Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К модернизму — имажинизм, символизм, акмеизм, фовизм, кубизм, экспрессионизм



Главное различие между течениями авангардного и модернистского искусства заключается в том, что модернисты озабочены совершенствованием формы, авангардисты стремятся к тому же, но их более заботит прагматика — успех, ажиотаж, эпатаж публики, быстрый поверхностный эффект. Авангард невозможен без скандала.

Типичные авангардисты — Маяковский, Бурлюк, Бунюэль, Дали.

Типичные модернисты — Пруст, Джойст, Кафка, Шостакович, Стравинский, замкнутые в своем эстетическом мире.

Авангардисты ведут себя агрессивно и авторитарно, особое значение они придают манифестам и декларациям. Модернисты, напротив, предпочитают замкнутый образ жизни, а если и объединяются в какие-то кружки, то ведут себя исключительно тихо и академично.

Художники-модернисты стремятся не изображать объекты, а преображать их в соответствии с выдуманной реальностью. Для них первично индивидуальное сознание, а материальная форма, в том числе и форма произведения искусства, вторична и несущественна.

Середина 20 века (1950-1960е — считаются началом периода постмодернизма).

Практически развести авангард и модернизм вряд ли возможно, хотя бы в силу хронологического и событийного их переплетения и того факта, что действующими лицами обоих явлений часто становятся одни и те же персонажи.

Постоянное обновление, активное интерпретационное поле, обращение к подсознанию и т. д. - важнейшие качества культуры первой половины 20 века, общие и для авангарда и для модернизма в целом.

Важнейшие тенденции нового мироощущения и новой культуры наметились еще на исходе 19 столетия. Уже тогда мир становился другим. Сообщения о катастрофах, военных конфликтах, дипломатических проблемах, стачках распространялись с невиданной стремительностью. Начинается настойчивый поиск нового художественного языка. Художник 20 века все более испытывает необходимость вербального утверждения, объяснения, а то и теоретического обоснования своего творчества. Стремлению человека и самих художников заглянуть с помощью искусства в глубину сознания и бытия немало способствовали необычайные успехи науки начала века.

Зачастую модернисты в своих экспериментах с формой, заботясь более о ее духовном значении, парадоксально приходят к отрицанию формы, во всяком случае ее внешней красоты и легкости восприятия. Классиком модернизма можно считать Пикассо.

Кубизм — одно из модернистских течений в западноевропейском искусстве.

В кубизме решались задачи, закономерно возникшие в результате эволюции изобразительных форм предыдущего периода (постимпрессионизма). То, что сделали с живописью импрессионисты, заменив работу над формой и композицией картины фиксированием мимолетной игры света и цвета в этюде, не удовлетворяло многих художников. Постимпрессионисты пытались преодалеть натуралистический метод импрессионизма, сделав живпись конструктивной, подчеркивая лтнеарную, цыето-плоскостную, ритмическую структуру композиции. Кубисты стремились придать изображению конструктивность, выявить геометрическую структуру изображаемых предметов, разлагая их на составляющие элементы (плоскости, линии) и организуя в новую форму, с учетом условности восприятия изобразительного пространства на плоскости картины или в объеме скульптуры.

Название возниколо когда в 1908 году на выставке кубистов живописец Анри Матисс отверг картину Ж. Брака, сказав, что она «написана кубиками». Показательно, что в отличие от дадастов, сюрреалистов и других представителей авангардного искусства, кубисты не выступали с воззваниями и призывами к разрушению классического искусства.

Первый сезаннистский период (1907-1909).

Сезанн убедился, что импрессионистический метод ведет в тупик субъективизма и беспредметности. В своих картинах он стремился соединять цвет и форму, «строить» изобразительное пространство мазками и линиями. Сезанну принадлежат слова, которые позднее сделали своим девизом кубисты «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса». Толчком к возникновению кубизма стала выставка картин Сезанна в 1904 году в Париже.

Формированию кубистов способствовало и увлечение африканским искусством.

Пикассо «Авиньонские девушки», в последующие годы Пикассо разбирал на тысячи кусков лицо и тело.

Сезаннский период сменился аналитическим (1910-1912).

