Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 17: (ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ПК-3).
Анимизм как форма первобытного мышления. Теория возникновения религий Тайлора. Эпоха аниматизма – одушевления природы. Развитие учения о духах природы. Тотемизм. Культ змей. Учение о посмертном существовании души. Культ предков.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
Тайлор Э.Б. Первобытнаяя культура. -М.:Политиздат, 1989. –573 с.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М.: Политиздат. 1986. – 576 с.
б) дополнительная:
Мифы народов мира. Энциклопедия. – Т. 1,2, М.: 1986, 1988.
ТЕМА 18. Обряды и церемонии в первобытных обществах
Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 6: (ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ПК-3).
Практическое и символическое значение религиозных обрядов. Жертвоприношения. Замена в жертвоприношениях: приношение части вместо целого. Обряды инициаций. Очищение в примитивных обществах.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
Тайлор Э.Б. Первобытнаяя культура. -М.:Политиздат, 1989. –573 с.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М.: Политиздат. 1986. – 576 с.
б) дополнительная:
Мифы народов мира. Энциклопедия. – Т. 1,2, М.: 1986, 1988.
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Проводимая при изучении дисциплины «Первобытное общество» самостоятельная работа студентов решает следующие задачи:
- изучение и закрепление учебного материала по учебникам, учебным пособиям;
- приобретение навыков поиска необходимой информации;
- развитие творческого мышления студентов;
- воспитание трудолюбия, целеустремленности, самодисциплины, умения планировать свое время;
- приобщение части наиболее подготовленных студентов к научно-исследовательской работе и приобретение навыков ведения этой работы.
Изучение дисциплины «Первобытное общество» предполагает выполнение, прежде всего, следующих видов самостоятельной работы студентов:
- изучение и анализ нормативных правовых актов;
- изучение и анализ исторического опыта;
- подготовка письменных работ;
- изучение основной и дополнительной литературы.
7. ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы итогового контроля
1. Предмет первобытной истории и ее место в системе наук. Хронология и периодизация первобытной истории
2. Источниковедение первобытной истории
3. Историография первобытной истории
4. Развитие первобытной археологии и палеоантропологии в ХХ в.
5. Становление первобытного общества. Эпоха праобщины
6. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины
7. Стадия позднепервобытной общины
8. Происхождение земледелия
9. Происхождение скотоводства
10. Разложение первобытного общества. Эпоха классообразования
11. Складывание государства и права – политогенез. Сакрализация власти и ее носителей
12. Переворот в положении полов.
13. Первобытность и классовые общества
14. Доисторические поселения
15. Первобытная культура
16. Мифология
17. Анимизм
18. Обряды и церемонии
Критерии оценки экзамена
Ответ студента на экзамене оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Как правило, отличная оценка выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий курса, их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов и умеющим их анализировать.
Оценка «хорошо» выставляется студентам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой. Этой оценки, как правило, заслуживают студенты, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная:
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». 5-e изд. - М.: «Просвещение», 2012. – 410 с.
Васильева М.В., Коптев А.В. Происхождение человека: основные проблемы антропогенеза: Методические материалы для студентов. - Вологда, 2011.
Дополнительная:
Алексеев В. П. От животных к человеку. М., 1969.
Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1971.
Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1974.
Алексеев В. П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас: Палеолит. М., 1978.
Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979.
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.; Л. 1966.
Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.
Анучин Д.Н. Происхождение человека. М., 1992.
Биологические предпосылки гоминизации. М., 1976.
Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л., 1926.
Борисковский П. И. Возникновение человеческого общества // Возникновение человеческого общества: Палеолит Африки. Л., 1977.
Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1980.
Бунак В. В. Череп человека и стадии его формирования у ископаемых людей и современных рас. М., 1959.
Бунак В. В. Род хомо: Происхождение и дальнейшая эволюция. М., 1980.
Бутовская М.Л., Козинцев А.Г. Современные концепции антропогенеза и проблема расселения палеолитических гоминоидов // Этнографическое обозрение. 1994. №1. С. 157–159.
Вишняцкий Л. Б. Происхождение Homo sapiens: Новые факты и некоторые традиционные представления // Советская археология. 1990. № 2.
Возникновение рода Homo и его эволюция //Вопросы антропологии. Вып. 41. М., 1972.
Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.
Герасимов М.М. Люди каменного века. М., 1964.
Григорьев Г. П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. Л., 1968.
Даниленко В.Н. Космогония первобытного общества // Начала цивилизации. Екатеринбург; М., 1999. С. 3–216.
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Собр. соч. Т. 5. М., 1953.
Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988.
Козинцев А. Г. Этническая краниоскопия: Расовая изменчивость швов черепа современного человека. Л., 1988.
Констэбл Д. Неандертальцы. М., 1978.
Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957.
Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
Кочеткова В. И. Палеоневрология. М., 1973.
Крывелев И. А. История религий. М., 1976. Т. 1.
Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и керамики: Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М., 1997.
Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
Ларичев В. Е. Сад Эдема. М., 1980.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1931.
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
Линдблад Я. Человек – ты, я и первозданный. М., 1991.
Липс Ю. Происхожднение вещей. М., 1957.
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
Марр Н. Я. Этапы развития яфетической теории // Марр Н. Я. Избранные работы. Т. 1. Л., 1933.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.,1979.
Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ (по данным археологии). Л., 1976.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
Матюшин Г. Н. У колыбели истории. М., 1972.
Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. М., 1991. Т.1; М., 1992. Т. 2.
Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез (обезьяны, полуобезьяны и происхождение человека). М., 1960.
Нестурх М. Ф. Человеческие расы. М., 1966.
Нестурх М. Ф. Происхождение человека. М., 1970.
Первобытное искусство. Новосибирск, 1971; 1976.
Проблемы эволюции человека и его рас. М., 1968.
Происхождение человека // Курьер. 1971. Август–сентябрь.
Ранние формы искусства. М., 1972.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!