Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пути оптимизации механизма расторжения брака в судебном порядке



Сюда лучше перенести заключение, а заключение новое.

Не надо расписывать про суд вновь.

Семейный кодекс РФ устанавливает процедуру, согласно которой суд обязан расторгнуть брак только при существовании у супруга-истца права на развод. Поэтому суд должен выяснить, произошел ли фактический распад брака, служащий основанием возникновения права на развод, и не наступило ли обстоятельство, с которым закон связывает прекращение этого права (например, смерть супруга-ответчика).

Достаточным доказательством фактического распада брака считается выраженное супругами перед судом взаимное согласие на расторжение брака. В случае отсутствия такого согласия факт распада брака, а стало быть, и возникновения права на развод доказывается истцом с соблюдением соответствующих предписаний гл. 6 ГПК РФ. Если приведенные им доказательства, по мнению суда, не подтверждают этого факта, то последний может принять меры к примирению супругов (например, провести с ними примирительную беседу) и (или), отложив разбирательство дела, назначить супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Брак признается фактически распавшимся, а притязание на развод возникшим, если, несмотря на принятые судом меры и (или) истечение срока, назначенного супругам для примирения, хотя бы один из них настаивает на расторжении брака. Отсутствие обстоятельств, вызывающих прекращение притязания на развод, устанавливается судом на основании сведений, которые ему сообщают участвующие в деле лица[42].

При этом не принимается во внимание предшествовавшее рассмотрению бракоразводного дела поведение ответчика, которое свидетельствует о его желании сохранить брак, например его отказ от заключения соглашения о прекращении состояния супружества или неявка без уважительной причины в назначенное время в орган записи актов гражданского состояния для государственной регистрации этого соглашения.

В связи с назначением срока для примирения разбирательство дела о расторжении брака может быть отложено судом несколько раз. Однако общий период, назначенный супругам для примирения, не должен выходить за рамки установленного законом трехмесячного срока.

Супруг-ответчик может защищаться против супруга-истца как материальными, так и процессуальными возражениями.

Материальное возражение есть право лица (в нашем случае - супруга-ответчика) воспрепятствовать путем заявления несогласия осуществлению направленного против него права (в нашем случае - притязания супруга-истца на развод). Примером такого возражения может служить право мужа ссылаться на обещание жены не заявлять свое притязание на расторжение брака до тех пор, пока он не устроится на работу, если работодатель отдает предпочтение соискателям, состоящим в браке. В ходе бракоразводного процесса материальные возражения супруга-ответчика, так же как и любые другие материальные возражения, не принимаются судом во внимание по долгу службы, а должны быть заявлены управомоченным.

Материальное возражение обычно противостоит требованию, которое осуществляется не актом судебного решения, а действием гражданина или юридического лица (например, требованию о предоставлении денежной суммы). В этом случае обязанный по требованию и тот, против кого оно направляется, совпадают в одном лице. По-иному дело обстоит с преобразовательным притязанием, частным случаем которого служит притязание на развод. Как мы уже знаем, притязание на развод связывает истца не с ответчиком, а с судом. С учетом того что через осуществление этого притязания суд прекращает состояние супружества независимо от желания ответчика, оно может быть охарактеризовано как притязание, направленное против ответчика, т.е. лица, против которого осуществляется защита[43].

Под процессуальным возражением понимается ссылка лица на то, что направленное против него право не существует. Супруг-ответчик может противопоставить супругу-истцу процессуальное возражение о том, что право супруга-истца на развод не возникло, поскольку брак фактически не распался, или уже прекратилось (например, вследствие прекращения брака через одностороннюю сделку супруга-ответчика). Факты, указывающие на то, что истец пытается реализовать против ответчика несуществующее право, в том числе право на расторжение брака, должны учитываться судом по долгу службы.

В ст. 17 СК РФ, совпадающей по содержанию со ст. 31 Кодекса о браке и семье РСФСР, сказано, что муж не вправе возбуждать дело о расторжении брака без согласия жены во время ее беременности и в течение одного года после рождения ею ребенка. Это означает, что в данном случае для возникновения у мужа права на предъявление иска о расторжении брака требуется согласие жены на возбуждение бракоразводного процесса. Такое решение нельзя признать удачным, потому что оно создает возможность возбуждения бракоразводного процесса при отсутствии у мужа права на предъявление иска. Ведь обстоятельства, подтверждающие наличие или отсутствие у истца этого права, должны поддаваться проверке судом на момент подачи искового заявления. Но к этому моменту сама жена может не знать о своей беременности. Если это имеет место и жена не согласна на возбуждение бракоразводного процесса, то, несмотря на отсутствие у мужа права на предъявление иска, суд на основании ст. 17 СК РФ будет вынужден возбудить бракоразводный процесс.

