Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русский модернизм

Течения русского модернизма Группировки внутри течения, представители Философская основа течения манифесты модернистов Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Основные категории течения, черты
СИМВОЛИЗМ (из Франции) (1890-е – 1910-й) 1) Старшие символисты (1890-е): Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, В. Брюсов   2) Младшие символисты (младосимволисты) (1900-е): Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок «Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости   В основе философия В. Соловьева (младосимволисты): Идея Вечной Женственности Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове. В. Брюсов: «Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя». Реальный мир – сцепление случайностей, хаос, нет четких законов, по которым он существует; главная задача – не познать мир, а заменить другим, гармоничным, существующим по законам вечной красоты Слово – многосмысленное послание, весть, элемент тайнописи 1) СИМВОЛ (образ, выраженный смысл какого-либо явления в предметной форме) Сологуб: символ – это окно в бесконечность; А. Белый: «Символ – это оконо в вечность»; В. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении»   У символа много смыслов!   2) КАТЕГОРИЯ МУЗЫКИ: - общефилософский аспект (музыка – первооснова всякого творчества, дает духовное раскрепощение) - технический аспект (использование музыкальных принципов в поэзии, звукопись). 3) Изысканная ОБРАЗНОСТЬ, ЛЕГКОСТЬ стиха.
АКМЕИЗМ (нач. 1910-х; генетически связано с символизмом) Другое название – АДАМИЗМ Трансформация названия: 1906 – 1907 гг. – «кружок молодых» -1909 г. «Общество ревнителей художественного слова» (помещение редакции «Аполлон») = «Поэтическая академия» - 1911 г. – «Цех поэтов» (по образцу средневековых названий ремесленных объединений; поэзия стала профессиональной сферой деятельности) 1912 – акмеизм(адамизм) Н. Гумилёв, С. Городецкий, М. Кузмин А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут   М. Кузмин «О прекрасной ясности» (1910) (наследуем достижения символизма, нейтрализуя некоторые его крайности)   Н. Гумилёв «Наследие акмеизма и символизм» («символизм – достойный отец», новое поколение вырабатывает «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь») Акмеизм – попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое. Простой предметный мир значителен сам по себе. Художественное освоение многообразного и яркого земного мира; возвращение поэзии ясности, вещности Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких, вещных знаков Стремление придать слову определенное, точное значение 1) ЛОГИЧНОСТЬ художественного замысла. 2) СТРОЙНОСТЬ композиции. 3) ЧЕТКОСТЬ организации элементов художественной формы («кларизм» - Кузмин) 4) ПРЕДМЕТНОСТЬ (использование художественных деталей) 5) Передача ВНУТРЕННЕГО мира лирического героя. 6) Перекличка с ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ искусствами (чаще с архитектурой)   «ТОСКА по мировой культуре» (О. Мандельштам) Категория ПАМЯТИ (сохранение культурных ценностей, мировая культура – общая память человечества) Объекты лирического осмысления – мифологические сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры, много литературных цитат
ФУТУРИЗМ (из Италии) («БУДЕТЛЯНСТВО») (с 1911 г. – 20-е) 1) школа КУБОФУТУРИСТОВ, или «ГИЛЕЯ»: Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В.В. Маяковский, В.В. Каменский, Вел. Хлебников, А.Е. Кручёных, Е. Гуро 2) школа ЭГОФУТУРИСТОВ: И. Северянин, В.И. Гнедов, К.К. Олимпов   3) «ЦЕНТРИФУГА»: С.П. Бобров, Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак 4)«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ»: В.Г. Шершеневич, К.А. Большаков, С.М. Третьяков, Р. Ивнев Филиппо Томазо Маринетти 1909 «Манифест футуризма» («Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии», «Мы намерены воспеть агрессивное действие», «Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость» и т.д.)   Манифест Бурлюка, Кручёных, Маяковского и Хлебникова в сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1912): («Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности», «Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке» и т.д.) Отказ от всех традиций, разрыв с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех литературных предшественников Мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Идея разрушения старого мира «Мы хотим, чтобы слово шло за живописью» (Хлебников)   Освободить слово от внелитературных задач (формальные эксперименты)   Интерес к «самовитому» слову 1) Культ ДВИЖЕНИЯ, ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ. 2) ОТРИЦАНИЕ ГАРМОНИИ как принципа искусства. 3) Словесные ДЕФОРМАЦИИ, интерес к «САМОВИТОМУ» слову, НЕОЛОГИЗМЫ, ИГРА слов. 4) Творческий ПРОИЗВОЛ художника. 5) ЭПАТАЖ.   Принцип «СДВИГА»   ДЕПОЭТИЗАЦИЯ языка

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...