Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психолого-педагогические основы приобщения дошкольников к народной игровой культуре осетин

XI Международная конференция

Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества 9-10 апреля 2014 г.

С. 350-359

Черткоева В.Г. ©

© Черткоева В.Г., 2014 г.

К.п.н., старший преподаватель, ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ ОСЕТИН

Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальной проблемой дошкольного образования. Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Психологические исследования Л.В. Выготского, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева [16] показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся игровая культура народа. Приобщение детей к игровой культуре родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. В понятие игровая культура входит всѐ, что создано человечеством в области игры: не только сами игры, но и снаряжение, сооружения, площадки для игр, игрушки (материальная сторона игровой культуры), а также всевозможные сведения, мнения, оценки, принципы, идеалы людей в области игры (духовная сторона культуры). Основу, сердцевину игровой культуры составляют непосредственные игровые действия и отношения играющих, их игровая деятельность [2, с. 56].

Приобщение детей дошкольного возраста к игровой культуре осетин накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. В игровой культуре осетин отражены суровые условия жизни народа. В суровых горных условиях физическая закалка, неутомимость и выдержка были острой необходимостью. Поэтому и в играх преобладали метание на дальность и в цель, длительный бег, скачки, прыжки, различные испытания на выносливость. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как средству развития и воспитания детей и подростков. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в воспитании, приемы и методы, саму практику такого применения игры. Игровая культура осетинского народа многообразна, она включают в себя различные движения и элементы, необходимые для воспитания физических и моральных качеств ребенка. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье, отражают все области народного творчества [29,с. 51]. Обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности. В ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое. Осетинские национальные игры своими корнями уходят в далекое прошлое [29, с. 54]. Они отражают последовательно менявшиеся формы общественных отношений и хозяйственной деятельности предков современных осетин.

В древности народные игры проводились не просто ради развлечений, но имели определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей. Кроме того, ставились конкретные условия игры, т. е. складывались свои традиции, правила и приемы. Так, когда нартские юноши стреляли в яйцо, которое было мишенью, стрела Батрадза не долетела до мишени, а упала в море. Этим в сказании народ подчеркивает, что юноша не старался принять участие в любых играх. Вот почему стрела

Батрадза в первый раз не долетела до цели. Но когда в яйцо воткнули иглу, тогда стрела Батрадза проскочила в ее ушко. Нартский эпос дает нам богатый материал не только о жизни и быте народа, но и о его физическом и духовном развитии [18, с. 27]. В эпосе упомянуто о таких физических упражнениях, как стрельба из лука, борьба, бег, прыжки, восхождение «в высокую гору, метание камня, перетягивание каната, лазание по врытому в землю столбу, поднятие и переноска тяжестей, умение владеть конем, проделывать различные акробатические упражнения на полном скаку, преодолевать верхом на коне горные реки, другие естественные препятствия — овраги, обрывы, трещины» и т. д. Для поддержания жизни, материального и культурного развития осетин необходимо было иметь постоянные связи с соседними народами, что сказалось, также на развитии игр и было отражено в осетинских народных сказаниях. У осетин общественные игры развивались почти на тех же основах, что и у других народов. В период феодальной раздробленности у осетин господствовали патриархальные родовые пережитки в быту. Низкое состояние производительных сил обусловливало господство древних языческих верований. Было развито почитание культа предков, домашнего очага. Каждая семья, род или фамилия имели своих богов или дзуаров. К примеру, у фамилии Хетагуровых фамильным дзуаром являлся Нарк-дзуар, у Гагиевых – Мыкалгабыр, у Джанаевых и Бурнацевых – Хохы-дзуар, в Тагаурии у Шалаевых – Ног-дзуар и т. д. Остатком сознания племенного единства было почитание некоторых дзуаров всем обществом ущелья. В Тагаурском ущелье таким дзуаром был Уацилла, в Алагирском и Дигорском – Реком. Общими дзуарами для всех осетин являлись Уастырджи – бог-покровитель путников, Уацилла – бог урожая, Фалвара – бог-покровитель животных. У осетин игры и состязания проводились на всех религиозных праздниках, но главным образом, на общеущельских празднествах, которые продолжались иногда от трех до пяти дней [18, с. 38]. Так, в Алагирском ущелье на празднество собиралось все население ущелья. Здесь проводились игры и состязания между отдельными фамилиями. Основными видами игр были стрельба, скачки, поднятие тяжестей, метание камня, переход через горную реку Ардон по бревну, борьба, восхождение и бег на гору и т. д.

