Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Декаданс, модернизм, авангард



МОДЕРНИЗМ

Модернизм – это общее обозначение периода культуры конца Х1Х- начала ХХ веков. Нижней хронологической границей модернизма является «реалистическая» или позитивистская культура ХХ века, верхней – постмодернизм (точка зрения Руднева: 50-60-е годы; границы модернизма в концепции Усманова: 1890-1968 гг). В работах Д. Наливайко. Т. Гундоровой эпоха конца Х1Х-начала ХХ века определяется как эпоха классического литературного модернизма в культуре и литературе. В философском и культурологическом дискурсах понятием Модерн обозначен более широкий культурный процесс (конец ХV111- середина ХХ ст.). По типологии П. Козловски, проследившего динамику европейского культурного Модерна, Х1Х—начала ХХ века -- период послепросветительского Модерна; начало ХХ в. – до 30-х годов ХХв. – период классического Модерна; после 30-х годов до 60-х – период зрелого Модерна. Исследователь считает, что в послепросветительском модерне завершается развитие культуры европейско-христианского типа, в рамках которой формировалась духовная концепция человека, ориентированного на христианский Миф. Русские символиста, Рильке, Кафка и др. в художественных образах показали, что происходит, когда культура утрачивает осевую ориентацию – веру в христианский Миф, на котором она базировалась два тысячелетия. В разрушении концепции духовного человека, ориентированного на христианский миф, значимым оказался и фактор психоанализа, который в своем творчестве старались учитывать многие писатели конца Х1Х-начала ХХ веков. Модернистское сознание на всем протяжении своего литературного становления возвращалось, обыгрывая базовые мифологемы, к субстанциональному христианскому мифу, на котором сформирован послеантичный тип европейской культуры. Концептуальные и семантико-функциональные особенности этого типа сознания позволяют говорить о нем как о переходном.

Модернизм объединил множество относительно самостоятельных направлений и стилевых тенденций искусства.

В рамках модернистского периода развития художественной культуры проявляется и авангардистское направление, которое можно рассматривать как завершающий этап модернизации европейского культурного сознания.

ДЕКАДАНС, МОДЕРНИЗМ, АВАНГАРД.

Конец XIX - начало XX столетие обозначен кризисными явлениями в общественно-политической жизни большинства европейских стран. Это отразилось на литературно-художественных поисках писателей данного периода, обусловив в целом сложность и противоречивость развития литературы и искусства. Среди художников преобладало настроение пессимизма, отчаяния и усталости. Поэты, драматурги, прозаики заговорили о пасмурной действительности, слабостях человека, о фатальных, таинственных силах, которые властвуют в жизни. Они стали проповедовать культ «искусства для искусства», индивидуализм, крайний пессимизм. Наступила пора потери идеалов, пора разочарований.

Важную роль в модернизации культурного сознания сыграли немецкие философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Шопенгауэр, например, считал человеческую волю божественным началом, писал о «мировой воле» как о слепой, неуловимой силе, которая руководит человеческими судьбами, и человек напрасно с ней борется. Ницше, констатируя общий кризис культуры (послабление веры, пессимизм, забвение моральных ценностей), как противодействие выдвинул культ «сверхчеловека», которому должны подчиниться весь мир.

Новые явления в художественной культуре и литературе конца XIX-XX ст. обозначены по-разному: декаданс, модернизм, авангардизм. Хотя иногда им придают синонимическое значение, их следует различать.

Понятие "декаданс" (франц. - упадок) начали широко использовать во Франции в 80-х годах XIX ст., когда там появился журнал с таким же названием (хотя впервые это слово употребил Т. Готье в предисловии к очередному изданию книги Ш. Бодлера "Цветы зла" (1869). Декадентами называли себя первые французские символисты. Со временем понятие получило более широкое значение и распространилось не только на литературу, но и на искусство, философию, эстетику. В результате под декадансом в широком значении стали понимать тип трагического мировосприятия, под углом зрения которого мир и жизнь нестабильны и хаотичны, идеалы и ценности имеют относительный характер, человек отчужден и придавлен действительностью. Принимая во внимание мировоззренческое значение понятия "декаданс", можно говорить, что в конкретно-историческом плане декадансный тип трагического мировосприятия в литературе конца Х1Х нач. ХХ веков первоначально в крайних его формах проявился в раннем творчестве символистов. Поэтому лирику П. Верлена или А. Рембо можно рассматриваться в контексте концептов декаданс, модернизм или символизм. Ощущение мира как трагического бытия, в целом характерное для культурного сознания переходных эпох, проявилось не только в творчестве писателей, непосредственно связанных с модернистскими течениями, а у большинства писателей эпохи (например, у Л. Андреева, И. Бунина и др.).