Наряду с пейзажем художники-кубисты использовали натюрморт. Формы кувшинов, тарелок и кружек дробил на мелкие грани, предметы показывали одновременно с нескольких сторон, снаружи и изнутри, отчего возникла двойственность

Аналитическая стадия кубизма сменилась синтетической (1913-1914)

Пикассо и Брак вклеивали в холсты куски газет, картон, фольгу. Живопись перерождалась, таким образом, в декоративную графику или в своеобразную плоскостную пластику. Наиболее искусным мастером синтетического кубизма был Жорж Брак.

Фовизм (в пер. с франц. «дикие», «хищники»)- одно из течений модернистского искусства.

В 1905 году в одном из залов парижского салоны были выставлены картины французских живописцев Вламинка, Ван Донгена, Брака, Дерена, Матисса, Манке. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптура эпохи Итальянского Возрождения. Критик Л. Воксель при виде непривычной живописи воскликнул: «Донателло среди диких!». На следующий день название нового течения замелькало в газетах.

Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе, а на интуитивных устремлениях. Фовисты усиливали выразительность цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов. Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражей, романского искусства, другие — из японской гравюры. Но более всего упрощенность манеры и дерзкий. Вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства.

Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути: Брак, например, стал кубистом, Матисс разрабатывал свой декоративный стиль.

Фовизм был лишь первой ступенбю разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившего трагическое одиночество художника в 20 столетии.

По Шаубу:

Кульминацией литературного модернизма считается т. н. Высокий модернизм — это западная точка зрения. Для модернизма не менее характерен немецкий экспрессионизм — 10-20х, который был господствующим течением всей литературы Германии.

Явлением модернизма был и французский экзистенциализм — Сартер и Камю.

Интеллектуализм Джойса уравновешивается «примитивизмом» Хэмингуэя, которого небезосновательно причисляют к мягким модернистам.

По сути, все искусство 20 века проходит пд знаком модернизма.

И.Ю: «Бесспорно, что модернизм — шире авангарда. Модернизм никогда не отрицал культуру прошлого, а авангард стремился избавиться от нее полностью».

И у модернистов, и у авангардистов неприятие мира сочеталось с пассеизмом — т. е. с тоской по прошлому. У модернистов это тоска по 19 золотому веку, характерна для английского модернизма и отчасти для немецкого экспрессионизма.

Для модернистов характерно обращение к прошлому для того, чтобы найти свои корни, для авангардистов — характерен интерес к подпольному человеку — к народной низовой культуре.

И.Ю: «Авангард — это снижение культурного уровня до отрицательной величины»

Модернизм — это явление, которое стремится к внутренней трансформации традиции, он стремится к обновлению средств искусства, он нигиилистичен, он — предмет сам для себя.

Важнейшим течением эпохи модернизма в первой трети 20 века — был вздет символизма и появившийся в конце 900-х годов немецкий экспрессионизм.

Авангардизм (течения): итальянский футуризм, дадаизм (единственное чисто-авангардное течение), сюрреализм.

Распространению модернистических и авангардистских течений способствовало обмирщение европейской культуры и рост научно-технического прогресса.

Футуристы были одержимы техническими достижениями, пытались отразить в своем творчестве новую эпоху научно-технической революции.

Апполинер даже заговорил о новом сознании.

Мало того, что авангардисты отказались от традиции, они еще и культивировали творчество сумасшедших. Они декларативно отказывались от соблюдения норм социального поведения. Поклонники авангарда говорили, что так проявлялся игровой элемент творчества.

У сюрреалистов, благодаря их культивации отказа от рационализма, они проявляли интерес к бессознательному, к оккультным наукам и восточным учениям.

В литературе для авангардистов главное — сюжет и жизнеподобие, а также порицание профессионализма.

Но, несмотря на отрицание всего, иррационализм всяких основ авангарда опирается на философию Ницше, что они и не отрицали.

Второй источник иррационализма авангарда — философия Анри Берксона.

Золотым дном для авангардиста явилось учение Фрейда.

От модернистов — авангардисты довели до предела и заимствовали представление о совершенстве художника.

Подавляющее большинств авангардистов были революционерами.