Кроме того, придерживаясь текста ст. 17 СК РФ, суд должен отказать мужу в возбуждении дела о разводе и тогда, когда жена не обосновывает свое несогласие беременностью или недавними родами. Однако отсутствие такого обоснования может означать, что жена в принципе не желает ссылаться на эти обстоятельства (например, ввиду того что ребенок рожден ею не от мужа), а ее несогласие на возбуждение бракоразводного процесса вызвано иной причиной (например, тем, что она планировала прекратить брак через договор с супругом). В рассматриваемой ситуации цель предписания ст. 17 СК РФ остается недостигнутой.

Сказанное позволяет утверждать, что возникновение у мужа права на предъявление иска о расторжении брака не должно зависеть от согласия жены, даже если она беременна или не истек один год с момента рождения ею ребенка. Что касается интересов жены, то в этом случае они могли бы быть обеспечены путем введения в СК РФ предписания, позволяющего ей защищаться против притязания мужа соответствующим материальным возражением.

Поскольку решение супруга о прекращении брака носит сугубо личный характер и рассмотрение дела о разводе предполагает выяснение интимных подробностей жизни мужа и жены, они должны лично участвовать в бракоразводном процессе. Поэтому расторжение брака через представителя не допускается; но при недееспособности супруга дело о его разводе может вести опекун. Как исключение следует рассматривать и разбирательство бракоразводного дела в отсутствие одного из супругов; такое разбирательство возможно, если, например, ответчик не является в судебное заседание по неуважительной причине[44].

Из необходимости личного участия супругов в процессе о расторжении брака исходила и советская судебная практика.

Согласно ст. 40 КоБС РСФСР, которая действует в отношении браков, расторгнутых до 1 мая 1996 г., состояние супружества считается прекратившимся со дня государственной регистрации органом записи актов гражданского состояния судебного решения о расторжении брака. Это предписание приводит к неприемлемому выводу, что вступившее в законную силу преобразовательное решение суда о расторжении брака само по себе ничего не преобразует. Правильное решение вопроса о моменте прекращения брака при его расторжении содержится в п. 1 ст. 25 СК РФ, который приурочивает этот момент к моменту вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

Установление момента прекращения брака при его расторжении имеет очень важное правовое значение, поскольку именно с этого времени между супругами прекращаются личные и имущественные правоотношения, возникающие со дня государственной регистрации заключения брака в органе ЗАГСа, за исключением случаев, предусмотренных законом. В ст. 25 СК РФ момент прекращения брака определен с учетом применявшегося порядка расторжения брака (то есть в органах загса или в суде)[45].

Если брак расторгается в органах ЗАГСа, то согласно п. 1 ст. 25 СК РФ он считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Основаниями для государственной регистрации расторжения брака в органах ЗАГСа являются: совместное заявление супругов, заявление одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет[46].

При расторжении брака в судебном порядке он прекращается со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано и опротестовано. Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не было отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом[47].

Положения п. 1 ст. 25 СК РФ о моменте прекращения брака при его расторжении в судебном порядке являются принципиально новыми в семейном законодательстве, так как ранее в соответствии со ст. 40 КоБС брак считался прекращенным при его расторжении как в органах ЗАГСа, так и в суде, только со времени (момента) регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния. Причем КоБС не требовал от разведенных супругов произвести регистрацию решения суда о расторжении брака в определенный срок, они могли обратиться в орган загса для этого в любое время и до этого, момента брак считался юридически существующим. Законом не предусматривалось также и принудительное исполнение судебных решений о расторжении брака. Установленный ст. 345 ГПК трехлетний срок для принудительного исполнения решений по гражданским делам не применялся по делам о расторжении брака. Все это на практике вносило неопределенность во взаимоотношения супругов и порождало ряд проблем. Установление п. 1 ст. 25 СК нового правила по определению момента прекращения брака при его расторжении в суде привело к устранению неопределенности в регулировании брачно-семейных отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 169 СК РФ п. 1 ст. 25 СК РФ, устанавливающий момент прекращения брака при его расторжении в судебном порядке со дня вступления решения суда в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. В этой связи брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака (то есть решения суда о расторжении брака) в книге регистрации актов гражданского состояния по заявлению как обоих супругов, так и одного из них. Государственная регистрация расторжения брака в этом случае может производиться в любое время независимо от срока, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака, в связи с тем, что как ранее ст. 40 КоБС, так и сейчас Закон об актах гражданского состояния не устанавливают обязанность разведенных супругов зарегистрировать развод в органах ЗАГСа в строго определенный срок.

При расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. действуют новые правила по государственной регистрации расторжения брака. Согласно п. 2 ст. 25 СК РФ суд обязан направить выписку из решения о расторжении брака в орган ЗАГСа по месту государственной регистрации заключения брака. Причем данная выписка должна быть выслана в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В ней обязательно должны содержаться сведения, необходимые для регистрации развода в органах ЗАГСа в книге регистрации актов гражданского состояния (время регистрации брака, номер актовой записи, наименование органа, зарегистрировавшего брак, число общих детей до 18 лет). Государственная регистрация расторжения брака производится органами ЗАГСа по месту государственной, регистрации заключения брака на основании полученной выписки из решения суда о расторжении брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления как обоих, так и одного из супругов, или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано как в устной, так и в письменной скорме. Бывшие супруги (каждый из них) или опекун недееспособного супруга вправе в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака. Следует иметь в виду, что государственная регистрация расторжения брака в данном случае носит лишь удостоверительный характер и закон с нею более не связывает момент прекращения брака[48].

