Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Права авторов произведений науки, литературы, искусства



Зад-1пункт

В результате создания произведения автор приобретает ряд прав личного неимущественного и имущественного характера. Эти права в авторском законодательстве именуются исключительными. Исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения.

Виды авторских прав.

К личным неимущественным правам относятся:

1. Право авторства. В юридической науке право авторства характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется произведение кем-либо или нет. Для признания лица автором произведения не требуется выполнение каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиате), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Право авторства неразрывно связано с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Конечно, и после смерти автора оно признается и охраняется, но уже как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Из права авторства вытекают и все остальные права.

2. Право на авторское имя. Согласно ст. 15 ЗоАП автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Право на авторское имя, как и право авторства возникает из самого факта создания произведения и не может быть передано кому-либо другому, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.

Автор помещает свое имя на обложке, афише, в титрах или объявлять его перед исполнением. Как уже говорилось, существует три способа осуществлять свое право на авторское имя. Подлинное имя указывается как в полном объеме (Ф.И.О.), так и частично (инициалы и фамилия, имя и фамилия). Если произведение подписывается только инициалами, то оно считается анонимным. При опубликовании коллективного произведение имена указываются в той последовательности и форме, которая оговорена соавторами. В спорных случаях их располагают в алфавитном порядке. При использовании произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая согласована с автором оригинала. Нарушением права на имя в данном способе его будет неуказание имени, а так же его искажение. Право на имя может быть нарушено при цитировании чужих произведений, без указания источника заимствования.

Следующий способ обозначения авторского имени – псевдоним.М. Горький, А.Ахматова, Д.Бедный вошли в историю под вымышленными именами. Псевдоним может быть любой (если он не нарушает нормы нравственности и не носит оскорбительный характер). Псевдоним не должен искажаться. Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия.

Иногда автор вовсе не указывает своего имени. Обнародование произведение без имени автора не значит, что автор отказывается от своих авторских прав. Но проблема в том, что доказать авторство на анонимное произведение трудно. Обычно оно подтверждается организацией которая использовала произведение и знает имя автора. Как и псевдоним, аноним может быть раскрыт без согласия автора только по запросу суда.

Наряду с создателями произведений правом на обозначение своего имени могут пользоваться организации, если произведение было создано по их созданию.

3. Право на защиту репутации автора. Автор заинтересован, чтобы его произведение было обнародовано и в дальнейшем использовалось в том же виде в котором автор признал его достойным для представления обществу. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержание данного права состоит в том, что при создании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие либо изменения как в само произведение, так и в его название, и кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать его произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и другими пояснениями. В частности нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, менять местами главы, нарушать целостность произведения и т.п. Это право также возникает с момента создания произведения и прекращается со смертью автора. Любые изменения вносятся с письменного согласия автора Изменения, вносимые в коллективные произведения должны согласовываться с каждым из соавторов. Если хотя бы один из соавторов возражает против изменений, то произведение не может быть изменено. Не считаются нарушением прав репутации автора отрывки с информационными целями (например реклама кинофильма), критика, пародии. Право на защиту репутации автора не переходит по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав. Это выражается в том, что например, автор может дать согласие внести изменение в произведение, а наследники нет. (их права носят только охранный характер, следить за тем, чтобы произведение не искажалось). Права наследников права защиты репутации автора сроком не ограничиваются, если у автора нет наследников, то эту функцию берет на себя государство.

4. Право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность этого права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор решает два вопроса: во-первых, готово ли его произведение для доведения до определенного круга лиц; во-вторых, решается вопрос о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародование зависит от вида произведения и от желания самого автора. (Например, литературное произведение можно опубликовать, публично исполнить, передать в эфир).

При жизни автор сам решает вопрос об обнародовании произведения, никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Если произведение коллективное, то согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Согласно ст.15 п.2 ЗоАП автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения и публично оповестить о его отзыве. Но автор должен возместить пользователю убытки, которые он понес в результате такого решения, включая упущенную выгоду. (например изготовленные экземпляры произведения изымаются из обращения за счет автора). При отзыве произведения автор не обязан обосновывать свое решение. Здесь есть одна тонкость, автор не может потребовать вернуть ему материальный носитель произведения, если он стал объектом права собственности другого человека. (Например, автор не может потребовать вернуть созданную им картину, у их новых владельцев). В отличие от остальных неимущественных авторских прав право на обнародование может переходить к другим лицам (наследникам). Если автор не дал согласие на обнародование произведения при жизни, то наследники решают этот вопрос по своему усмотрению.

Имущественные права авторов:

Право на использование произведения дает возможность автору самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использование. Открывая возможность доступа третьим лицам автор определяет те способы, с помощью которых его произведение будет использовано.

В соответствии с п.2 ст. 16 ЗоАП исключительные права автора на использование произведение означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

- воспроизводить произведение;

- распространять экземпляры произведения любым способом;

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

- публично показывать произведение;

- публично исполнять произведение;

- сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир;

- переводить произведение;

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение;

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение. После смерти автора эти имущественные права переходят к наследникам, по усмотрению которых осуществляется доступ к произведению других лиц.

1. Право на воспроизведение и право доступа. Право на воспроизведение,

есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, неразрывно связано право доступа. Сущность этого права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения.

2. Право на распространение и право на импорт. Это право заключается в том, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Закон распространяется только на те произведения, которые зафиксированы на материальном носителе.

Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат – это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения коммерческой выгоды. Экземпляры могут передаваться третьим лицам и бесплатно (библиотеки).

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается дальнейшее их распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16 ЗоАП). Это значит, что согласие автора требуется только на первую продажу экземпляров произведения, дальше они циркулируют в гражданском обороте свободно, не нарушая авторских прав. Собственник экземпляра может свободно его продать, подарить, обменять, но он не имеет права без согласия автора сдавать его в прокат, так как данное право сохраняется за автором.

Право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны может свободно там использоваться. Если ввоз экземпляров произведения не имеет цель распространения т.е. продажи (для личных нужд, участие в выставке), то автор не вправе его запретить.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 531 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...