Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Четвертое измерение



Астральный мир обладает множеством особенностей, которые удивительно точно соответствуют четырехмерному миру, как его представляют геометры и математики. Это соответствие настолько близко к реальности, что зафиксированы случаи, когда у учащегося в процессе чисто интеллектуального изучения геометрии четырехмерного пространства открывалось астральное зрение.

Классическими трудами по этой теме являются книги Ч.Х. Хинтона «Научные романы» (тт. I–II), «Новая эра мысли» и «Четвертое измерение». Их настоятельно рекомендует Ч.У. Ледбитер, который говорит, что изучение четвертого измерения — это лучший из известных ему методов осознания тех взаимосвязей, которые действуют на астральном плане; книги Хинтона о четвертом измерении, считает он, — это единственный источник, где дается объяснение тех реалий астрального плана, которые постоянно наблюдаются людьми.

Есть также много других, более поздних книг, такие, например, как «Прекрасная необходимость», «Азбука высшего пространства» и «Перспективы четвертого измерения» Клода Брэгдона, а также книга П.Д. Успенского «Tertium Organum», которая является весьма познавательным трудом.

Для тех, кто не изучал эту тему, мы вкратце перечислим основные свойства четвертого измерения.

Точка, имеющая «позицию, но не размеры», не имеет измерения. Линия, передающая движение точки, имеет одно измерение. Плоскость, получаемая движением линии под прямым углом по отношению к себе, имеет два измерения: длину и ширину. Пространство (куб или ящик), получаемое движением плоскости под прямым углом по отношению к себе, имеет три измерения: длину, ширину и высоту.

Тессеракт, гипотетическая фигура, получаемая движением пространства в новом направлении под прямым углом по отношению к себе, имеет четыре измерения: длину, ширину, высоту и еще одно — с прямым углом по отношению к этим трем, но это измерение в нашем трехмерном мире представить невозможно. Однако многие особенности тессеракта можно понять из приведенной ниже таблицы:

Точка имеет 1 точку 0 линий 0 поверхностей 0 пространств
Линия имеет 2 точки 1 линию 0 поверхностей 0 пространств
Плоскость имеет 4 точки 4 линии 1 поверхность 0 пространств
Куб имеет 8 точек 12 линий 6 поверхностей 1 пространство
Тессеракт имеет 16 точек 63 линии 24 поверхности 8 пространств

О тессеракте, описанном Ч.Х. Хинтоном, Ч.У. Ледбитер отозвался как о реальной и хорошо известной на астральном плане фигуре. А в книге Дж. ван Манена «Несколько оккультных опытов» даже дана попытка графически показать четырехмерный шар.

Между феноменами, производимыми с помощью трехмерных предметов в гипотетическом двухмерном мире, населенном существами, осознающими лишь два измерения, и многими астральными феноменами, как они проявляются перед нами, живущими в физическом или трехмерном мире, существует точная и интересная параллель. Например:

1) Предметы, перемещающиеся в третьем измерении, могут по желанию появляться и исчезать в двухмерном мире.

2) Предмет, полностью окруженный линией, может быть удален из этого закрытого пространства через третье измерение.

3) Согнув пополам двухмерной мир, представленный листом бумаги, можно сблизить две удаленные точки и даже совместить их, устранив тем самым само понятие пространства.

4) Асимметричный предмет, ориентированный вправо, можно развернуть в третьем измерении так, что он вновь появится как асимметричный предмет, но уже ориентированный влево.

5) Если из третьего измерения смотреть на двухмерный предмет, то каждая его точка будет ясно видна без искажения пространственной перспективой.

Для существа, чей кругозор ограничен лишь двумя измерениями, все сказанное выше будет казаться чудесным и совершенно непонятным.

Интересно, что те же самые трюки могут проделывать, да и постоянно проделывают с нами спириты, которые демонстрируют, как 1) появляются и исчезают существа и предметы; 2) осуществляется аппорт — перенос вещей на большие расстояния; 3) предметы удаляются из закрытых ящиков; 4) пространство практически кажется несуществующим; 5) предмет может быть повернут (например, правосторонний становится левосторонним), а все части предмета, кубика например, видны все сразу без искажения перспективой; подобным же образом можно сразу увидеть и все содержание закрытой книги.

Естественно, что единственным объяснением этой стремительной силы, которая, казалось бы, берется ниоткуда, например в чакрах, может служить лишь то, что она исходит из четвертого измерения.

Жидкость, пролитая на поверхность, стремится растекаться в двух измерениях, а в третьем измерении оказывается невообразимо тонкой. Подобным же образом воздух стремится распространяться в трех измерениях, и вполне может быть, что благодаря этому в четвертом измерении он становится тоньше, то есть плотность воздуха может служить эталоном измерения его относительной толщины в четвертом измерении.

