Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вебер Макс (1864—1920), немецкий социолог, экономист и юрист



Родился 21 апреля 1864 г. в Эрфурте в семье политического деятеля либерального направления. В 1882 г. Вебер поступил в Гейдельбергский университет на факультет права, одновременно изучал экономику, историю и философию. В 1889 г. он защитил диссертацию, в 1894 г. был назначен профессором экономики Фрайбургского университета, а два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете.

В начале 90-х гг. XIX в. Вебер принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимая позицию «либерального империализма». Его ранние работы посвящены аграрной истории Древнего Рима и Восточной Германии.

В 1904 г. учёный совершил поездку в США, которая произвела на него глубокое впечатление. В том же году он стал редактором журнала «Архив социальной науки и социальной политики», где опубликовал свой самый известный труд «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905 гг.).

В 1907 г. Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С 1909 г. он являлся редактором многотомных «Очерков социальной экономики», для которых написал работы «Экономика и общество» (1922 г.) и «Экономическая этика мировых религий» (1916—1917 гг.). С началом Первой мировой войны Вебер поступил на службу и в 1914—1915 гг. руководил группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916—1917 гг. он выполнял различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште.

После поражения Германии и политического кризиса 1918 г. принимал участие в составлении Конституции Веймарской республики, присутствовал в качестве советника на Версальской конференции (июнь 1919 г.),. способствовал образованию Немецкой демократической партии.

В 1919 г. стал профессором экономики Мюнхенского университета.

Умер 14 июня 1920 г. в Мюнхене. Вебер — крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли XX в. Он признан одним из основоположников социологии религии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность.

На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьёзной альтернативой марксизму.

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид — субъектом социального действия. В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о «трех автономных измерениях стратификации». Он подчеркивал, что «классы», «статусные группы» и «партии» — явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества». Вебер не дал точного и объемного определения классов. Его концепция классов вкраплена в созданную им общую теорию индустриального общества и социального действия. Классы, по Веберу, — виды возможностей индивида на рынке, т. е. возможности обладания благами и получения доходов в условиях рынка товаров и труда. Вебер соглашался с некоторыми основополагающими положениями К. Маркса в гораздо большей степени, чем думают многие современные исследователи стратификации, в особенности с экономическими аспектами стратификации. Так же как и для Маркса, для Вебера отношение к собственности являлось основным фактором, детерминирующим жизненные шансы индивидуума, а тем самым и класса в целом.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной «классовой ситуации», Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие — свою рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме: 1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации. 2. Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев. 3. Лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция. 4. Администраторы и менеджеры.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...