Модернизм (фр. -- современный, новейший) – общее название новых литературно-художественных направлений и течений XX ст. нереалистичного (точнее - немиметического, т.е. неподражательного толка), возникших как оппозиция традиционным формам и эстетике прошлого. Ранний модернизм, который его современниками отождествлялся с декадансом, возник в конце XIX ст. во Франции (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.). Вскоре модернизм распространился в Бельгии (группа «Молодая Бельгия»), Польши («Молодая Польша»), России (В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, И. Анненский и др.), Австрии (Р.-М. Рильке) и других странах. О поэтическом модернизме 1900-1910 годов часто говорят как о его зрелой форме. Для него характерное не простое возрождение интереса к реальной действительности, а стремление постигнуть ее сложность и противоречивость, опираясь на сверхрациональный опыт; настойчивые творческие поиски новых форм образного воспроизведения реальности и внутренней жизни отдельной личности (Г. Аполлинер, Р.-М. Рильке, Т.-С. Элиот, А. Блок, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др.). Главное внимание в модернистских произведениях сосредоточено на выражении глубинной сущности человека и вечных проблем бытия (экзистенциальная проблематика), поисках путей выхода за границы локального и исторического опыта (интерес к метаисторическому и метапсихологическому), возможностей открытия универсальных тенденций духовного развития человечества (авторская мифологизированная историософия).

Черты модернизма:

1) особое внимание к внутреннему миру личности;

2) ориентация на вечные законы бытия и искусства;

3) приоритет творческой интуиции;

4) понимание литературы как особой и очень значимой в плане культурно-исторического функционирования области знания, способного проникнуть в глубины существования личности и задать новый формат духовному состоянию мира;

5) склонность к мистицизму, интерес к подсознательному;

6) актуализация особой системы формальных средств в искусстве: разработка нового метаязыка искусства и литературы, расширение функционально-семантических стратегий приема символизации, расширение приемов мифопоэтики и т.п.);

7) актуализация в искусстве и литературе пласта архетипических мотивов и образов, экзистенциальной проблематики, направленной на преобразование мира по законам красоты и искусства;

8) создание новой художественной реальности, равнозначной окружающей действительности и эксперименты (литературная игра) с этой новой реальностью.

Философско-эстетическим основанием модернизма стали доктрины «философии жизни» - направления в философии, которое возникло в Германии (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) и Франции (А. Бергсон) на границе XIX- XX ст. Его отличает понимание жизни как абсолютного, безграничного начала мира, разнообразного в своих проявлениях, которое невозможно постичь с помощью ума или чувство, а лишь благодаря интуиции, т.е. познание его метафизики и законов бытия через сферу подсознательного, когда творчество становится иррациональным мистическим актом. Опираясь на «философию жизни», модернизм на место утилитарно-рационального понимания художественного процесса вводит творческую интуицию, высшей формой творческой деятельности провозглашает не науку, а поэзию, учитывая ее способность одухотворять мир, проникать в глубины бытия и человеческой психологии.