Понятно, что нет необходимости останавливаться лишь на четырех измерениях, ибо, как нам известно, таких измерений может быть неисчислимое множество. Но в любом случае справедливо, что астральный мир — это мир четырехмерный, ментальный — пятимерный, а буддхический — шестимерный.

Следует в общем и целом уяснить, что если существуют, скажем, семь измерений, то эти семь измерений существуют всегда и повсюду; то есть нет каких бы то ни было трех- или четырехмерных существ. Кажущаяся разница вызвана ограниченной способностью познания у данных существ, а отнюдь не преобразованием самого видимого предмета. Эта мысль прекрасно изложена в книге Успенского «Tertium Organum».

Тем не менее человек вполне может развить астральное сознание, но при этом быть неспособным воспринимать или оценивать четвертое измерение. В любом случае достоверно то, что, когда обычный средний человек попадает на астральный план, он совершенно не воспринимает четвертое измерение. Оно видится ему как нечто очень неясное, поэтому большинство людей идет по астральной жизни, так и не обнаружив реальность четвертого измерения в той материи, которая их окружает.

Существа вроде природных духов, принадлежащие к астральному плану, обладают природной способностью воспринимать четырехмерный аспект всех предметов, но даже они видят эти предметы несовершенными, поскольку воспринимают в них лишь астральную, а не физическую материю, точно так же, как мы воспринимаем только физическую и не воспринимаем астральную.

Прохождение одного предмета через другой никак не связано с вопросом о четвертом измерении, а обусловлено явлением дематериализации — чисто трехмерным методом.

Время в сущности тоже не является четвертым измерением, однако может способствовать его пониманию при рассмотрении этой проблемы с точки зрения времени. Прохождение шара через лист бумаги для существа, заключенного в пространстве листа, выглядело бы как окружность, изменяющаяся в размерах, и это существо, естественно, не смогло бы сразу воспринять все аспекты окружности, существующие в совокупности как части шара. Нечто подобное происходит и при увеличении твердого объекта, как он видится с буддхического плана, который лучше соответствует видению шара как целого; таким образом, это не только показывает нам всю нашу слепоту в отношении прошлого, настоящего и будущего, но и проливает свет на саму способность предвидения.

Трансцендентальный взгляд на время прекрасно рассмотрен в повести Ч.Х. Хинтона «Стелла», входящей в его книгу «Научные романы» (том II). Есть также интересные ссылки на это понятие в книге Е.П. Блаватской «Тайная доктрина», том I, с. 69 и том II, с. 466.

Есть очень интересное и любопытное наблюдение, касающееся того, что геометрия, как мы ее знаем, является лишь фрагментом, лишь всем доступной подготовкой к эзотерической реальности. Если человек теряет чувство истинного пространства, значит, это первый шаг к знанию и познанию четвертого измерения.

Стоит поразмыслить над тем, что с самого начала своей эволюции монада наделена способностью перемещаться в бесконечных измерениях и все их воспринимать, но с каждым нисхождением на одну ступеньку она утрачивает способность восприятия одного измерения, пока из всех измерений для восприятия физическим мозгом или сознанием не остается только три. Таким образом, по мере инволюции в материю мы оказываемся отрезаны от всеобъемлющего знания обо всем, за исключением ничтожного знания о тех мирах, которые нас окружают, но даже то, что осталось, мы видим несовершенным.

При наличии четырехмерного зрения можно, например, увидеть, что растения, которые в нашем трехмерном мире разделены, в четырехмерном мире все взаимосвязаны и что все планеты в действительности лишь вершины лепестков, являющихся частями одного большого цветка; именно отсюда берет начало представление индийцев о Солнечной системе как о цветке лотоса.

Точно так же именно через некое высшее измерение осуществляется прямая связь между центром Солнца и центром Земли, так что элементы, привносимые в земное ядро, не обязательно проходят через то, что мы называем земной поверхностью.

Несомненно, что изучение четвертого измерения приводит прямо на путь мистицизма. Именно поэтому Ч.Х. Хинтон постоянно употребляет фразу «расширить свое „я“»: тем самым он указывает на то, что, для того чтобы оценивать пространство с позиции четырехмерности, необходимо рассматривать его не с отдельной точки зрения, а со всех точек зрения сразу, а это означает, что отдельное «я» представляет собой изолированную точку зрения, от которой нужно избавиться и которую нужно заменить всеобщим универсальным видением.

В связи с этим на память приходят знаменитые слова апостола Павла: «…Чтобы вы… могли постигнуть со всеми святыми, чтò широта и долгота, и глубина и высота…» (Послание к Ефесянам, 3:18).

Глава 19





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 796 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...