (750 – 1258 гг.)

Халифы из рода Аббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати. С этого времени правящая верхушка халифата приобрела полуиранский облик. Столицей-Аббасидов стал новый город – Багдад (762 г). Аббасиды не проводили активной завоевательной политики. При них были потеряны некоторые территории, ранее входившие в состав халифата (Испания), но войны с Византией продолжались. На рубеже VIII – IX вв. Византия платила дань халифату. Продолжались военные действия на Кавказе и в Средней Азии.

А. Социально-экономическое развитие

Верховная собственность на землю принадлежала государству. В то же время сохранялось частное (мюльк) землевладение, часть земли была в собственности племен и общин. Крупными землевладельцами были халиф и его родственники.

В IX в. появился новый вид феодального владения – вакф – земли, пожалованные государством или частным собственником различным мусульманским учреждениям – мечетям, школам, богадельням, больницам, отдельным духовным лицам. Вакуфные земли не облагались гос. налогами.

Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих или вакуфных землях, юридически считались свободными, но фактически были феодально-зависимыми. Однако в правление Аббасидов оставалась еще и прослойка свободных крестьян – собственников земли. Феодалы часто незаконно захватывали земли крестьян и присоединяли их к своим владениям.

В VII – IX вв. в халифате все еще было много рабов.

В странах халифата была значительно развита торговля. Через его территорию проходили важнейшие караванные пути, соединявшие Средиземноморье с Дальним Востоком. Развивалась морская торговля с Индией, Индонезией, Китаем, Африкой. Арабы торговали также с хазарами, тюркскими кочевниками, Русью.

В халифате было много крупных городов (ок. сотни тыс. жителей). Крупнейшим городом была столица государства Багдад. Управляли городами хакимы-чиновники, назначаемые центральной властью из представителей феодальной аристократии. Наиболее развито было текстильное производство, ювелирное ремесло, производство бумаги, ковров. Увеличилась добыча золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Особым спросом пользовалось оружие из знаменитой дамасской стали.

Б. Государственный строй

Халифат Аббасидов был централизованным государством с развитым бюрократическим аппаратом. Верховным правителем был халиф, располагавший светской и духовной властью. Его главным помощником в светских делах был великий визир. Он решал многие государственные дела, командовал войсками. По духовным делам помощником халифата был главный кадий (судья), в ведении которого находились также суд и просвещение. Судопроизводство вершилось на основе мусульманского религиозного права – шариата. Отдельные области страны управлялись наместниками-эмирами, власть которых стала наследственной.

Во время правления Абассидов не прекращались народные восстания. Крупным потрясением для страны было восстание зинджей (чернокожих рабов). Восставшие в течение четырнадцати лет (869 – 883 гг.) удерживали в своих руках большой район Южного Ирана и Хузистана. Главным последствием восстания стало отмирание рабовладельческого уклада. Землевладельцы стали предоставлять рабам земельные участки, превращая их в феодально-зависимых крестьян.

В. Распад халифата Аббасидов.

В течение IX – 1-й половине X в. Аббасидский халифат распался на отдельные эмираты. Бывшие халифские наместники превращались в самостоятельных правителей. Аббасидские халифы потеряли политическую власть. Причины:

1. Различный уровень экономического развития отдельных областей халифата, отличавшихся также по этническому составу населения, культуре, языку, религии, степени исламизации;

2. Рост крупной земельной собственности, что привело к усилению сепаратизма крупных феодалов и созданию наследственных эмиратов;

3. Подъем освободительной борьбы покоренных народов. Народные восстания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...