Авангардисты считали, что открытие изменения потустороннего человеческого сознания наделяло их способностью к метамрфозам и спонтанным действиям. Несоответствие своих смертей и самоубийств они называли оптимистическим трагизмом.

Неприятие здравого смысла доходит в авангарде до абсурда.

Большое значение придается эротике, так как авангардисты намеренно культивировали экстаз.

И модернисты, и авангардисты стремились к синтезу искусств.

Одно из приобретений авангарда — использование готовых объектов. Именно в авангарде 10-х годов появилось обильное использование цитат, что еще в большей степени было характерно для модернистов.

Для модернистского течения — англо-американского имажизма было характерно проведение опыта с языком.

Дадаисты следуя за Аполлинером стали располагать стихотворные строки произвольно. Этот же прием использовал Стефан Малларме. Этот прием предназначался для того, чтобы стихотворение можно было не только читать, но и рассматривать.

С конца 19 века широко распространятеся идея историзма — то есть идея изменчивости, идея того, что все конечно.

В условиях хаоса и абсурда художественный язык — единственный носитель смысла.

По Герману:

Движение искусства по пути 20 столетия определило именно отдалению от сюжета. На рубеже веков повсеместным становится настойчивый поиск нового художественного языка. Стремлению человека и самих художников взглянуть с помощью искусства в глубину сознания и бытия немало способствовали необычайные успехи науки начала века. На рубеже веков резко усиливается субъективное, личностное начало как в восприятии, так и в интерпретации действительности.

Культура той поры, вопринимаемая сейчас как романтический и высшей степени плодотворный период взлета, новых исканий, дерзких новаций, становления невиданных художественных форм и теорий, зарождения и буржуазного развития авангарда, вовсе не ощущалась современниками как счастливая, светлая или прогрессивная эпоха.

Именно тогда появилось слово «decadence” - (упадок), как термин самоидентификации культуры и всего жизненного уклада, включая нравы и общественный вкус. Прежние идеалы исчезали, новые казались опасными и разрушительными, за дымящимися руинами прежних художественных иллюзий едва ли различались новые вершины. Несомненным было лишь осознание тления, разочарования, конца.

Поэзия отличалась большей радикальностью. Новые ритмы и системы метафор, неологизмы, поиски принципиально нового языка (Аполлинер, Маяковский, Хлебников) во многом сближали поэта с художниками авангарда.

Но более всего зримо авангард, как центральное явление художественной культуры 1900-х, заявил о себе в пластических искусствах.

Век «открылся» Всемирной выставкой 1900 года. Тогда же вводится в эксплуатацию парижское метро, оформленное Гимаром.

Символом новой арзитектуры традиционно считался знаменитый лондонский Хрустальный дворец, построенный архитектором Джозефом Пакстоном только из стекла и железа и предназначенный для первой Всемирной выставки.

Вокзалы стали обрамлением и средой обитания новым представлениям о движении, скорости, стремительном преодолении расстояний, значении машины и ее необычайной эстетики. Вокзалы примыкают к новой архитектуре если и не своим художественным значением, то эмоциональной настроенностью. Недаром вокзал Сен-Лазар вдохновил Клода Моне на целую серию полотен.

Построенная к Всемирной выставке Эйфелева Башня как временное сооружение, которое должно было продемонстрировать постижения архитектурной мысли и новейших инженерных возможномтей, башня стала памятником началу Новейшей архитектуры, силе интеллекта и устремленности в будущее.

Для художников начала 20 века выставка 1900 стала примерно тем, чем была для импрессионистов Всемирная выставка 1855 года, когда на ней знакомился с шедеврами французского искусства будущий патриарх импрессионизма Камиль Писсаро.

В 1903 году архитектор Журден вместе с Редоном и ренуаром основал Осенний салон, выставочную организацию более широкую — там кроме живописи демонстрировали прикладное искусство. В отличие от салона Независимых здесь было жюри, что избавляло выставку от непрофессиональных и слабых работ.

Эти салоны — Независимых (он открывался весной и Осенний — постепенно вытесняли на второй план официальные выставки и знаменовали утверждение в общественном сознании дискуссионнного, новаторского искусства. Как доминанты культурной жизни.