На фамильных праздниках-кувдах членам команд старики преподносили почетный бокал (нуазæн). При этом члены команд получали наказ достойно защищать честь и славу фамилии или аула на состязаниях. Их предупреждали о том, что они встретятся на играх с серьезными противниками из других фамилий. Во время ущельских игр от фамилий,

принимавших участие в играх, выделялись представители, которые входили в состав комиссии, выполнявшей функции-судейской коллегии. На праздниках игры проводились организованно. Каждый знал, какие игры будут проводиться согласно традиции в дни того или иного торжества. Желающие принять участие в играх тщательно готовились к ним. На состязаниях часто случались недоразумения, возникали спорные вопросы, которые комиссия не могла решать самостоятельно. Тогда вопрос передавался на обсуждение наиболее почетных стариков ущелья. В эпоху феодальной раздробленности споры и недоразумения во время игры происходили в основном из-за того, что феодалы и «благородные» фамилии не хотели мириться с тем положением, когда их представители оказывались в числе побежденных, а победителями выходили лица из народных масс. Совет стариков представлял собой как бы главную-судейскую коллегию. Боясь потерять свой авторитет среди населения, этот совет всегда действовал беспристрастно. Его решения бывали окончательными. Осетинские народные игры, как правило, не допускали шаблона в применении тех или иных игровых и тактических приемов. Большое значение придавалось в играх принципу возрастного деления участников игры. Юноши тщательно готовились к играм. Существовали не писаные правила игр, передававшиеся из поколения в поколение. Позором считалось нарушать правила игры, проявлять нечестность и недобросовестность.

Игры и состязания проводились не только во время религиозных праздников, но и при отправлении похоронных обрядов, причем здесь основным видом игр, как правило, бывали скачки и стрельба. Скачкам, организованным в честь усопшего, осетины придавали большое значение, готовились к ним серьезно. «В день «хистæ» на скачки приводили лошадей из всех окрестных селений. Смотря по достатку родных покойника, призов деньгами или вещами (в последнем случае бурка, седло и разная одежда) бывало несколько: от 3 до 15. К состязанию допускалось неограниченное количество всадников разных возрастов с лошадьми. Состязание проходит по кругу или врассыпную. В последнем случае лошади, отобранные для скачек, отправлялись всегда в другое селение, иногда верст за 70- 80 с проводником, которому тоже полагалось вознаграждение (один из призов). Наездниками были мальчуганы от 12 до 13 лет. Прибыв в селение, проводник (хонæг) вводил всех наездников с лошадьми во двор к одному из родственников покойника, которому заранее давалось знать об этом, дабы он мог приготовиться к приему гостей. За лошадьми устанавливался строгий надзор, чтобы наездники из дурных побуждений не могли накормить лошадей своих соперников мылом или солью и тем самым исключить этих лошадей из числа возможных призеров. Наевшись, соли или мыла, лошади теряют свои скоростные данные. Сами наездники вводились в предназначенную для них общую комнату, для них закалывался баран, пеклись пироги и т. д. Словом,

им из уважения к памяти покойного оказывался должный почет. Утром, перед отправлением в дорогу, каждый наездник наделялся куском белого коленкора, который он повязывал через плечо. Затем с пожеланием счастливого пути наездники в сопровождении проводника отправлялись в путь. Каждый хозяин подготавливал для своей лошади всадников-вспомогателей (хъузон), которые заранее выезжали далеко за селение, встречали мальчишек-наездников и подгоняли лошадей до самого финиша. Об окончании скачек и раздачи призов все рассаживались группами по десять человек, заполняя собой не только двор, но и улицу перед домом. Участвовать в таких скачках было нелегко, поэтому проводилась соответствующая предварительная тренировочная работа, как с наездниками, так и с лошадьми. От наездника требовались большая физическая сила, смелость, выносливость, ловкость и высокое искусство вождения лошади. С незапамятных времен в Осетии конные состязания привлекали к себе большое внимание. Быть хорошим наездником у осетин считалось одним из наиболее важных качеств мужчины. Этот вид спорта стал традицией в быту народа. Скачки устраивались на всех торжествах, празднествах и даже в память об умершем. Через год после похорон устраивались скачки в честь покойного. Количество участников скачек зависело от достатка родных покойного, которые выделяли призы победителям. В большинстве случаев разыгрывались вещи покойного: бурка, седло, кинжал, черкеска и т. д. Призов бывало от трех до пятнадцати. К состязанию в скачках, проводимых на плоскости, допускалось 10 и более всадников. В горах же - не более четырех, так как узкие горные дороги не давали возможности увеличить число участников: во время скачек, столкнувшись, всадники рисковали упасть в пропасть. Скачки могли проходить и по кругу, и по прямой. Всадников на старте провожали, а на финише встречали наиболее почетные старики. Всаднику нужно было уметь не только хорошо скакать, но и хорошо владеть элементами джигитовки. Победителями всегда выходили наиболее сильные, ловкие и смелые юноши, отменно владевшие искусством верховой езды. Очень распространенными были также скачки под названием æлæм (лæм). Скачки эти проводились в честь покойника. Æлæм – длинная полоска плотной материи, насаженная на древко в виде флага. На него нашивались различные предметы – чувяки, носовые платки, кобура для револьвера, продукты, конфеты, орехи, пряники и т. д. Æлаем вручали хорошему наезднику – хозяину лучшей скаковой лошади.

