Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль базовых форм в изучении БИ

Любой человек, далекий от БИ вообще и айкидо в частности, обычно представляет себе процесс обучения, как комплекс неких физических упражнений и приемов, которые, будучи заученными до автоматизма, будут применимыми на улице или соревнованиях. Однако такой подход мало того, что навязан индустрией масс-медиа, а также устоявшимися стереотипами поведения и обучения бойцов различных направлений, так еще и является в корне ошибочным.

Для примера достаточно рассмотреть например каратэ, а также любые иные виды, (в том числе и айкидо) где имеется т.н. формализованная обучающая база или попросту говоря кихон. Изучаемые в БИ и СЕ базовые формы никогда не увидишь в чистом виде за пределами их применения в качестве инструмента обучения. Так любой каратист не будет использовать ката в кумитэ, а отжимания в качестве релаксанта, равно как не встанет на соревнованиях в дзенкуцу-дати, подменяя стандартное защитное положение, продиктованное необходимостью защищаться и атаковать в условиях непосредственной угрозы. Суть в том, что нигде базовые формы ни для чего кроме обучения не используются и это можно без всякого преувеличения принять за аксиому. Разумеется, бывают случаи, когда техника «проходит» в уличном варианте крайне близко к базе, но это лишь потому, что так сложились условия, да и случаи эти крайне редки.

Это подводит нас к тому, что идея обучения какому-то стилю, его эффективность, вовсе не зависят от количества изученных приемов, к чему так стремятся новички в БИ. Обычно они видят, как вместо ожидаемых ими многочисленных красивых и брутальных приемов, когда у партнера трещат кости и выпучиваются глаза, им с самого начала преподносится на первый взгляд скучный и неинтересный материал, где не надо никого ломать и бить, а напротив, требуется полная сосредоточенность на том, куда поставить ногу, как переместить центр тяжести, как повернуть руку, причем на неискушенный взгляд это выглядит излишне формально, глупо, неудобно и т.д. Иными словами, у большинства именно на этом этапе начинается своего рода «ломка», когда организм отторгает непривычные постулаты, а мозг не готов к их осуществлению, потому что столь нетривиальные задачи требуют достаточно серьезных усилий над собой. Это свойство человеческого мозга, который не способен эффективно работать в многозадачном режиме. Соответственно подкидывая ему непосильную ношу в виде цельных приемов и техник, состоящих из комбинаторики сложных перемещений, необходимости постоянной координации и контроля, человек, будучи к этому неготовым (ведь он новичок), оказывает себе медвежью услугу. Причина проста – развитие устойчивого навыка невозможно в режиме многозадачности и сколько бы человек не старался заучить прием, максимум на ком он сможет его проделать - на резиновом манекене, да и то, скорее всего, получится плохо.

Отсюда вновь следует логический вывод – именно то, за что ратуют и чего ждут большинство новичков, приходя на тренировки серьезных школ СЕ и БИ как раз и не происходит! Этот фактор – один из основополагающих в процессе, когда из 10 новичков через неделю остается 5, через месяц 2, через год один. Так происходит первичный естественный отбор, который определяет наличие в человеке убеждения в правильности того что он делает. Проблема же порой заключается в том, что не все инструкторы в состоянии донести информацию в нужном ключе. Это в свою очередь порождает две неприятные вещи – кризис мотивации, либо полное неприятие всего стиля в целом. Именно отсюда появляются те, кто, прозанимавшись месяц, забросил тренировки, «потому что скучно, некогда, лень и т.д.», а также наиболее агрессивный контингент – обиженные муштрой и необходимостью постигать основы достаточно долгое время. Обычные их доводы наподобие «эта школа – фуфло, там нереально учат…» не выдерживают никакой серьезной критики.

Так для чего же изучается кихон и какова его роль? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо вспомнить одну простую вещь, а именно ВУЗ. Каковы признаки того, что вы попали в серьезное учебное заведение?

1) Вы (или государство) заплатили немалые деньги, чтобы получить возможность учиться чему-то серьезному.

2) Вам с порога говорят – забудьте все, что вы изучали ранее и воспринимайте материал так, как она вам преподносится здесь и сейчас.

3) Преподавательский состав ничем вам не обязан, т.е. люди находятся на работе, они дают материал. Изучать его или нет – полностью ваше дело.

4) Если вы считаете материал скучным и прогуливаете лекции, или просто пропустили часть занятий по каким-то иным причинам, то вклиниться обратно в учебный процесс неимоверно сложно. Ведь придется выучить пропущенное, иначе дальнейший прогресс не имеет смысла (особенно в точных и фундаментальных науках).

5) У вас есть выбор – изучать материал добросовестно ради того, чтобы его ЗНАТЬ, либо дать взятку и овладеть предметом формально.

Чем же должно отличаться обучение в ВУЗе от обучения в школе БИ? По сути

абсолютно ничем. Везде отношение во всех смыслах должно быть идентичным, в противном случае сама идея обучения теряет свою актуальность.