Бессметртная привлекательность самого города, вырастившего импрессионистов, несчетное число выставок, единственный пока музей современной живописи (открытый тогда в Люксембургском дворце), да и сам Лувр — все это делало французскую столицу питательной кипучей средой, концентрированной интеллектуальной обителью будущего авангарда.

В Париже перде ПМВ бывают, живут и работают литераторы и художники из разных стран — испанцв Гонсалес, Ортис де Зарате, Пикассо и Грис, поляки дуниковский и Аполлинер, румын Бранкузи, из россии приезжают Шагал, Эренбург, Ларионов. Гончарова, из Италии — Модильяни и Северини. Чаще всего встречаются они на монпарнасе — там же французские коллеги: Жакоб, сандрар, художники делоне, Брак, Гленз и множество других — то пестрое и одаренное сообщество, которое получило определение «Парижская школа».

Именно в Париже, и именно в те годы происходит и принципиальный социальный сдвиг в художественной жизни. Прежде, если художник не принадлежал к буржуазии, то в какой-то мере был ориентирован на ее вкусы. Теперь же, нищета — ставшая образом жизни, фанатизм в отрицании мещанских ценнстей отлично сочетались с настроением «веселого подполья», идеями разрушения.

Типологической фигурой становится художник-маргинал, персонаж чудоковатый и по сути своей трагический. Дух печали и душевной смуты усиливается тягостными предчувствиями надвигающейся социальной и военной катастрофы, витает в веселом воздухе Парижа, где люди беззаботны, а самоубийства часты.

Первой сенсацией 20 века стала выставка в 1901 году Пикассо у Воллара. Выставка имела несколько скандальный успех, но тогда еще художник был далек от выраженного индивидуального стиля. Воллар обладал действительно редкой интуицией, после Сезанна Пикассо стал самым его значительным открытием. Именнл Сезанн становился для общественного вкуса тем мучительно трудным, раздражающим, но значительным явлением, которое медленно разворачивало зрительское сознание 20 века лицом к новому живописному языку.

Ни одно масштабное явление в живописи 20 века не возникл помимо Сезанна. В его наследии явлена абсолютная величина Нового искусства и Новой живописи, решительный поворот их судьбы, итог минувшего (он писал исключительно натуру) и пролог будущего, реализованные в трудной для восприятия художественной форме. Сезанн, как художник, никогда не писавший иначе как с натуры, решительным образом отдал предпочтение реализованным на холсте ощущениям, самой живописной поверхности. Отсюда и царственная решимость распластовать объем по плоскости картины, показывая предметы словно развернутыми не только в пространстве, но и во времени, увиденными с разных точек зрения, впаянными в поверхность согласно еще не явившейся живописи кубистов. Отсюда отсутствие «сторонеей» освещенности пейзажа и предметов на холтах Сезанна. Написанные им деревья, лица, облака, фрукты — все несет в себе собственный цвет, излучаемый самим веществом живописи. Его бумага осторожно тронута четкими, не по=акварельному четко «ограниченными» мазками, то не касающимися друг друга, то положенными намеренно и точно «внахлест», что создает напряженное поле вибрирующих и натянутых намеренно угловатых цветовых плоскостей, некую структуру, ощущаемую как ранний прообраз кубистического видения.

После выставки Пикассо у воллара важнейшим событием стала выставка фовистов в Осеннем салоне в1905 году. Фовисты были первой реально оформившейся художественной группой нового века, его первым авангардным движением. Признанным главой группа стал Пнри Матисс. Именно во время выставки фовисты и получили свое наименование - «дикие».

Осенний салон 1906 года утвердил триумф фовистов, но знаменовал также и их распад и начало их раздельного восхождения к персональной славе.

Одним из самых распространенных принципов языка Новейшего искусства становится гипертрофированная условность. Художник отказывается либо от устремления к эстетизму, красоте; либо от сюжета, даже мотива, либо от какого бы то нибыло жизнеподобия, обращаясь таким образом, более чем предъжде к воображению и фантазии зрителя. Вероятно, по герману, именно тогда мог возникнуть интерес в примитивам таможенника Анри Руссо.

