Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Религиозная картина мира. Слово «религия» -- лат. религио - благочестие, святость и религаре – связывать, соединять. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.
И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними есть принципиальное различие.
Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме.
Религия акцент делает на веру, а не на доказательства и аргументацию. Она предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы.
Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия вообще не дает никаких гарантий, освобождая человека даже от иллюзии их возможности.
Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, а философия не предполагает никаких ритуальных действий.
При обсуждении вопроса о связи религии и философии возникает вопрос о вере. Любаянаучная или философская теория базируется на некоторых предпосылках, которые принимаются без доказательств, т.е. на веру. В науке эти положения формулируются явно, в философии они могут некоторое время оставаться неявными. На неустранимость веры из философии обращали внимание многие мыслители.
Принципиальная особенность религиозного миропонимания – удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное, - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное, - вторично.
Религиозный ответ на мировоззренческие вопросы предполагает принципиальную неспособность человека переступить черту, разделяющую сакральное и профанное. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ: обряды, ритуалы, молитвы, в некоторых случаях – медитация, а местом, где происходит пресечение священного и обыденного, выступает храм.
Если в представлении о сакральном времени различные религии сходятся (время божества – вечность), то в понимании времени обыденного мира предлагаются разные варианты. Христианское время растянуто в линию: от сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда.
Начало и конец земного времени смыкаются с божественным, а все, что происходит внутри исторической линии, предопределено божественным замыслом и развивается в соответствии с божественной волей. В греческом политеизме или в буддизме предлагается циклическая концепция времени.
Вселенная возникает из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь. Причина гибели, как правило, одна и та же: грехи человека, сумма которых превысила некий заданный уровень, удерживающий мир от гибели.
Современная культура предлагает человеку множество вариантов на мировоззренческие вопросы. Однако мировыми религиями признаются только три: христианство, ислам и буддизм. Версии мироздания, морально-этические нормы в них разнятся по содержанию, однако структура и смысл ответов один – устремленность к миру потустороннего, сверхъестественного и сведение смысла человеческого существования к поискам спасения.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!