Интересно проходили скачки – борьба за флаг. На свадьбе хозяева обычно вручали гостям флаг. А те передавали его своему лучшему наезднику. Молодежь села, куда приезжали за невестой, ставила перед собой задачу – отобрать флаг у гостей в момент выезда их из села. Молодые джигиты Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества 9-10 апреля 2014 г. 357

вступали в состязание с гостями. Борьба за флаг шла иногда на расстоянии десятков километров. Если гость владел лучшим конем, чем преследователи, он уносил флаг за границу другого села, тогда преследование прекращалось. Бывали случаи, когда флаг переходил из рук в руки, и скачки продолжались часами. Гости могли на полном скаку, не слезая с лошади, сорвать шапки с сельских парней и увезти их с собой. Могло быть и обратное. И в том и в другом случае хозяева шапок обязаны были пригласить соперников и устроить им угощение В Осетии скачки устраивались и просто – они не связывались ни с какими событиями и традициями. Это были скачки-состязания и проводились они между отдельными аулами или фамилиями. Осетин уже мальчуганом должен был хорошо владеть верховой ездой и джигитовкой. Мужчины или юноши, хорошо владеющие ими, всегда окружались большим почетом. Часто возникавшие споры о превосходстве одного джигита над другим разрешались скачками. В быту осетин игры служили средством физического воспитания, они привлекали к себе внимание почти всего взрослого населения не только ближайшего селения, где в данный момент проводились те или иные игры, но и отдаленных аулов и селений. Физическому воспитанию личности способствовали массовые игры молодежи нартов. Одними из основных моментов в воспитании мальчиков были физическая закалка и обучение их различным видам игр, постепенно усложняющимся. Но и начальные игры, построенные, как и подавляющее большинство осетинских игр и физических упражнений на принципах состязаний, в детях воспитывали внимательность, целеустремленность, выносливость и другие положительные качества. Для молодежи хорошей школой физической закалки являлись многочисленные народные игры [18, с. 39].

«Во время игрищ со скачками и джигитовкой требовалось соблюдение определенных норм, связанных с уважением к жилищу женщинам. Во время джигитовки всадник не должен был повернуть коня так, чтобы он оказался спиной к жилищу и к женщинам; нельзя было держать кнут со стороны женщины, нельзя было ударить коня в присутствии женщин - это расценивалось как оскорбление в их адрес» [24, с. 55]. В нормах этикета, организующих массовые игрища осетин, помимо почтения к жилищу и к женщинам, нашел свое выражение еще один важный принцип – гостеприимства: «Прежде гостя не достану стрелу из колчана» [там же, с. 58]. В этом случае, как и в других ситуациях, гость пользовался правами старшего или ведущего, т.е. церемониальным первенством. Что же касается реального принципа старшинства, то на играх он также был ведущим. Поскольку состязательная часть «хъаст» напоминала боевые учения и во многом демонстрировала воинственность и силу, для каждой группы избирался лидер Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества 9-10 апреля 2014 г. 358

