Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Арджуна сказал:
Если ты, о Людей Побудитель, выше дел разум[59]
ставишь, зачем на ужасное дело меня,
Кудрявый, склоняешь?
2. Речи странным противоречьем мой разум ты
как бы смущаешь; одно поведай определённо:
как поступить мне лучше?
3. Свет-Благодатный сказал:
В этом мире два вида веры возвещены Мной,
Безупречный: целость знания[60] — для
рассудочных, целость действия[61] — для цельных.
4. Избегающий дел человек не осуществит
бездействия, ибо одним отреченьем
ещё не стать совершенным.
5. Ибо никто даже мига не может пробыть
бездеятельным, невольно делает дело —
всё из-за свойств, рождённых природой.
6. Кто проявления чувств подавил, но сидит, умом
вспоминая цели чувств, — тот запутавшийся,
поступающим ложно зовётся.
7. Того, кто, чувства умом подчинив, удерживает,
о Ярый, действия чувств обобщеньем действий,
считают несвязанным.
8. Необходимое делай дело — дело ведь выше
бездействия: даже и отправлений тела
не исполнишь, бездействуя.
9. Кроме действий, что ради жертвы, мир действием
связан; поэтому дело производи,
от связанности свободный.
10. Вместе с жертвой твари создав, молвил некогда
Тварей Владыка[62]: « Множитесь ею, пусть она
будет искомым желаньем доиться[63] «.
11. Ею богов удовлетворяйте, те боги пусть вас
удовлетворяют, удовлетворяя друг друга,
достигнете высшего счастья.
12. Услады желанные боги дадут вам,
удовлетворённые жертвой, кто же использует
данное ими, не отдавая, — вор тот.
13. Жертв остатки съедая, святые[64] избавляются
от недостатков, но грязь едят нечестивцы,
для себя лишь готовя (пищу).
14. Существа существуют пищей, пища от дождя
бывает, дождь бывает от жертвы,
жертвы источник — деянье[65].
15. Знай, деянье идёт от Благого[66], сам Благой
рождён Нерушимым[67], посему вездесущее Благо[68]
вечно стоит на жертве.
16. Кто этого круговращенья здесь вращенью
не помогает, дурноживущий, тешащий чувства,
тщетно, Землянин, живёт тот.
17. Кто же Самим наслаждается и Самим
насыщается, только Самим умиротворился — действующим не является.
18. У него здесь цели ни в деле, ни в безделии
не бывает, ни в каком существе он
не ищет опоры или богатства.
19. Так, несвязанный, постоянно делай должное
дело, ведь муж[69] несвязанный, дело верша,
Высшее обретает.
20. Ведь делом лишь Джанака[70] с прочими
совершенства достигли, также в виду
сохранности мира ты действовать должен.
21. Что совершает лучший — то и всякий
рождённый, какой он пример подаёт —
такому мир следует.
22. Нет ничего в трёх мирах, чего бы свершить
Я должен и чего бы не мог совершить,
но Я в делах пребываю.
23. Ибо если не буду следовать Я делам
непрестанным, последует вслед за Мною
человечество, Партха, всецело.
24. Эти миры бы распались, если б Я дела не делал,
(Я) стал бы творцом (варн) смешенья
и созданий уничтоженья.
25. Как неразумный, связанный делом, действует,
Бхаратич, так разумный, несвязанный,
действует ради сохранности мира.
26. Да не смущает (он) разум[71] незнающих,
привязанных к делу, свершая дела все, сведущий,
к довольству ими пусть побуждает.
27. Природы свойствами-гунами всецело
производятся действия, обманутый своим « я » отдельным, « Я — деятель !» — мыслит.
28. Но кто ведает суть, долгорукий, свойств и дел
разделенья, « Обращаются свойства в
свойства », — не запутывается, поняв так.
29. Обманутые природы свойствами запутываются
в действиях свойств, их, слабых, совсем
не ведающих, всеведающий да не волнует.
30. Мыслью[72] о Самом главном[73] Мне все дела
оставляя, неувлечённым став, беспечальным,
сразись, горячности избегая.
31. Те люди, кто Моему ученью следуют неуклонно,
с верой, неропщущие, они избавляются
даже от действий[74].
32. Но те, кто, ропща, не следует Моему ученью,
любым знаньем обмануты, знай,
бессмысленно погибают.
33. Даже знающий поступает согласно своей
природе, природе подвержены все существа —
к чему приведёт подавленье?
34. Чувству чувственной цели страсть-отвращенье
присущи, пусть их власти не поддаётся,
ибо его противники.
35. Свой долг[75] недостаточный — лучше прекрасно
исполненного чужого. Лучше кончина
в долге своём, чужой долг опасен.
36. Арджуна сказал:
Кем тогда побуждаемый муж[76] этот грех
производит против воли даже, Вришниец,
словно навязанный силой?
