Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура японского общества в XII—XV вв



С XIV в. в среде господствующего класса особое распространение получила секта Дзэн, усиливавшая в буддизме рационалистическую струю и отрицавшая значение буддийской обрядности. Своим культом воли и самообладания человека эта секта отвечала требованиям, которые предъявлялись к воспитанию самурая, как представителя господствующего класса.

В междоусобной борьбе, которую вели японские феодалы в течение XII—XV вв., сформировался тип японского самурая (буси), близкий к типу западноевропейского средневекового рыцаря. Своё художественное изображение он получил в рыцарском эпосе, возникшем и развивавшемся в эти века и принявшем форму гунки — «военных эпопей». Наиболее выдающимися из них являются две эпопеи — «Хэйкэ-моногатари» («Повесть о Тайра») и «Тайхэйки» («Повесть о великом мире»). В первой из них, возникшей в конце XII — начале XIII в., рисуется борьба Тайра и Минамото, приведшая к образованию сёгуната, во второй, созданной в середине XIV в., рассказано о борьбе между восточными и западными феодалами 30—40-х годов XIV в. Обе эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, которые странствующие сказители (обычно — слепцы) под аккомпанемент домры (бива) излагали речитативом перед своими слушателями и в которых повествовалось о событиях, сохранившихся в памяти народа.

С другой стороны, в этих же эпопеях отразилось и сложившееся в то время мировоззрение, характерное для воинов-феодалов. Оно стало впоследствии называться бусидо («путь воина») и представляет собою систему понятий и положений, определяющих отношение феодала-рыцаря к существующему миру, к обществу и к своему сюзерену. В основе этого мировоззрения лежит буддизм, а именно то его направление. в котором основное место занимает учение о карме — предопределении, судьбе. Это учение стало основой фатализма —характерной черты умонастроений японских самураев, В бусидо входит и этика, определяющая нормы поведения воина-рыцаря. Главное требование этой этики — верность своему сюзерену и служение ему.

XIV—XV века составляют знаменательную полосу не только в истории японской литературы, но и в истории театра. К возникшим ранее феодально-рыцарскому эпосу и роману в эти века присоединилась драма, неотделимая в то время от театра. Сценический текст рождался в процессе представления, а сами представления выросли из народных плясок и танцевальных сцен, соединённых с пением и музыкальным сопровождением. Сюжетами для представлений служили храмовые легенды и предания, героические сказания, романтические истории, бытовые происшествия и сказки. Именно это составляло истинное зерно таких пьес, несмотря на густые напластования буддийских верований, навязывавших тезис о «бренности» земного мира. Крупнейшим из авторов этих пьес был Сэами (1368—1443).

Полностью сохранили народный характер фарсы (кёгэн), развивавшиеся из уличных представлений бродячих комедиантов. Главное в фарсах — показ смешного и сатирическое изображение феодалов и монахов, которые выводились чванными глупцами, распутниками и стяжателями. Постоянный персонаж в этих фарсах — хитрый слуга, обманывающий своего господина-феодала, или недалёкий парень, вечно попадающий впросак. Большое распространение получила и поэзия. Сложением стихов с увлечением занимались горожане-ремесленники и торговцы. Они устраивали состязания, на которых специальные судьи давали свои оценки, зависевшие главным образом от соблюдения поэтами установленных правил. Возник ряд школ, имевших своих «мастеров», как называли тогда наиболее искусных поэтов, и свои правила.

Основным принципом в искусстве этого времени было стремление выразить определённое содержание при помощи минимума художественных средств и предельной внешней простоты. Наилучшим объектом, через который могло быть выражено самое сильное человеческое чувство и самая глубокая мысль, считалась природа. Отсюда—развитие живописи с изображением гор и воды, цветов и птиц. Человек также мог изображаться на такой картине, но только как нечто единое с природой. Это направление в японской живописи создалось под большим влиянием китайского искусства того времени. Поэтому оно получило наименование «Китайской школы». Крупнейшим художником этой школы был Сэссю (1420—1506). Самобытную линию в живописи продолжал Кано Масанобу (1453—1490), основатель «школы Кано», впоследствии ставшей в японской живописи господствующей. В отличие от «Китайской школы» «школа Кано» культивировала красочность и яркую выразительность в рисунке и колорите.

Помимо живописи, в XIV—XV вв. в Японии получила большое развитие архитектура. Новое направление в архитектуре, гармонично совместившее в себе старые японские традиции с элементами китайской архитектуры, проявилось в постройках дворцов, буддийских храмов и жилых домов знати. Замечательными памятниками архитектуры этой эпохи являются известные «Золотой павильон» (Кинкакудзи), выстроенный в 1397 г. в Киото, и «Серебряный павильон» (Гинкакудзи), выстроенный в 1473 г.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...