Пикассо открывает кубизм «Авиньонскими девицами» в 1907 году. Можно сказать, что Пикассо здесь демонстрирует сознательный отказ искусства от обычного присущего ему устремления к красоте. Точнее — устверждает возможность неких новых критериев, чьи основы — в оппозиции ко всему. Что есть в эстетическом опыте.

Пикассо подавал повод к распространеннейшему занятию 20 столетия — к интерпретации. Многое из того, что было заложено в раннем искусстве Пикассо, которое было началом голубого периода, в сущности осталось в его работах навсегда. Главным осталось мощное духание средневековой испани и беспощадное видение раннего экспрессионизма. Его персонажи — некие иероглифы страдания, в которых соединились муки и средневековых страстотерпцев, и обездоленных современников, равно как и художественне мотивы старой Испании. В искусстве Пикассо при этом жестко звучит мотив социального исхода: обретение нравственной свободы через катарсис, возвращение человека к самому себе. Страсть и боль его картин приковывают к ним внимание людей, ищущих в искусстве традиционные содержательные ценности, лишь ограненные новым пластическим языком.

В пору розового периода зреет у Пикассо одна из первых и самых радикальных систем авангарда — кубизм. Важнейшая составляющая кубизма — во взгляде «изнутри» - разложение предметного мира на систему простейших пластических формул. Но в искусстве Пикассо содержательность всегда была определяющим началом: пластические противоречия раннего кубизма объединены сумрачной тревогой, желанием прорваться сквозь видимость к сути вещей.

«Авиньонские девицы» - картина, открывшая торжественный поворот к кубизму, задума она скорее всего как изображение сцены в публичном доме на авиньонской улице в Барселоне. Занавес на картине отодвигается неведомой рукой, скорее всего рукой самого Пикассо. О красоте или уродстве авиньонских барышень рассуждать невозможно — у Пикассо явлены образы, в которых о подобных категориях не идет речь в принципе. В картине — путь к видению изнутри этого тяжелого, жестокого мира. Кубизм стремился увидеть мир именно «изнутри», расчленить его на простейшие множители.

Можно сказать о том, что именно в кубизме осознание наступающей грозной эпохи впервые было выражено принципиально новым пластическим языком.

Пикассо волновало искусство глубокой древности, или «традиционное искусство», оставшихся на уровне первобытного мышления народов. Несомненно воздействие увиденной в Трокадеро африкансокй скульптуры в двух правых фигурах картины «Авиньонские девицы».

Далее лекции ЕС:

Власов предложил разделение искусства 20 века на 2 магистральных направления: на модернизм и авангард.

Авангард — это искусство, не имеющее корней (сюрреалисты, футуристы, дадаисты).

Модернизм — это корневое искусство. Они признают наличие предшественников (экспрессионизм, кубизм, фивизм, символизм).

В кубизме кажется, что предмет разбит на большое количество осколков.

1 стадия — аналитический кубизм

2 стадия — синтетический кубизм — то есть художник уже не анализирует предметы, а составляет их из нескольких составляющих.

«Гитара и скрипка» - здесь используются не только краски, но и гипс. Иногда сюда даже замешивали опилки. Также для синтетического кубизма характерно изменение цветовой гаммы.

История искусства 20 века начинается с «Поцелуя» профессора-скульптора Константина Бранкузе. «Поцелуй» был создан как материальный памятник студентки, покончившей с собой.

Альбер Марке.

От импрессионистов у него город-пейзаж и световоздушное пространство.

Анри Матисс.

«Фовизм» - то есть искусство диких художников, они не имели ни программы, ни манифеста.

Для Матисса главное — это темперамент, выраженный через цвет.

Рисовал пером, углем, карандашом.

Матисс пережил 2е войны и остался абсолютно здравым человеком, таким образом, мнение, что на художников этого периода очень влияли мировые войны — беспочвенно.

Главное для этих художников — эксперименты с цветом.

Пикассо

Рисует как профессиональный художник с 10 лет.

«Причастие» - одна из первых картин Пикассо, написанная в лучших академических традициях.

90-е годы 19 века он учится в различных школах изящных искусств: Ла-Корунья, Барселона, Мадрид.

С 1904 года постоянно живет в Париже.

1901-1904 — Голубой период.

Он чувствовал себя обездоленным в частности из-за того, что не знал языка.