Авангардизм (авангард) (франц. аvаnt-gагdіsmе - передовой отряд) чаще всего определяют как одну из линий в становлении зрелого модернизма. Но есть и другая точка зрения, трактующая конец Х1Х- нач. ХХ веков в искусстве как эпоху авангарда, на смену которой пришла эпоха модернизма (В. Бычков и др.). При рассмотрении динамики литературного процесса в аспекте смены форм ценностно-смысловых ориентиров литературного сознания, более аргументированной представляется первая точка зрения. В соответствии с ней к художественному авангарду относят наиболее радикальные, так называемые "левые" течения, отрицающие любые традиции и разрабатывающие принципиально новые пути в искусстве. В рамках авангардизма рассматривают такие явления, как французский сюрреализм (Г. Аполлинер), немецкий экспрессионизм (в литературе – Г. Тракль, Б. Брехт, Ф. Верфель), итальянский и русский футуризм (Т. Маринетти, В. Маяковский, В. Хлебников). В творчестве писателей-модернистов в разных формах эксплицируется переходность от классического к неклассическому типу мышления. Авангардизм является проявлением наиболее радикальных и даже экстремальных форм этого перехода. Авангардный тип мышления распространялся и на формы общественной жизни, что наиболее очевидно проявлялось в деятельности русских футуристов, немецких экспрессионистов, французских сюрреалистов и т.п. Непринятие традиционных художественных форм в авангарде шло параллельно со смелым экспериментаторством в области жанровых структур, языка и письма. Эксперименты авангардистов не всегда оказывались конструктивными, однако, нельзя умалять их роль в обновлении и обогащении арсенала изобразительно-выразительных средств литературы и искусства.

Выдающимся явлением русской литературы конца Х1Х- нач. ХХ в.в. стал так называемый "Серебряный век ", который длился с 1890 по 10-е годы включительно. В разнообразии направлений, течений, стилей художественной культуры и литературы России этого периода все же довольно четко обрисовывается три главнейших направления: символизм, акмеизм, футуризм.

CИМВОЛИЗМ пришел в Россию из Франции в начале 1890-х годов. В первое десятилетие ведущую роль в нем игрывали «старшие символисты» (декаденты), особенно московская группа, возглавленная В. Брюсовым, которая выдала три выпуска сборника «Русские символисты» (1893-1895). Декадентские мотивы властвовали и в поэзии петербургских символистов, которые печатались в журнале «Северный вестник», а затем в «Мире искусств» (Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, Д. Мережковський и др.). В творчестве «старшие символисты» на уровне стилевых тенденций проявились приемы импрессионистского письма, позволяющие передать тончайшие оттенки состояния души, впечатлений от непосредственно воспринятых и пережитых в настоящем или прошлом картин. Однако "старшие" символисты много внимания уделяли разработке самой доктрины символистского искусства. Так, в 90-х годах появляется ряд теоретических работ: «При свете совести» Н. Минского, «О причинах упадка и новые течения в современной русской литературе» Д. Мережковского. Последний дал и характеристику символа как специфического образа сокровенной действительности: "Символы должны естественно и непринужденно выливаться из глубины действительности. Если же автор искусственно их придумывает, чтобы выразить какую-то идею, они превращаются в мертвые аллегории".

С приходом в поэзию «младших символистов», в частности А. Блока, Вяч. Иванова, А. Белого, понятие символа приобретает еще более условное значение. Для этих поэтов, которые были учениками и последователями В. Соловьева, символ -- многоплановое понятие, отдельные значения которого связаны с миром «неба», другие же отображают «тень» царства небесного. Символ - также условный знак, образ-намек на незримую, скрытую сущность, которая противопоставляется объективной действительности. В. Соловьев говорил об антитезе "страшного мира" реальности и "незримого мира" красоты и правды. Он считал, что "страшный мир" обмана и зла дошел до своей границы-гибели, и на землю сходит божественная Красота (Вечная Женственность, Душа мира). А. Блок в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) воспевает это женское начало юности, любви и красоты, которое не только принесет счастье лирическому герою, но и изменит весь мир. Со временем в своем творчестве А. Блок объединяет поэтику символа с темами, унаследованными от реализма XIX столетие, с непринятием современности (цикл «Страшный мир»), с мотивами расплаты (цикл «Ямбы», поэма «Возмездие»), с раздумьями об истории (цикл «На поле Куликовом», пьеса «Роза и Крест»). Своеобразным итогом эпохи, которая выдвинула идеи символизма, стал роман А. Белого «Петербург».

Последняя вспышка активности русских символистов -- период русских революций 1917 года, когда группа «Скифы» (О. Блок, А. Белый, и др.) сделала попытку соединить символизм и революцию. Отражением этих настроений стала поэма А. Блока «Двенадцать».

