Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ЗАРОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (V—IV вв. до н.э.)
План:
Традиционное и новое сознание
Спартанская и афинская системы воспитания,
Концепции человека и его воспитания в античной философии,
Традиционное и новое сознание
О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности,
повествует обширнейшая литература — философская, методическая, научная,
художественная, справочная.
Предмет пристального внимания историков педагогики — системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов (1).
Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, в оспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который:
- ощущал своё бессилие перед богами, судьбой;
- одухотворял природу,
- наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле;
- обладал полисным сознанием,
- не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» — «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение.
Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.
Активный и предприимчивый, человек:
- всё более ощущал свои возможности и силы,
- всё более полагался на себя: происходил процесс выделения личного сознания из полисного.
Соответственно изменялись религиозные чувства, представления.
Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением:
- боги спускались с Олимпа,
- вмешивались в жизнь людей,
- не только судили и карали,
- но и воодушевляли на подвиг,
- даровали силы физические и интеллектуальные.
Постепенно изменялось пантеистическое отношение к природе— она стала
рассматриваться как область применения знаний и действия; формировалось
ценностное, субъективное отношение человека к миру и самому себе
(представления об истине, красоте, добре, свободе, справедливости и др.).
Новые жизнесмыслы, обусловливавшие существование человека в социуме, придавали развитию материальной и духовной культуры динамизм, инновационный характер и, в конечном итоге, обеспечили особое положение Древней Греции в истории человеческой культуры и цивилизации.
2. Спартанская и афинская системы воспитания
Наиболее отчётливо и результативно проявлялись новые установки общественного и индивидуального сознания в Афинах.
Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты.
К середине 1 тысячелетия до н.э. Афины становятся:
- центром ремёсел и торговли,
- прекраснейшим городом
- с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры,
- театральными представлениями и
- спортивными состязаниями,
- публичными выступлениями философов и поэтов,
- гимнастическими залами и
- целой системой школ.
Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно-тускло жили и рабовладельцы и завоеванные ими пируэки и илоты-рабы.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!