Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи С. А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ 4 страница



Как видим, несмотря на то, что Винекен провозгла­шает полное равенство учителя и ученика, он признает и дисциплину, в создании которой участвуют сами учени­ки. Свобода в таком случае становится не только отсут­ствием принуждения, но и подчинением долгу. Поэтому его "свободная школьная община" - это не анархия без­началия, а своеобразная патриархальная демократия. По­добная система отношений благотворно влияла на всех детей - и старших, и младших. Мнение детского сооб­щества помогало формировать у них такие нравственные качества, как честность, принципиальность, ответствен­ное отношение к любому делу.

Тем не менее надо отметить, что Винекен не считал систему самоуправления в Виккерсдорфе универсальным средством, которое необходимо механически переносить в другую среду. По его мнению, эта система "работала" прежде всего потому, что в Виккерсдорфе собрались еди­номышленники - учителя и учащиеся, объединенные общей идеей "юношеской культуры". Кроме того, в его школе-интернате было небольшое количество детей без резких возрастных различий. Они с большим уважением, трепетно относились к своему детищу. В этих условиях детское самоуправление действительно может иметь ши­рокие полномочия. В противном случае самоуправление может иметь обратный эффект: стать органом насилия одних учащихся над другими.

По-видимому, не только общая идея Виккерсдорфа содействовала воспитанию у учащихся чувств уважения к своей школе и гордости за нее, которые Винекен считал основным условием эффективности системы самоуправ­ления. Краеугольным камнем подобного отношения к общине является, кроме того, на наш взгляд, гуманисти­ческая нравственная атмосфера детского учреждения, самочувствие защищенности каждого воспитанника в ребячьем сообществе, чему в немалой степени содейство­вала система опеки старших и уважаемых воспитанников

над младшими и особая форма организации первичного коллектива в Виккерсдорфе.

В Виккерсдорфе уделялась большое внимание фор­мированию нравственного идеала учащихся в процессе художественно-творческой деятельности. Винекен счи­тал, что красота стимулирует учащихся к активной ум­ственной деятельности, нравственному и физическому совершенствованию, воспитывает чувства гуманизма, любви к родине и уважения к другим народам. Увлече­ние художественным воспитанием было присуще мно­гим реформаторским школам начала XX века. При этом воспитание при помощи искусств вовсе не означало замены нравственных идеалов эстетическими. Влияя на сферу человеческих чувств, художественное воспитание способствует освобождению от низменных инстинктов, развивает деликатность, уступчивость, смягчает нравы, рождает стремление к достойной жизни. Однако это все возможно лишь при соединении процесса формирова­ния эстетического вкуса с практической художествен­ной деятельностью самих детей. Поскольку Виккерсдорф был своеобразным свободным островом новой культуры молодежи, то вполне понятно обращение чле­нов общины к искусству, которое пронизывало учебный процесс и внеучебное время. Занятиями по искусству руководили талантливые педагоги. Так, занятия по изобразительному искусству вел художник-пейзажист Фриц Хафнер, музыкальными занятиями руководил композитор А.Хальш, литературными чтениями - автор книг по искусству и эстетике Мартин Лузерке.

Формы организации художественно-творческой дея­тельности в Виккерсдорфе были самыми разнообразны­ми. Особое место занимали школьный театр и драмати­зация. Драматизация представляла собой художественное чтение произведений классической литературы. На сцене ставили пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера. К подбору произведений относились весьма требовательно, выбирая лишь те пьесы и отрывки, в которых все действие было подчинено какой-то одной благородной мысли или идее, которые могли бы иметь место в реальной жизни. Учиты­валось также требование, чтобы в спектакле участвовало

как можно больше учащихся. Иногда дети сами сочиняли пьесы, посвященные жизни Виккерсдорфа.

В процесс постановки пьесы включались все творче­ские товарищества, и плоды их деятельности находили здесь живое воплощение. В стороне не оставался ни один ребенок, всем находилось дело, и каждый в результате знал, что он тоже причастен к этому яркому зрелищу, которое рождалось в конце каждой учебной четверти. Традиционно раз в месяц театральная труппа школы по­казывала новую постановку и для жителей окрестных деревень.

Воспитанию художественного вкуса в Виккерсдорфе в немалой степени служили занятия изобразительным искусством. Особый интерес педагогов вызвал метод ознакомления с произведениями выдающихся художни­ков, который предполагал созерцание, а не обсуждение и критическую беседу по поводу избранных картин. При этом непосредственному рассматриванию картины пред­шествовали собственные наблюдения детей над окру­жающей природой и лишь затем происходил переход к созерцанию картины. Это созерцание сопровождалось беседой учителя, в процессе которой учащимся давалась возможность совершенно свободно высказываться. Учи­тель же старался исправить неточности восприятия. Сле­дующим шагом являлось вторичное обращение к наблю­дению жизни и природы.

