Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени



Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи.

Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась она и в древней философии. Так представление древнегреческих философов-атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с И. Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Человек первоначально воспринимает мир на чувственном уровне, когда материя, дви- жение пространство и время неотделимы друг от друга. Ответ на вопрос: что есть простран- ство и время неочевиден и труден. Это доказывает хотя бы двухтысячелетняя история раз- мышлений на эту тему в рамках физики и философии в Европе. Существуют два принципи- ально разных подхода к интерпретации пространства и времени: объективистский и субъ- ективистский. Объективистский подход в свою очередь неоднороден, и в его рамках су- ществуют субстанциональная и реляционная концепции. Первой исторической версией субъективистской концепции времени были идеи Авгу- стина Блаженного, одного из Отцов Церкви V в. н. э. Он считал, что вне человека времени не существует, что время – это сугубо человеческий способ обозначения изменения и объектив- но оно не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и вре- мени является философия И.Канта. Пространство и время у Канта являются формами чувст- венной познавательной способности человека и не существуют независимо от него. От Берк- ли к Маху идет линия доводов, согласно которым пространство и время – это формы упоря- доченных рядов ощущений. С точки зрения махизма, пространство и время не имеют реаль- ного существования, а являются субъективным способом восприятия вещей. Объективистский способ интерпретации пространства и времени также имеет дли- тельную историю. Исторически первой формой объективистской парадигмы была субстан- циональная концепция пространства и времени. Она трактует их как самостоятельные сущно- сти, не зависящие ни друг от друга, ни от материи. Родоначальниками этой концепции можно назвать Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.) и Платона. Демокрит ввел представление о пус- тоте как вместилище атомов. Пространство есть все то, что останется после того, как исчез- нут вещи. Пространство и есть пустота, у которой нет других свойств кроме протяженности и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время – чистая длитель- ность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время – вместилище событий. Свой окончательный вид субстанциональная концепция принимает в Новое время. Ее основами стали механика Ньютона и онтологические представления философов XVII в. И пространст- во, и время выступали здесь самостоятельными, независимыми от материи субстанциями. Такое понимание взаимоотношения материи, пространства и времени укрепилось в филосо- фии и естествознании особенно после того, как Ньютон открыл законы классической меха- ники, что дало ему основание для вывода об абсолютности пространства и времени. Сильные аргументы в пользу независимости и неизменности пространственно-временных характери- стик от свойств движения и способа взаимодействия объектов между собой давала и геомет- рия Евклида, которая в то время был единственной геометрией, описывающей отношения и свойства реального, «физического» мира. Итак, пространство – это пустое вместилище для вещества, материи, оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равно- мерных моментов, следующих один за другими в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции время и пространство рассматриваются как объективные са- мостоятельные сущности, не зависящие друг от друга и от характера протекающих в них ма- териальных процессов. Другое понимание пространства в рамках объективистской парадигмы называется ре- ляционным и было сформулировано Аристотелем. Он отрицал существование пустоты. 39 Пространство, по Аристотелю, это система естественных мест, занимаемых материальными телами (лат. relation – отношение). Позднее аристотелево понимание пространства развивали Г.Лейбниц и Р.Декарт. Исторически сложилось так, что на протяжении XVII – XVIII вв. доминировала суб- станциональная концепция. В макромире трудно заметить прямую связь между пространст- вом, временем и движущимся материальным объектом. Поэтому субстанциональная концеп- ция представлялась вполне очевидной, а значит, истинной. Однако уже Г.Гегель энергично выступал против нее: «Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным, оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от сво- его наполнения. Не во времени все возникает, происходит, а само время есть это становле- ние, есть возникновение и прохождение». К началу XX в. стали складываться естественно-научные представления в пользу реля- ционной концепции. Возникновение специальной, а потом и общей теории относительности А.Эйнштейна (1879 – 1955), неевклидовых геометрий Н.И.Лобачевского, Больяи и Римана нанесло непоправимый урон и субстанциональной концепции и субъективистской парадигме в трактовке сущности пространства и времени. Так теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материально- го объекта, показав, что их геометрические свойства обусловлены распределением гравита- ционных масс в движущейся системе (изменение кривизны пространства и замедление или ускорение времени). Неевклидовы геометрии предоставили возможность описать эти свой- ства и отношения в пространствах различной (положительной или отрицательной) кривизны. Весьма существенной стороной пространственно-временных отношений, которая была выявлена с помощью теории относительности и подтверждена неевклидовыми геометриями, оказалась нерасторжимая связь пространства и времени между собой. Пространство и время как отдельные характеристики бытия материи можно рассматривать как специфические про- екции единого фактора «пространство-время», на которые этот вектор раскладывается в том или ином конкретном случае движения объекта. Ясно, что один и тот же вектор (равнодейст- вующая) может иметь различные проекции (составляющие), которые зависят от системы ко- ординат. Отсюда видно, что уменьшение длины одной проекции одного и того же вектора «пространство-время» будет компенсироваться увеличением длины другой его проекции. Иначе говоря, при изменении кривизны пространства (с изменением гравитационного поля) происходит и изменение хода времени (оно ускоряется или, наоборот, замедляется). Разъясняя свою теорию, Эйнштейн писал: «Раньше считали, что если бы каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Со- гласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Последовательное признание материалистической точки зрения приводит к осознанию предпочтительности реляционной концепции пространства и времени, к пониманию этих атрибутов материи как форм ее бытия, нерасторжимо связанных с движением. С точки зрения современного естествознания и современной материалистической фи- лософии, объективная реальность представляет собой неразрывную связь пространства, вре- мени, движения и взаимодействия разных видов вещества и поля. Теперь принято говорить о едином пространственно-временном континууме. Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материи.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1623 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...