Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовный элемент в человеке



Я уже описывал, как проникают в наше повседневное переживание "Я" (центр нашей психики) инстинкты и желания из телесно-биологической сферы и одновременно индивидуальные духовные цели, ценности и нормы из духовного "Я", называемого также высшим "Я".

Иначе говоря, два силовых поля постоянно воздействуют друг на друга в человеческой душе. Одна сила приходит из сферы телесного, где сменяются потребность и удовлетворение потребности, другая - из сферы духовного, где сознательное "Я" попеременно направляет душу то во внешний мир, то внутрь себя. Экстраверсия и интроверсия следуют друг за другом как желание и удовлетворение. В экстраверсии психика или душа обращается чувствами к миру, она воспринимает краски и формы, восхищение и ужас, симпатию и антипатию. В интроверсии она поворачивается к собственному внутреннему миру, здесь она узнает воспоминания, здесь она переживает мысли, чувства и желания, здесь наряду с мышлением душу наполняют опыт и стремления, по крайней мере, пока она сознательна и жива. Глубинная психология, я думаю, показала, что душа остается активной и в бессознательном и полусознательном состоянии, во сне и в мечтах. Человеческий дух воспринимается нами как собственное (более высокое) "Я", придающее сознательно или бессознательно направление нашей жизни. Дух направлен на цель жизни, он всегда ориентирован на будущее, финально. Эта жизненная цель может ощущаться душой как призвание, мыслиться как план жизни или намеренно избираться как жизненный путь.

Как в биологической области желание и удовлетворение связаны друг с другом как единство противоположностей, так взаимосвязаны в духовной сфере постановка цели и ее выполнение. Цель жизни может быть постепенно достигнута. Это означает удовлетворенность жизнью, ощущение радости бытия, которое – в противоположность инстинктивному ощущению счастья -не требует нового удовлетворения. *

Если "Я" активно обращено вовне, оно выражается в творчестве. Творческое начало это активность духа в мире. Дух может проявить себя в произведении искусства, в научной или в социальной работе. В творчестве мы встречаемся с исконным элементом человеческой индивидуальности: мы познаем композитора в его музыке, большого ученого - в его научном методе, руководящее лицо в его социальных связях.

Диаметрально противоположна творчеству мудрость. Мудрость вырастает не из деятельности, направленной вовне, а из способности ждать, из сдержанности, из активного душевного покоя. Молодежь лишь изредка бывает терпелива, все должно происходить тотчас же. Мудрость научила, что наступает понимание, если оно не вынуждено, что всему свое время. Мудрость основана на инспирации, а инспирация дословно означает "вдыхание". Мудрость означает "вдыхать", наполняться духом, нормами и ценностями, идеями и благоразумием, человечностью и тем, что стоит над человеком, верой, любовью и надеждой.

Биологическое развитие осуществляется в полярности подъема и упадка.

Психическое развитие происходит в полярности экстраверсии и интроверсии.

Духовное развитие протекает в полярности творческого начала и мудрости. Основную роль при этом в молодости и в экспансивной фазе зрелого врозраста играет творчество, и во второй половине жизни – мудрость.

Дух творчества и мудрость одновременно, и таким же образом душа экстравертная и интровертная, вдох и выдох мира, диастола и систола.

Художники и ученые знают, что вдохновение, инспирацию невозможно вынудить. Инспирация возникает только там, где в борьбе за активный душевный покой непосредственный результат может отступить на задний план. Активная безмятежность возникает, если удается успокоить эмоции, овладеть всеми ассоциативными мыслями и отказаться от всех желаемых результатов. Это самое трудное, чего может достичь человек. Если в душе обнаруживается инспирация, то здесь говорит сущностная сила выражения души. Инспирация у экстравертно настроенной души выражается в творчестве, у интровертно настроенной души превращается в тихую мудрость. Здесь я понимаю под словом "мудрость" не только высокие философские системы, но прежде всего жизненную мудрость, которую можно найти всюду, во всех рангах и сословиях, при любой степени учености. Я находил мудрость у ремесленников точно также, как и у директоров. То же самое относится, конечно, и к недостатку мудрости. Во второй половине жизни недостаток мудрости заключается всегда в том, что не могут ждать, не могут отказываться от чего-либо, из-за чего принимаются слишком поспешные решения, которые в конце концов приводят человека к падению. Каждый диктатор (а ни одному диктатору нельзя отказать в творческом начале) погибает в конце концов из-за своего упрямства, из-за своей неспособности остановиться.

Все только что описанные противоположности имеют середину. Эта середина не только кажущееся статическое равновесие между двумя противоположно направленными силами, но и собственная, активная сила в человеке. Собственно, она является сущностью человеческой жизни. Серединой между биологическим восхождением и нисхождением является здоровье, серединой между психическими экстраверсией и интроверсией - благоразумие (активное самообладание), и серединой между духовным творчеством и мудростью - человеческое счастье, удовлетворенность.

Рюмке в своей книге "Этапы жизни человека" уже указывал на Фундаментальное различие между удовлетворением потребностей и удовлетворенностью жизнью.

В своей трехчастности эти три противоположности выглядят следующим образом:

восхождение здоровье спад

экстраверсия благоразумие интроверсия

творчество удовлетворенность мудрость

Здоровье, душевный покой и счастье являются итогом гармоничного развития. Этот аспект будет рассматриваться прежде всего в главе о психотерапии.

При феноменологическом описании человеческой жизни я подробнее остановлюсь на только что названных очагах напряжения. Они играют в разных фазах жизни очень разную роль.

