Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции культуры

Общество как целостная система

Культура как система ценностей

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина "культура" в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором:" Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
В самом широком контексте синонимом слова "культура" является "цивилизация". Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе, например изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

итак,

под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д.

6.Структура культуры, ее социальные функции

Структура культуры, ее основные формы: элитарная, народная и массовая. Мировая и национальная культура. Различия между материальной и духовной культурой. Религия как стержневая основа духовной культуры. Социальные функции культуры, ее синтез с наукой

Мировая и национальная культура

Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную

Материальная и духовная культура

Функции культуры

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества.На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление

2. 2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

7.Доминирующая культура, субкультура, контркультура

Каждое общество создает культурные ценности, которые разделяются большинством членов общества. Систему таких ценностей и идеалов принято называть доминирующей культурой. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=969

Отличительной особенностью субкультур является то, что они не претендуют на доминирование в общей культуре. Субкультуры являются очень динамичными элементами культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение доминирующей культуры.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=969

В истории культуры известны и такие ситуации, когда отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя ценностям доминирующей культуры либо общечеловеческим ценностям, входящим в структуру любой культуры. В итоге появляется контркультура.

Термин «контркультура» был введен в 1968 г. Т. Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека.
http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=969

8.Энтноцентризм и культурный релятивизм

Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единения и стабильности групп в рамках собственной культуры, с другой стороны он является источником непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принять деструктивные формы: ксенофобия (страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам); шовинизм (признание превосходства своей культуры, своего народа над другими культурами и народами); крайний этноцентризм (обязательно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за стремления это признанная мира навязать свои «более передовые» нормы, ценности.

Культурный релятивизм. Социологи считают, чтобы понять культуру в целом, следует сдерживать свой этноцентризм, нужно стремиться рассматривать культуру, исходя из условий, которые ее породили, исходя из тех факторов, которые воздействовали на людей и на формирование культурных традиций получило название культурный релятивизм. Суть культурного релятивизма: любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальным условиями.

11.Понятие личности. Факторы развития личности

Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Факторы:Наследственность и среда

12.Диалектика сициального и биологического в человеке

Взаимодействие биологического и социального в человеке никогда не может считаться законченным и выступать в завершенной форме. Их единство состоит в бесконечном наполнении биологического социальным содержанием, в опосредовании И преобразовании природного общественными факторами, поскольку человеческие предметы не являются природными в том виде, как они непосредственно даны в природе. Биологические структуры и функции под воздействием социальных факторов (в частности,трудовой деятельности) модифицировались и достигли более высокого уровня развития, нежели у представителей животного мира

13.Особенности социологического изучения личности

Личность является объектом изучения многих наук. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Специфику социологического подхода необходимо видеть также в том, что именно социология попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта, а не умозрительных предположений о человеке, его призвании, смысле бытия и т.д

15.Ресоциализация и ее объективная необходимость

есоциализация-это повторная социализация, которая происходит на протяжении всœей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целœей, норм и ценностей жизни.

Жизненные циклы в биографии человека-это периоды жизни, отделœенные друг от друга важными вехами˸ поступлением в вуз(цикл студенцеской жизни), женитьбой(цикл семейной жизни) и т.д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних пивычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучатся. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения принято называть десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правил поведения взамен старых принято называть ресоциализацией.

16.Социальные статусы и роли

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором»

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

§ уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;

§ способом получения — предписанные или достигнутые;

§ масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;

§ степенью формализации - строго установленные или произвольные;

§ мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

18.Вербальные и невербальные коммуникации

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным

49.Основные социологические идеи конта

Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой — анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус — основная идея социальной статики Конта.

Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным — в виде трех форм социально-политической организации общества:

§ теологическая стадия — военное господство;

§ метафизическая стадия — феодальное господство;

§ позитивная стадия — промышленная цивилизация.

50. Основные социологические идеи Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

51. Основные социологические идеи Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.

В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верований и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган <...> Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами»

62.Понимающая социология Вебера

Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить:

1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;

2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

В отличие от Маркса и Дюркгейма, которые рассматривали социальные явления объективно, а главным предметом анализа делали общество, М.Вебер рассматривал природу социального субъективно, акцентируя внимание на поведении индивида

63 Вебер о четырех видах человеческой деятельности

На основании четырёх типов мотивации Вебер выделяет четыре вида социального действия:

- целерациональное, если в основе его лежит ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей, и использование этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (примером рациональности является успех);

- ценностно-рациональное, основанное на сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность определённого поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

- аффективное – прежде всего эмоциональное, то есть обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

- традиционное, основанное на длительной «привычке».

54 Социологические взгляды Сорокина

Общеее определение: — возможность смены социального слоя. Различают высокую и низкую социальные мобильности. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия.
Научное определение: — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

58.Многофакторная концепция общественного развития ковалевского

В своих трудах «Современные Социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него выступают Биологический, космический, политический и многие другие. Он указывал на необходимость обнаружения параллельного и одновременного воздействия этих факторов н общественные явления. С позиций такого плюрализма он подвергал критике однофакторные доктрины Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Он считал бессмысленным говорить о более или менее важных факторах.

Ковалевский разрабатывал, исходя из своих установок теорию общественного прогресса, которую называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».
По Ковалевскому все народы участвуют в мировом прогрессе, который должен привести к их объединению в «единое мировое солидарное сообщество». Он отрицал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал что при нормальном течении общественного развития все столкновения решаются путем соглашения и компромисса.


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...