Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная педагогика междисциплинарная область научных исследований



Социальная педагогика как область науки и практической деятельности исторически сложилась на основе междисциплинарных связей, имеющих самое непосредственное отношение к целому ряду гуманитарных и других наук: философии, социологии, педагогике, культурологии, социальной психологии, социальной работе, криминологии, эдукологии, валеологии, виктимологии и т. д.

В педагогической литературе термин «социальная педагогика» связывается с именем немецкого педагога А. Дистервега, впервые, как считается, употребившего его в своей работе «Руководство немецким учителям». Однако многие социально-педагогические принципы и методы были разработаны значительно раньше известным швейцарским педагогом Г. Песталоцци. К их числу относятся принципы семейного трудового воспитания, воспитательной роли коллектива и др.

Принято считать, что основу нового педагогического видения социальных проблем развития и воспитания человека заложили такие представители классической немецкой философии, как И. Кант, И. Фихте и Г. Гегель. Именно они впервые противопоставили рациональной философии французского Просвещения, абсолютизирующей роль разума в развитии человека, философию социокультурного развития и тем самым положили начало разработке социокультурной парадигмы образования. В отличие от просвещенческой парадигмы новая парадигма образования исходила не столько из рациональной модели должного и возможного, сколько из реальной социокультурной практики или исторически сложившегося опыта как нормативно-смысловой основы морали и права.

Данные теоретические положения социальной педагогики в дальнейшем получили развитие в этносоциологии Г. Гарфинкеля, понимающей социологии М. Вебера, социологии повседневности А. Шюца и других социологических теориях, а также в социальной культурологии.

Многие положения социальной педагогики так или иначе связаны с психологическим анализом 3. Фрейда, Г. Юнга, К. Роджерса и других известных ученых-психиатров. Это прежде всего положение 3. Фрейда о противоречии между бессознательным природным влечением и сознательным социально нормируемым поведением, учение Г. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах культуры, гуманистическая психология К. Роджерса.

К сожалению, в отечественной социально-педагогической теории и практике данная педагогическая парадигма осмыслена не до конца. Акцент здесь делается в основном на теории социальной среды, сложившейся в советской педагогической науке в 20-е гг., а также на теории девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения, разработанной в основном в 60-е гг. в рамках криминологии и виктимологии. В первом случае предмет социальной педагогики связывается с педагогизацией социальной среды как основы социализации и направленного воспитания, во втором — с изучением девиантного поведения. Считается, что нормальные дети не являются объектом исследования социального педагога.

Одной из проблем советской социальной педагогики была профилактика административно наказуемых действий подростков или их деликвентного поведения. Разработка данной проблематики в нашей стране началась задолго до появления социальной педагогики как самостоятельной профессиональной деятельности. Деликвент представлялся в основном как жертва социализации. Данная область исследования стала впоследствии предметом новой научной дисциплины — виктимологии. Поведение считается девиантным, если поступок или действие не соответствует установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Чаще всего под ним понимаются формы негативного поведения, сфера нравственных пороков, отступление от норм морали и права - Природа девиации различна. Существуют биологическое, психологическое, социологическое, культурологическое объяснения и теоретические подходы к изучению девиантного поведения. В одном случае акцент делается на субкультуры, нормы которых противоречат нормам доминирующей культуры, в другом — на стремление обладать материальными благами, в третьем — на особенностях личности и мотивах ее поступков, склонности к агрессии и т. д. Например, идея агрессивного начала в человеке лежит в основе объяснения межгруппового конфликта. Суть стагнационного подхода, или теории наклеивания ярлыков, состоит в том, что девиация — это не качество поступка, который совершает человек, а, скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Даже мысль о неправомерности или несправедливости той или иной существующей в социалистическом обществе правовой нормы, тем более предположение, что и общество, и проводимая государством политика тоже могут быть преступными, не допускалась. Причины отклонения от нормы пытались искать в структуре самой личности, во влиянии психофизиологических изменений в подростковом возрасте, в нарушении взаимоотношений в диаде «родители — дети», в психологической отверженности и другом негативном влиянии неформальных групп сверстников. Господствующей парадигмой исследования являлась естественнонаучная, т. е. абсолютизировались отражательные возможности психики человека, его нервной системы. Само понятие «девиация», если и употреблялось, то в лишь рамках криминологии и виктимологии. Девиация же как условие социального развития никого не интересовала, как и формы адиктивного и аддитивного поведения.