АКМЕИЗМ (от греч. акме - вершина, высочайшая степень чего-нибудь, цветущая сила) поэтическое течение, возникшее как альтернатива символизму. М. Гумилёв в теоретических статьях подчеркивал, что поэзия должна отойти от мистических туманов символизма и возвратиться к реальной жизни. В 1911 году возник кружок «Цех поэтов», в который вошли М. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, И. Мандельштам, М. Зинкевич, М. Лозинский и др. «Цех» начал издавать сборники стихов и ежемесячный поэтический журнал „Гиперборей”. В 1912 г. на одном из заседаний «Цеха» был решен вопрос об акмеизм как новой поэтической школе. Названием этого направления подчеркивалось стремление его сторонников к новым вершинам искусства. Основным органом акмеистов стал журнал «Аполлон», в котором печатались манифесты, теоретические статьи и стихи участников «Цеха». Акмеизм объединил поэтов разных идейно-художественных ориентиров. Стремясь освободить поэзию от символизма, акмеисты принимали реальный мир с его звуками, голосами, красками. В подавляющем большинстве акмеисты признавали эстетичную функцию искусства, эстетизируя древность, воспевая «вещный» мир стилизованной современности, сосредоточиваясь в замкнутом круге интимных переживаний. В произведениях акмеистов разрабатывается проблема отношений прошлого, настоящего и будущего. Призыв возвратиться из иных миров к реальности был обусловлен признанием некоторыми акмеистами культа первоначал жизни (зоологической, «стихийной») в природе и в человеке. М. Зинкевич, один из теоретиков акмеизма, писал, что первый человек на Земле - Адам, «лесной зверь», он и был первым акмеистом, который дал вещам их имена, не познав их сути. Так возник вариант названия течения - адамизма. Обращаясь к самым «истокам бытия», изображая экзотических зверей, Зинкевич эстетизировал первородство бацилл, низшие организмы и т. п. («Человек»). Поэзия М. Гумилева, А Ахматовой, О. Мандельштама поражает своей глубокой философичностью, тонким психологизмом, высокой духовностью. Тесная ассоциативная связь с образами и мотивами мирового искусства дала возможность акмеистам говорить о человеке и его проблемах в широком культурно-философском контексте.

ФУТУРИЗМ (лат. - будущее) - возник в Италии 1900-х годов как ответвление модернизма и вместе с тем оппозиция таким его направлениям, как символизм. Со временем футуризм часто рассматривали в рамках авангардизма. Футуризм противопоставлял символистской ориентации на "незримое" акцентирование значимость реальной жизненной проблематики в ее крайних эпатажных формах проявления, вплоть до "грубых» вещей, отбрасывал любых традиций, проявлял повышенное внимание к науке и технике. Т. Маринетти, лидер и теоретик этого направления, в "Манифесте футуризма" (1909) призвал воспеть «любовь к опасности», бунт, «наступательное движение». «Нет шедевров без агрессивности... Мы хотим прославить войну - единую гигиену мира - милитаризм... разрушить музеи, библиотеки, бороться с морализмом..." А в «Манифесте футуристической литературы» утверждалось неприятие рационального и абсолютизировалась интуиция, выдвигалось требование разрушить традиционный синтаксис, отменить прилагательное и наречие, разделительные знаки, передавать движение предметов через «цепь аналогий» художественных образов.

Русский футуризм был связан с итальянским, но развивался самостоятельным путем, обусловленным революционными идеями преобразования общества, и был неоднородным. Сложилось несколько групп футуристов:

"Кубофутуристы". Ярчайшими его представителями были В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский и др. Кубофутуристы не принимали старую культуру, традиционные нормы жизни и искусства, личностное начало в искусстве и призывали к созданию «всемирного человечества» и «всемирной гармонии».

"Эгофутуристы" (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов).
Эгофутуристы, в отличие от предыдущих, все изменения в жизни связывали с развитием человеческого сознания, личностного "Я" ("Еgо" в переводе с латыни — "я"). Их поэзия отличается особым лиризмом, иногда и дерзостью.

«Центрифуга» (С. Бобров, М. Асеев, Б. Пастернак). Поэты «Центрифуги» не восприняли культурного нигилизма, сплошного возражения наследию прошлого. Они много внимания уделяли работе над художественными аспектами произведения, активно используя и обновляя классические стихотворные формы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...