Дети в Виккерсдорфе сами много времени отдавали рисованию с натуры, которое было тесно связано с леп­кой, вышиванием, росписью тарелок, подставок и подно­сов, работой по дереву и металлу и другими видами руч­ного труда. Ведь тот, кто сам писал, рисовал или лепил с натуры, сумеет лучше оценить работу художника.

Желающие дать детям художественное воспитание, по мнению Винекена, не должны забывать об использо­вании музыки и пения. Виккерсдорф предоставлял детям широкие возможности музыкального развития. Достаточ­ные сказать, что здесь существовала даже своя "музы­кальная академия", где воспитанники постигали азы му­зыкальной грамоты и обучались игре на каком-либо му­зыкальном инструменте.

В пробуждении любви к народной музыке и возрож­дении народных танцев и игр немалую роль сыграло движение "перелетных птиц". В Виккерсдорфе дети учи­лись получать радость от народной песни. С самого осно­вания здесь существовали большой хор и свой оркестр. Каждое воскресенье в школе организовывались музы­кальные утренники, а по четвергам - музыкальные вечера. В остальные дни по группам и товариществам проводились беседы, посвященные жизни и творчеству известных музыкантов и певцов, звучали их произведения. Через воспитание тонкого художественного вкуса педагоги Виккерсдорфа вызывали у своих воспитанников стремле­ние служить правде, добру и красоте. Через постижение красоты в природе, живописи, музыке они шли к осозна­нию красоты в человеческих отношениях. Для этого устраивались своеобразные занятия культурой, что озна­чало обсуждение и драматизацию различных жизненных ситуаций, касающихся культуры поведения.

Заботясь о гармоничном развитии учащихся, в Вик­керсдорфе уделяли немало внимания организации спор­тивных занятий, игр и планомерному физическому вос­питанию. Ежедневно в любую погоду дети делали утрен­нюю зарядку. Большой популярностью у членов общины пользовались походы, которые помогали им лучше узнать окружающий мир, закаляли их и приучали к заботе друг о друге.

Необходимо остановиться еще на одном аспекте ор­ганизации внутришкольной жизни в Виккерсдорфе -проблеме трудового воспитания. Профессиональную подготовку здесь считали лишь данью времени и не рас­сматривали идеи трудового воспитания главными для определения направленности всего учебно-воспитатель­ного процесса в школе. Тем не менее педагоги Виккер­сдорфа стремились к развитию самостоятельности и ак­тивности, вооружению учащихся определенными уме­ниями и навыками трудовой деятельности. Основные виды трудового воспитания в Виккерсдорфе - самообслу­живание, производительный труд (заготовка топлива ц ремонт помещений), участие в различных сельскохозяй­ственных работах и ручной труд в столярной, переплетной мастерских, а также в мастерских по металлу и домоводству. 73

Анализ учебно-воспитательного процесса в Виккеродорфе позволяет сделать некоторые выводы об основных характеристиках этой школы.

1. Учебно-воспитательная работа в Виккерсдорфе бы­ла построена на принципе свободного развития ре­бенка. Воспитанник в Виккерсдорфе был действи­тельным хозяином в школе, а не пассивным объек­том воспитания.

2. Педагоги в Виккерсдорфе заботились не о введении каких-то отдельных новых методов воспитания и обучения, а о коренной перестройке всей системы воспитания в целом, определив ее целевую уста­новку как воспитание свободной, нравственной и гуманной личности.

3. Виккерсдорф был настоящим социальным учреж­дением, в котором воспитанники учились самостоя­тельно разрешать все сложные вопросы школьной жизни.

4. Основу воспитательного процесса составляли со­дружества учащихся и педагогов - товарищества, ко­торые содействовали утверждению особой общин­ной нравственной атмосферы, где учителей и школьников связывали отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и понимании.

5. Среди "сельских воспитательных домов" Виккер­сдорф был наиболее ярким образцом школьной общины, организация жизни которой строилась на началах сотрудничества граждан небольшого сооб­щества. Широкая система самоуправления обеспе­чивала крайний демократизм в жизни Виккерсдорфа, где каждый ощущал свою защищенность, был уверен в своей значимости в детской среде. В жиз­ни детского общества решающее и дисциплини­рующее значение имели не авторитет и воля стар­ших, а самостоятельно созданные законы внутришкольной жизни. "Свободная школьная община" предусматривала полное равноправие учителя и учащихся, обеспечивала свободу каждого и одновремен­но дисциплину и порядок.

6. Вся организация жизни в Виккерсдорфе содейство­вала развитию детской активности и самодеятель­ности.

7. В Виккерсдорфе ставили и решали задачу развития творческих сил ребенка, его самореализации в раз­нообразной деятельности с помощью искусства. Здесь признавалась самоценность детского твор­чества, важность развития спонтанной активности ребенка, которую педагоги тем не менее стремились направить в русло общественных интересов с тем, чтобы воспитывать не просто свободную личность, но гражданина общества и тем самым добиться в нем всеобщей гармонии.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...