37. Свет-Благодатный сказал:
Желание это, гнев это — порождённые
свойством страсти[77], многогрешной, прожорливой,
знай, таков здесь противник.
38. Как покрывается дымом пламя и зеркало —
пылью, как зародыш покрыт последом —
так им это покрыто.
39. И знанье знающего покрыто этим вечным
противником в виде желанья, сын Кунти,
как огнём ненасытным.
40. Чувства, ум, разум[78] его вместилищами называют,
ими обманывает оно, сокрыв
Воплощённого знанье.
41. Итак, свои чувства сначала подчинив, о бык
из Бхаратов, удали грязнителя этого Знанья
и всезнанья губителя.
42. Говорят: « высокие чувства », над чувствами
высший — ум, выше ума же — разум,
но разума выше — оно[79].
43. Познав то, что выше разума, в Самом
самоутвердившись, сокруши врага, долгорукий, чудовище в виде желанья.
Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной, третья глава по названию ЙОГА ДЕЙСТВИЯ, или КАРМА ЙОГА.
1. Арджуна сказал:
Отрешенье[80] от действий, Кришна, и вновь
обузданье[81] ты восхваляешь, какое из этих
лучше одно — скажи мне определённо.
2. Свет-Благодатный сказал:
Отрешенье и дельное обузданье[82] наилучшее
оба даруют, дельное обузданье из них
превосходит от дел отрешенье.
3. Знай того всегда отрешённым, кто не стремится,
не ненавидит, ведь недвойственный, долгорукий, избавляется от пут счастья.
4. « Расчёт и обобщенье[83] различны » — юнцы,
не учёные, уверяют, утвердившийся хоть бы в одном получает плоды обоих.
5. Состоянья, что обретают расчётом, достигают
и обобщеньем, расчёт и обобщенье единым
кто видит — тот видит.
6. Отрешенье же без обобщенья приносит
страданье, долгорукий, в обобщенье усердный молчальник вскоре достигнет Блага.
7. В обобщенье усердный, очистясь, победивший
себя[84] (и) чувства, с существом всех существ
сливаясь, даже действуя, не запятнан.
8. Ведь приобщённый, видящий сущность,
« Я не действую » — мыслит, нюхая, глядя,
слыша, касаясь, идя, едя, засыпая,
9. говоря, испражняясь, хватая, даже глазами
моргая, « Чувства к целям чувств
обращаются » — установивший.
10. Кто, на Благо дела возлагая, действует,
путы отбросив, тот не пятнается злом,
словно лотоса лист водою.
11. Только плотью, чувствами, умом,
даже наитием-буддхи обузданные дело делают,
путы отринув самоочищеньем.
12. Плоды дел оставив, обузданный обретает мир
наипрочный, необузданный из-за желаний
запутывается в итоге.
13. От всех дел отстранясь умом, счастливо обитает
Воплощённый[85] в граде девятивратном,
не действуя, не воздействуя.
14. Ни действий, ни действующих не создаёт
Предсущий[86], ни причастности к плодам
действий — развивается лишь Своенравная[87].
15. На себя не берёт никакого зла или благодеянья
Всесущий[88]; знанье закрыто незнаньем —
оно морочит рождённых.
16. Но тот, кто знанием уничтожает своё
собственное незнание, его знанием, словно солнце,
То Высшее освещается.
17. То познавая Тем Самым, Тому верны,
Тому преданы, снова в мир не приходят
знаньем стряхнувшие скверну.
18. В одарённом, вежливом, знающем брахмане,
слоне, корове, собаке, даже в варящем собаку понимающий равное видит.
19. Здесь победили уже претворенье, чей ум
в равновесье, ведь беспорочно и ровно Благо,
поэтому в Благе те стойки.
20. Пусть, приятное обретя, не ликует,
не потрясается неприятным; стойкий разумом[89]
не блуждает, зная Благо, во Благе стоек.
21. Не запутан влечением к внешнему,
в Самом находит он счастье, на Благе едином[90] сосредоточен, счастья нетленного достигает.
22. Ибо услады соприкосновенья — поистине,
матка страданий, начальны-конечны, сын Кунти,
им не рад пробужденный.
23. Ещё не свободный от тела, кто уже здесь
способен желание, гнев пересилить —
тот собран, тот счастлив.
24. Благой покой обретают провидцы, скверну
рассеяв, рассекши двойственность,
самообузданны, добру всех существ рады.
25. У свободных от страсти и гнева, смиренных
смирением мыслей, перед Благим покоем
следует самопознанье.
26. Отвратившись от внешних касаний, взор
в межбровье направив, движение вдоха-выдоха
уровняв внутри носа,
27. Чувства, ум, разум смирив, молчальник,
чья высшая цель — Избавленье, изгнавший
страх, гнев, стремленье, избавлен навеки.
28. Вкусителем жертв и трудов, миров всех
Великим Владыкой, другом существ всех
познав Меня, достигают покоя.
Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной, пятая глава по названию ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЙ.
Приложение 3
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!