Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II



Конфликт возник по таким причинам. В Константинополе в то время вместо малолетнего Михаила III (842-867) правила его мать Феодора. Её брат-Варда стоял во главе оппозиции и имел порочное влияние на юного Михаила. Патр. Игнатий обличил Варду и в “Иродовом грехе”-связью с женой своего брата Петра. Он лишил Варду причастия на праздник Богоявления.

В 855 г. Михаил взошёл на трон и требовал от Игнатия пострижения в монашество матери и сестры. Тот отказался и это стало поводом убрать его самого с кафедры в 857 г. На его место поставили госсекретаря Фотия-человека талантливого и учёного. Игнатиане не согласные с его избранием при живом патриархе, предали Фотия анафеме в храме св. Ирины, а он ответил им темже. О своём избрании Фотий оповестил весь Восток, а уведомить папу Николая I (858-867) не спешил. Папа узнал об избрании Фотия лишь через 3 года. Его возмущению не было предела, ведь к тому времени он уже именовал себя “Vicarius Christi”, а также “Rex et sacerdos”.

На Западе папа вёл борьбу против независимости поместных церквей нарушавших доктрину о папском универсализме и активно вмешивался в дела франкских королей. Он требовал признания своей абсолютной власти “ plenitudo potestatis ”, но эта идея не вызывала восторга даже на Западе. Фотий получал письма от архиепископов Кёльна и Трира о папском деспотизме. Для обоснования своих властных претензий папа опирался на “Лжеисидоров сборник”(декреталии) подложных папских писем и документов. Вероятно он был сфабрикован в 847-852 гг. на терр. Реймсского архиепископства неким Исидором Меркатором. Для предания подделке достоверности её автором объявили Исидора Севильского (+633), имевшего высокий авторитет.

Сборник состоит из:

1. писем пап от Климента (90-99) до Мильтиада(311-314).

1. “Дар Константина” и галльская переработка одного испанского сборника решений соборов.

1. Папские декреты от Сильвестра (314-335) до Григория Вел. (590-604). 48 из них-безусловные подделки. Фальшивость декреталий в XV в. доказал Николай Кузанский (1401-1464) и др.

Случай с патр. Фотием показался папе подозрительным и в 862 г. он шлёт в Конс-ль послание “Ad omnes fideles” где выражает свой протест. А в 863 г. собор италийских епископов низлагает Фотия, о чём были оповещены он сам, император и все верующие. Вероятнее всего на это письмо папы не обратили бы большого внимания, если бы вдруг не возник “болгарский вопрос” ставший своего рода детонатором.

Болгарский царь Борис был крещён греками в 864 г., но не получил от них законной иерархии и поэтому обратился к папе прислать епископов. Их тотчас приехало двое. Они привезли письмо папы где он критикует греческие традиции непричащения в Вел. посту, большие ограничения в пище, разрешение 2-го брака и пр. Приехавшие в Болгарию латиняне стали совершать конфирмацию над уже миропомазанными детьми, чего Фотий выдержать уже не мог. Он пишет окружное послание в котором критикует латинян за целибат, пост в субботу, употребление молока и яиц в Вел. посту забывая, что VI Вс. собор на Западе на принят. Но главным спорным пунктом был вопрос о Filioque.

Летом 867 г. в Конс-ле сост. собор по поводу латинских обрядов в Болгарии. Папа Николай был осуждён и низложен, но он об этом не узнал т. к. умер.

В ночь на 24 сент. 867 г. имп. Михаил был убит заговорщиками под предводительством Василия Македонянина. Фотия низлагают и патриархом опять становится Игнатий. Новый папа Адриан II (867-872) узнал об этих событиях в 869 г. и сразу созвал собор низложивший Фотия и это подтвердил и константинопольский собор в том же году. Папа потребовал от Конс-ля сжечь акты собора 867 г. и аннулировать собор осудивший Игнатия. Однако трения между Игнатием и Адрианом всё равно возникли из-за балканского вопроса. Его удалось мирно разрешить на внесоборной конференции в 870 г. Болгары снова стали ориентироваться на Константинополь по политическим соображениям.

После смерти Игнатия в 877 г. его приемником, уже законно, становиться Фотий. Император для окончательного разрешения конфликта пишет папе Иоанну VIII (872-888) и просит прислать легатов на примирительный собор. Когда епископы Павел и Евгений прибыли в столицу, то с удивлением застали там на кафедре не Игнатия, как ожидалось, а Фотия, относительно которого не было папских инструкций. Началась переписка и в Конс-ль едет кард. Пётр. Собор начался в 879 г. и окончился триумфом Фотия выступавшего как “Вселенский патриарх”. Легаты не знали греч. языка и ничего не поняли. Позже, папа Иоанн разобравшись в документах собора понял, что его обвели вокруг пальца и предал Фотия анафеме.

Фотий после собора 879-880 гг. достиг зенита славы как ни один из его предшественников, но тем не менее в условиях цезарепапистской Византии он окончил жизнь в изгнании в 897 г. Папу Иоанна VIII ждала не лучшая участь. Согласно Фульдской хронике он был отравлен своими римскими противниками 15 дек. 882 г. Он стал первым в бесславной веренице пап средневековья, который сошёл с престола в результате насилия. Его смерть стала увертюрой к “мрачному веку папства”.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...