А теперь задайте себе простые вопросы: Почему многие готовы платить большие деньги в ВУЗе и не готовы отдать эквивалент стоимости бутылки пива за одну тренировку? Почему заплатив таки в школе БИ деньги, люди считают. что их обязаны учить? Почему восприняв материал на уровне школы невозможно на этой базе учиться в ВУЗе без преподавателя, а тем более делать научные открытия без руководства более опытного специалиста? Возможно ли научиться чему-то сложному сразу и полноценно применять на уровне подсознания, не обладая культурой движения (а в случае науки – основами материала, т.е. предыдущими разделами)? Сможете ли вы ради быстрого прогресса в амплуа студента первого курса выкинуть все из головы и воспринимать все с чистого листа? А сделать то же самое в БИ? Обязаны ли вы любить преподавателя, если ваша задача – изучить материал для личного использования в жизни? Вам интересно, что он бьет дома жену или сушит носки в микроволновке? Готовы ли вы скрупулезно работать над каждой мелочью, ради того, чтобы стать специалистом, а не липовым недоучкой, который без возврата к пропущенному шагу ступить не может? Думаю эти вопросы полезно иногда задавать себе во избежание потери ориентиров.

Но вернемся непосредственно к кихону. Во всех случаях это инструмент достижения целей того или иного БИ. Как штанга в бодибилдинге. Как турник для гимнаста. Что же предполагает кихон в качестве метода обучения?

Первое и самое основное – кихон фактически заново учит человека ходить, причем делать это осмысленно (целесообразно), контролируемо и экономично. Причем у совершенства этого навыка осязаемый предел практически отсутствует, поэтому базовые перемещения нуждаются в постоянной практике и совершенствовании, что в свою очередь порождает бесконечное улучшение качества более сложных категорий (например сложных перемещений). Соответственно ничего страшного нет в том, чтобы на данный навык была потрачена уйма времени и литры пота, что в итоге как минимум скажется на эффективности техник. Я уже не говорю о сопутствующем самовоспитании, ведь процесс изучения кихона требует неимоверно терпения и преодоления себя прежде всего.

Второе – элементы кихона, как простейшие формы двигательной активности постепенно (от простого к сложному) и последовательно готовят мозг к восприятию более сложных последовательностей действий (подробнее о построении устойчивых мускульно-нейронных связей и роли последовательности в обучении можно почитать у Н.А. Бернштйена). Следовательно, данный этап, будучи пропущенным или пройденным поверхностно просто не породит в мозге нужных взаимосвязей, что приведет в лучшем случае к формированию умения, но не навыка. Тут не лишним будет вспомнить аллегорию с липовым недоучкой, который шапочно нахватал обрывков знаний и умений, либо вообще купил свой статус и имидж за деньги.

Третье – использование строго регламентированных кихонных форм в отработке любой техники является не менее важной частью обучения. Стремление же как можно сильнее ударить, бросить человека, взять его на контроль как можно более жестко, с претензией на крутость и мощь в обход базовых принципов, приведет к обратному результату. Простейшей аналогией здесь могут послужить мышцы-антагонисты, которые снижают эффективность действия, будучи задействованными в противоестественной форме.

Как минимум уже приведенных доводов должно быть вполне достаточно, чтобы понять важность и необходимость практики заданных форм (кихона). Причем вид БИ не имеет никакого значения. Много раз я слышал мнения, что мол ради обретения культуры движений достаточно позаниматься базовыми перемещениями 3-4 месяца и всё, можно двигаться дальше и обо всем забыть. Как правило, господа, выдвигающие подобные лозунги, попросту являются полнейшими дилетантами в заявленной сфере и более чем на самоучек с гипертрофированным опломбом никак не тянут, и вот почему.

Культура движений напрямую связана с кихоном, который, в свою очередь,порождает техники. Техники же, как инструмент, являются средством обретения универсальных навыков – тайминга, чувства дистанции, свободы передвижения, умения сфокусировать силу в одной точке, эффективно работать центром тяжести и т.д. – список можно продолжать бесконечно. Теперь достаточно мысленно выбить из под всего перечисленного фундамент в виде «базовой базы» и понаблюдать, как быстро рушится все построенное и как стремительно деградирует при этом техника. Примеров из жизни очень много.

Культура движений (или если хотите «стилевой движок») это не просто визуальный контент, который должен быть узнаваемым и брутальным. Правильная стилевая техника любого направления экономична, рациональна, эффективна, и поэтому красива. Так уж она задумывалась изначально основателями – теми, кто не имел иллюзий по поводу методики обучения БИ.

Согласитесь, приятно посмотреть на техничных каратистов, боксеров, айкидок, фехтовальщиков и пр. Даже абсолютно далекий от БИ человек, сидя на диване перед телевизором, способен увидеть красоту техники, отличить ее подсознательно от корявых потуг потных товарищей, которые с фиолетовыми от перенапряжения лицами бодаются подобно баранам, периодически выпуская газы. Что ж, силовой путь тоже может стать залогом победы, например, в соревнованиях, путем банального продавливания и уничтожения противника, однако ни одно БИ этому не учит. Ни один вменяемый тренер не учит спортсменов компенсировать недостаток техники силой, а отсутствие мозга – толщиной черепа. Техника всегда стоит во главе угла, а кихон здесь – основа любого движения, за правильность и красоту которого, а как следствие - за эффективность, расплатой являются годы и годы работы над такими неприятными, скучными и «ненужными» базовыми формами.

(с) Антон Болотов


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...