В то же время опыт свидетельствует о том, что проблема девиации имеет более глубокие основания, укорененные в существующих социокультурных формах жизнедеятельности людей, которые воспроизводятся на протяжении уже многих столетий. Проституцию, пьянство, наркоманию и целый ряд других форм отклоняющегося поведения нельзя объяснить ни формированием субкультур, ни постепенным отклонением от существующих норм-правил, ни рассогласованием опыта и социальных идеалов, воплощенных в социальных нормах. В известной мере они связаны и с некоторым закреплением образцов поведения, и с физиологическими особенностями организма. Однако еще в большей мере девиантное поведение определяется такими содержательными элементами духовной жизни общества, как обычаи, нормы, ценности, смыслы и значения.

Трансформация бывшего советского общества и происходящие здесь рациональные процессы оказали существенное влияние и на социальную педагогику, которая все больше связывается с экологией, или общеобразовательной стратегией. Экология — система наук, исследующих образование. Сюда относят философию образования, социологию образования, экономику образования, физиологию образования, психологию образования, общую, возрастную, сравнительную, социальную и другие виды педагогик, а также социально-эдукативную работу, решающую проблемы интеграции элементов различных культур в системе образования.

В отличие от общей педагогики, являющейся конкретным выражением естественнонаучной парадигмы, социальная педагогика и социально-эдукативная работа — это две составляющие социокультурной парадигмы, т. е. они отражают не общие, а нормативно-ценностные закономерности познавательного процесса. Однако если социальная педагогика решает проблемы социализации и индивидуализации в соответствующем типе культуры, то социально-эдукативная работа — проблемы интеграции элементов различных культур в системе образования и рассматривает ее в качестве важнейшего фактора их развития. Эти две стороны социокультурного развития нередко противопоставляются друг другу. Внимание акцентируется лишь на национальных и интернациональных проблемах или на глобальных проблемах социального развития. Поликультурная проблематика образования сменяется мульти культурной, междисциплинарной.

Было бы ошибкой абсолютизировать теоретико-методологические основы социальной педагогики, придающие ей статус научной дисциплины. Социальная педагогика - сугубо европейский феномен, основой которого является специфика национальной культуры как определяющее условие социализации и индивидуализации личности. Она, с одной стороны, выступает как область практической деятельности, опирающаяся на традиции, обычаи, привычки, стереотипы мышления, менталитет, исторически сложившийся образ жизни, регулируемый особыми социальными нормами и правилами. В становлении норм наряду с наукой не менее важная роль принадлежит мифологии, религии, искусству, политике, другим формам общественного сознания и общественной практики. С другой стороны, социальная педагогика теснейшим образом смыкается с народной педагогикой.

Как область практической деятельности социальная педагогика непосредственно определяется политикой, проводимой государством. Совершенствование нормативно-социальной практики в дальнейшем происходило под влиянием основных мировых религий. Именно религия долгое время задавала основные алгоритмы должного и возможного поведения. Впоследствии эти алгоритмы начали разрабатываться и искусством, и наукой, и другими формами общественного сознания, в какой-то мере направляемые политикой. Под ее влиянием социум претерпевает существенные изменения. Семья как родовая ячейка, природная основа общества обретает свои социальные очертания в форме брака. Возникает понятие двора как особого социокультурного пространства гражданского воспитания, сочетающего в себе разные социальные требования государства и социальной общины. Но самое главное состоит в том, что целенаправленная социальная политика и ее реализация позволяют конструировать социальную действительность. При этом социальная педагогика становится одной из отраслей социальной инженерии. Она выступает важнейшим средством создания и укрепления гражданского общества, основы которого в США и Европе существенно различаются. Соответственно и представление о предмете и объекте социальной педагогики, ее целях и задачах принципах и специфике тоже различаются.

Благодаря социокультурной составляющей, ее ценностно-нормативному характеру, образовательная среда оказывает на ребенка двустороннее воздействие: снизу и сверху. Воздействие снизу носит, как правило, стихийный характер, а воздействие сверху — управляемый.

К родовой общине относятся родительские, родственные, соседские, товарищеские и другие связи, к социальной организации — детские сады и ясли, различные детские организации, дома творчества и т. д., имеющие все признаки социального института. Своего рода посредниками между родовыми и социальными общностями выступают детские площадки, парки, скверы, дворы.

Главной особенностью социокультурной составляющей образовательной среды является ее смысловой, символический характер, с помощью чего дети, юноши и девушки, взрослые люди не просто отражают внешний мир, но и сами участвуют в его создании. Окружающая среда имеет для них символическое значение.

В игровой деятельности с помощью жестов, мимики, пан-томимы, театрализованных ролей ребенок создает различные образы, выражая таким способом свою значимость, усваивает социальные роли, как бы воспроизводит вторую свою природу в виде некой «личины», входя в те или иные образы. С этой второй природой и имеет, как правило, дело социальный педагог. Отсюда и специфика предмета, и объекта социальной педагогики.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...