Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура Древнего Рима

Билет № 8

В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа. Римляне копировали статуи греков, благодаря чему многие из тех дошли до нас. Материал: бронза, мрамор. Тематика: портретные посмертные маски, бюсты горожан и императоров, статуи императоров, стелы (рельеф на них). Преобладает правдивость изображения, суровость в отличии от идеальных образов греческой пластики. Главное – прославить императора, власть, показать реального человека с недостатками в том числе, а не героику мифов.

Одним из замечательных дости­жений республиканского римского искусства стал портрет. Они шли от восковых масок — «персон», которые они снимали с лиц умерших предков. Маски храни­лись в каждом доме на самом почёт­ном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характер­ны портреты, очень близкие к нату­ре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Однако это не означало, что создавали портре­ты только стариков. И всё же веду­щим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев. Портрет из Музея Торлония в Риме (1 в. до н. э.) представляет некраси­вого древнего старца, лысого, с от­топыренными ушами и отвисшей нижней губой. Брови отсутствуют, щёки провалились. Нет ничего от внешней красоты. Плоть модели настолько омертвела, что почти обнажает под собой костяк. Именно в этом заключена сила римского портрета: он очень конструктив­ный, строгий и логичный. По возрасту римский старик — на пороге могилы, но он силён духом и верой в себя. Смягчение достоверности в порт­рете наметилось ко второй полови­не I в. до н. э. Портрет Юлия Цеза­ря из того же Музея Торлония уже совсем иной. Он более обобщённый и выразительный. В нём появляется движение души: Цезарь смотрит во­просительно, с тайным укором.

Основы имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся портреты представляют его энер­гичным и умным политиком. Харак­терен высокий лоб, слегка прикры­тый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подборо­док. Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не сле­дуют слепо натуре.

Правление императора Нерона, одного из самых безумных и жесто­ких правителей в римской исто­рии, стало периодом расцвета порт­ретного искусства. Эволюцию его образа от одарённого ребёнка до презираемого монстра можно про­следить в целой серии портретов. Теперь они дают не только традици­онный тип могучего и отважного императора. Поздние портреты представляют Нерона сложной, про­тиворечивой натурой. Личность его, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков. Отличитель­ными чертами внешности импера­тора на портретах являются не­брежные бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдви­нуты, в углах губ — мстительно-сар­кастическая усмешка.

При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком. Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было. Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Форум Траяна был вымощен полудраго­ценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли ста­туи побеждённых противников, там же стояла Ко­лонна Траяна, единственная со­хранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (стра­на на территории современной Ру­мынии). Раскрашенные рельефы ко­лонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху ко­лонны со временем заменили фигу­рой апостола Петра.

Монумент императору, воину и философу Марку Аврелию – единственный конный памятник, сохранившийся до наших дней от Древнего Рима. За две тысячи лет остальные большие бронзовые статуи были переплавлены на военные нужды.

Со времён Адриана сохрани­лась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Они высвер­ливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках до­полнительно углубляли каналы. Свет дробился в волосах, создавая бога­тую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто больши­ми, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрач­ками.


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...