(т.е. старший), имитировавший боевого предводителя. Эпос полон сведений о неограниченных правах Сосрыко и неукоснительном подчинении молодых нартов этому персонажу, исполняющему функции старшего. Указанный принцип распространялся не только на проведение групповых состязаний, но и на парные единоборства. Прослеживается интересная закономерность: игры и учения в эпосе проводятся по пятницам. На этот день нарты назначают и поединки, а также начало военно-предпринимательских походов - «балц». На состязательных началах строилась не только боевая часть игр, но и некоторые другие компоненты. «С рассветом пришел юноша на Площадь игр Нартов. Стал там играть, всех победил. Вечером вернулся в свой дом, говорит отцу: «Не нашлось у них никого сильнее меня. Всех их одолел и в симде, и в танцах, и в разговорах» [там же, с. 57]. Во время больших торжеств, старейшины трапезничали, а молодежь забавлялась оригинальными играми «Бег в мешке», «Бег за костью». Объев лопаточную кость, почетную долю от бараньей туши, один из стариков бросал клич молодым людям: «Кто быстрее всех схватит эту кость и убежит от преследователей, тот джигит». Того, кто, обогнав соперников, добегал с костью до стариков, ожидала публичная похвала. Большое значение придавалось военным играм, которые готовили юношей-осетин к судьбе воинов. Основное внимание уделялось умению хорошо ездить на лошади, метко стрелять на скаку, спрыгивать с лошади на скаку, хорошо владеть шашкой, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ловко лазить по скалам, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы и умело их использовать в единоборстве с противником с кинжалом в руках и без него. Юноши должны были показывать свою физическую силу, храбрость, ловкость, выносливость, выдержку. Трусость, а также обжорство, неспособность скрыть от окружающих свою физическую боль - все это считалось для юноши позором. Игрища не ограничивались только спортивными состязаниями. Широко использовались хороводы, пляски, где юноши и девушки тоже должны были показать свое искусство. В жизни осетин важную роль играла охота. Горы и богатые леса весьма способствовали развитию и совершенствованию этого рода деятельности осетин-горцев. Существовал даже особый культ божества Афсати – покровителя зверей и охоты. У осетин-охотников сложился своеобразный язык, на котором они говорили во время охоты. Многие народные игры возникли на основе охоты и отражали действие охотников и зверей. Подтверждением того, что охота появилась раньше игры, является древняя осетинская игра в слепого медведя (куырмарс) [7, с. 18].

С древних времен у осетин существовала игра «Тохси», в которую играют с помощью альчиков. Эта игра зародилась в то время, когда осетины

занимались главным образом скотоводством и охотой. С появлением кремневых ружей, более совершенных орудий охоты, вытеснивших лук и стрелы, в середине круга вместо альчиков стали ставить свинцовые пули. Когда же кремневые ружья были вытеснены берданками с цилиндрическими пулями, вместо свинцовых пуль стали применять опять альчики. Элементы соревнования в силе, ловкости и других физических качествах наиболее ярко проявились в старинном осетинском обычае «зиу» (коллективная помощь.) Жители села или аула» организовывали однодневную бесплатную помощь вдовам, больным и остронуждающимся соседям в уборке урожая, сенокошении, строительстве жилища, заготовке дров и т. д. В «зиу» участвовали все мужчины и женщины, способные работать. Во время работы каждый старался как можно больше помочь соседу. Таким образом, работа приобретала характер соревнования. Особенно интересными были соревнования во время сенокоса. В горных районах Осетии косари обычно поднимались в гору и оттуда начинали косить сверху вниз. Работая на обрывистых, опасных местах, косари старались обогнать друг друга. В процессе этой работы вырабатывались смелость, сила, выносливость и особенно развивался плечевой пояс. Таким образом, игровая культура осетинского народа с раннего детства постепенно вводила ребенка в мир культуры общества. В процессе игровой деятельности осуществлялась связь ребенка с окружающим взрослым миром, прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игровая культура осетинского народа содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Литература

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях. М.: Педагогика, 2002. -179 с.

2. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2002. – 472 с.

3. Меретукова З.К. Осетинская народная педагогика. М.: Наука, 2000 – 130с.

4. Осетинское народное творчество (сост. З.М. Салагаева). Издательство: Ир. -2002. – 117 с.

5. Уарзиати В.С. Народные игры и развлечения осетин. Владикавказ.: Ир, 2002. – 159 с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.:Академия, 2005 – 336 с.

7. Цеева А.З. Особенности национального воспитания осетин // Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Владикавказ, 2001. - С. 34-42.

8. Шоров И.А. Осетинская народная педагогика // Тезисы педагогических чтений. Майкоп, 2002. - С.181- 195.


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...