В шестой главе я рассмотрю присутствующие в нашей культуре образы человека. При этом обнаружится, что у каждого из этих образов человека преобладает либо биологическое развитие, либо психическое развитие, либо духовное развитие. Я же, напротив, придерживаюсь мнения, что все три аспекта являются законными свидетельствами жизни человека. Только если мы рассматриваем все три процесса во взаимодействии, получается полная картина.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

Как введение в описание хода человеческой жизни я хотел бы набросать вкратце некоторые представления о человеке, на которых я позже, в главе 6, остановлюсь подробнее.

(1) Механистически-материалистический образ человека, В конце 19 столетия человека рассматривали как "хомо машине" или "человек как дворец индустрии", этот образ еще в дни моей юности висел в витринах аптек. На нем человек изображался как совокупность различных деталей машин. Мозг был как бы центральной телефонной станцией, сердце - насосом, система пищеварения -угольной печью, трахея - дымовой трубой, из которой выходили клубы дыма. Тем временем в основном отказались от этого примитивного образа человека, но определенные составные части продолжают бродить как призраки. Одно из этих упорно сохраняющихся представлений - это представление о сердце как насосе.

В качестве перехода от механистического к химическому облику человека можно назвать нынешнюю так называемую "медицинскую модель": химические процессы в человеке должны обогащаться и управляться химическими средствами, а также испытывать влияние этих средств. Это приводит к медицине, которая желает лечить химическими средствами, и к нашей современной фармацевтической индустрии, производящей эти средства тоннами и обрушивающей их на людей в западном мире.

(2) Биологический образ человека.

Сюда попадает прежде всего биохимический образ человека, для которого каждое внешнее проявление человека является прежде всего результатом сложных химических процессов. Под этим понимаются не только химические процессы обмена веществ или электоро-химические процессы в мозгу, но и психические процессы, такие, как мышление, чувствование и воление. Для духовных ценностей и норм в этом портрете нет места, хотя биохимики сами длительное время манипулируют ценностями и нормами.

Наряду с портретом человека, определяемым как биохимический, под эту категорию попадает также зоологический образ человека, который основан главным образом на учении о наследственности и поддерживается биохимиками путем исследования молекулярного состава носителей наследственности. Здесь человек не более, чем высшее млекопитающее, возникшее в результате случайной селекции и мутации. Узкая область, где можно сравнивать поведение шимпанзе с поведением человека, исследуется с усердным удовольствием специалистами, которые в остальном, кажется, остаются слепыми ко всей огромной области различий.

Сторонников биологического облика человека можно объединить под понятием нативисты. Это люди, которые хотят объяснить все наследственностью и генетикой. Все они защищают свой взгляд на человека с агрессивностью и сарказмом в отношении инакомыслящих.

(3) Психологический образ человека.

В этом облике человека в центре внимания находятся психика и психические процессы в человеке. Вначале здесь возникла наука о поведении, исходящая из того, что происходящее внутри человека доступно лишь субъективному описанию. Но поведение можно оценить объективно, то есть исследовать научно. То, что происходит в человеке, можно оставить в стороне как "черный ящик", то, что входит (раздражение) и что выходит (реация), можно установить. Так возник бихевиорихм, исследование поведения или психология реакции на раздражение.

Эмпиризм применяет это представление о человеке к образованию и воспитанию. С помощью опыта, приобретенного при тренировке изголодавшихся голубей и крыс, была разработана техника дрессировки и манипуляций, которые затем были просто перенесены на процессы человеческой жизни. Отсюда возникли широко известные проекты программированного обучения, экзаменов с выбором правильного ответа из списка. Эмпиристы едва ли принимают в расчет наследственную предрасположенность, по их мнению, наследственность так многообразна и открыта, что поведение практически исключительно определяется окружением (культурой и воспитанием). Наука о поведении в настоящее время оказывает решающее влияние на социологию, психологию и экономическое учение, хотя кульминация этой моды уже пройдена.

(4) Персоналистически-духовный образ человека

Здесь упор делается на значение, которое имеет для человека высшее "Я" на личность, ставящую перед собой цели, взвешивающую и выбирающую, находящую и устанавливающую ценности и нормы. Оно все отчетливее проявляется в ходе жизни как своего рода красная нить, проходящая через всю биографию.

Для многих художников, в особенности для авторов биографий привлекательной темой является описание развития человеческой личности до достижения мудрости или глупости, благоразумия или слабоволия, в здоровом состоянии или в болезни. Результаты простираются от грошовых банальных изданий до монументов мировой литературы. Но еще несколько десятилетий тому назад это была литература, а не наука, пока наконец все больше психологов и педагогов не осознали односторонность и скудость науки о поведении и не начали искать путей, как при их точке зрения на человека и его социальную деятельность учесть духовное развитие человека. Отсюда возникли педагогические течения, которые не хотели больше рассматривать учебу как дрессировку и сообщение определенных доктрин по заранее намеченным программам, а возвели в педагогическую цель такие понятия, как самооткрытие, саморазвитие и самореализация.

При этом они примкнули к словам Гераклита, который считает, что воспитывать это не наполнять ведро, а разжигать огонь.

После 1945 года возникло новое психологическое направление, гуманистическая психология, занимающаяся описанием и исследованием человеческой личности, ее проявлениями и ее развитием, включая упомянутую выше возможность достичь психического здоровья, активного душевного покоя, способности к творчеству и мудрости. В область, где до сих пор господствовали почти исключительно биологи и бихевиористы, проникают такие понятия, как экологическое равновесие и лучшее качество жизни вместо самого высокого жизненного уровня. Это направление развития сегодня видно так отчетливо, оно привело к такому революционному изменению в нашей системе ценностей, что мы могли бы говорить почти о духовно-социальной революции. Вот, вероятно, революция двадцатого века.

Этого короткого изложения достаточно в качестве введения в описание жизни человека. В главе 6 различные концепции человека будут рассмотрены подробнее.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 313 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...