Далее — Розовый период — он становится счастливым человеком с Фернандой Оливье.

Пикассо никогда не скрывал своего эгоизма, он был играющим ребенком.

1907 - «Авиньонские девицы! - 2х героинь своей картины он наделил африканскими мазками. Он сделал здесь смелый шаг — показал, что прекрасное и безобразное отождествлены.

Аналитический кубизм — конец 900х

- вдохновение Сезанном

- пытался проникнуть в третье измерение и показать живопись как магический кристаа

- Теория отражения, теория отображения по ту сторону зеркала

Синтетический кубизм

1912 — Пикассо создал первый коллаж в истории живописи

Желание показать зрителю, что все то, что можно повесить на сцену, можно и потрогать.

Синт. Кубизм — то есть желание создать натуру заново.

Параллельно синт. Кубизму — неоэнгризм — академическая манера в духе Энгра - «Портрет Ольги Хохловой», он знакомится с балериной, которая очень на него влияет.

Пикассо никогда не был близок сюрреалистам, но сюрреалисты считали его своим. «Портрет Марии-Терезы Вальтер». Руки ее похожи на плавники — это метафора, показывающая ее плавность, мягкость.

1937 - «Герника» - древнее название столицы.

Здесь сочетаются кубизм, сюрреализм и реализм. Он показывает хаос войны, убийство и ложь. Всю оккупацию Пикассо провел в париже, который ни разу не пытался покинуть.

Далее он уже отходит от экспериментов с живописью и начинает экспериментировать с керамикой. Он увлекается скульптурой.

Футуризм — начало 1909 год.

Манифест футуристов, автор которого Томазо Маринетти: «Манифест футурустической скульптуры», «Манифест футуристической архитектуры».

Футуризм с большим восторгом приняли в России, но русские футуристы Маринетти не признают.

Италия — страна античного искусства и ренессанса.

Основная идея манифестов Маринетти — должна быть механизация искусства. Концепция футуристов — концепция скорости.

Живопись Джамо Балло, Умберто Боччони, Карло Карро.

Были также литераторы и музыканты. 1914 — Маринетти читает лекции в России.

Метафизическая живопись стала предшественницей сюрреализма.

«Загадка дня» - Джорджо де Кирико, Зритель склонен видеть там пустоту, одиночество, но мог и не видеть.

1916 — появление дадаизма — направление, которое является хулиганским авангардом.

Идеолог Тристан Тцара

Худодники: Хуан Арп, Макс Эрнст Марсель Дюшан

Их идеология: «программный антиэстетизм». Их знаменитая выставка в Тюрихе. Вход в которую был через мужской туалет.

Корни дадаистов лежат у Тулуз-Лотрека.

1919 — репродукция Мона-Лизы.

Любая тема Марселя Дюшана — бисексуальность. Почему Дюшан так испортил картину? - Это скорее вопрос к Фрейду.

1920 - «Крутящаяся тарелка». Идея пропеллера. Скорости, движения, авиация.

“Ready made” - писсуар. Это скорее провокация и издевательство над публикой. Но все предметы имеют 2ой и 3ий смысл. Это аура сексуальности.

Сюрреализм — это надреальное, сверхреальное. Пик авангарда. Сюрреализм вырастает из более раннего авангарда.

1924 — первый манифест сюрреалистов. Главный идеолог Андре Бретон. Сюрреализм — это прежде всего литература.

Сюрреальность — это поток бессознательного, бред, нет граней между вымыслом и реальностью.

«Анделузский пес» - это просто набор образов.

Источники, вдохновляющие Бретона — Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Фридрих Ницше.

1929 — второй манифест. Возникает тема жестокости. Высказывается мысль, что насилие, жестокость, отрицание идеалов — это норма. «Выйти на улицу и палить по людям» - норма.

Сальвадор Дали (1908-1989) — в какой-то момент отходит от Бретона и говорит, что именно он — истинный сюрреалист. Заявил, что Бретон жадный и хочет много денег.

50-60е — «Дневник одного гения» - Дали сохраняте образ восторженного неофита

«Великий мастурбатор»- Дали не скрывал те вещи, которые люди не озвучивают.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...