Несмотря на то, что брак, расторгаемый в суде, прекращается со дня вступления решения суда в законную силу, супруги (уже бывшие) не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе ЗАГСа по месту жительства любого из них. Для получения свидетельства о расторжении брака необходимо представить выписку из решения суда и квитанцию об уплате установленной судом суммы государственной пошлины. Размер государственной пошлины за регистрацию расторжения брака по решению суда и выдачу свидетельства составляет однократный размер минимального размера оплаты труда с каждого из супругов (подп. 2 п. 5 ст. 4 Закона о государственной пошлине).

Правовые последствия расторжения брака состоят в прекращении на будущее время личных и имущественных правоотношений, существовавших между супругами во время брака. При этом одни правоотношения прекращаются сразу после развода, другие могут быть сохранены либо по желанию супруга (например, сохранение брачной фамилии — ст. 32 СК РФ; выплата компенсации супругу за расторжение брака по инициативе другого супруга согласно брачному договору — ст. 42 СК РФ) либо в силу прямого установления закона. Так, в силу закона нуждающийся нетрудоспособный супруг сохраняет право на получение содержания от бывшего супруга, если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака. Сохранение брачной фамилии зависит от усмотрения супруга, принявшего фамилию другого супруга при заключении брака.

С прекращением брака перестает действовать законный режим имущества супругов, то есть режим их общей совместной собственности, но при условии, что супруги разделили совместно нажитое в браке имущество. Если супруги не разделили общее имущество, то и после развода оно продолжает оставаться общим с соответствующим правовым режимом, так как было нажито во время брака. Сам по себе развод без раздела имущества не может превратить общую совместную собственность супругов в долевую или в раздельную собственность. К требованиям разведенных супругов о разделе общего имущества применяется трехлетний срок исковой давности. Течение трехлетнего срока исковой давности по этим требованиям начинается со дня, когда разведенный супруг узнал или должен был узнать о нарушении его права на общее имущество (например, другой супруг продает общее имущество без его согласия). В связи с расторжением брака не может действовать установленная ст. 35 СК РФ презумпция согласия супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом другим супругом. Для совершения одним из разведенных супругов сделки по распоряжению общим имуществом требуется ясно выраженное согласие другого собственника имущества, то есть разведенного супруга.

Возможна ситуация, что после расторжения брака супруги проживают вместе и приобретают какое-либо имущество. В таком случае приобретаемое ими имущество становится объектом личной (частной) собственности каждого из разведенных супругов или их общей долевой собственностью.

С расторжением брака супругами утрачиваются и другие права, предусмотренные иными отраслями права: право на получение наследства по закону после смерти бывшего супруга; право на пенсионное обеспечение в связи с потерей супруга по установленными законом основаниям.

Правовые последствия расторжения брака следует отличать от правовых последствий признания брака недействительным. Недействительным признается брак, заключенный с нарушением условий, установленных в законе, а также фиктивный брак (ст. 27 СК РФ). Такой брак не порождает правовых последствий с момента его заключения, за исключением случаев, предусмотренных в законе (все эти исключения касаются добросовестного супруга — ст. 30 СК РФ). Расторгается же только действительный брак. Правовые отношения, порождаемые действительным браком, прекращаются на будущие время, а отдельные из них продолжают существовать и после расторжения брака.

Таким образом, правовые последствия прекращения брака через осуществление притязания супруга на развод совпадают с правовыми последствиями, наступающими в результате прекращения брака по другим основаниям при жизни обоих супругов. Проблемы исследования разводимости с социологических и правовых позиций приобретают особую актуальность в условиях непростой демографической ситуации и глубокого затяжного кризиса семьи в России. В социологической и юридической науке под разводимостью понимается массовое увеличение числа разводов, обусловленное кризисным положением института семьи.3 Актуальность данной проблематике обеспечивает также наличие в семейно - брачных отношениях иностранного элемента. Открытость границ России создала возможность не только вступления в брак с гражданами дальнего и ближнего зарубежья, но и привнесла необходимость более широкого использования инструментария международного частного права для решения вопросов, связанных с расторжением брака.

Сравнительный анализ бракоразводного законодательства РФ и стран континентальной правовой семьи позволяет выявить общие тенденции правового регулирования, а так же присущие каждой из стран особенности института расторжения брака. Бракоразводное законодательство отдельных европейских стран содержит ряд принципов, подходов и методов, позволяющих смягчить остроту ситуации, обычную при расторжении брака и защитить интересы детей и каждого из супруговЕсли супруги заключили брачный договор, согласно которому возникновение права бывшей жены на получение содержания от бывшего мужа поставлено в зависимость от того обстоятельства, что инициатором расторжения брака будет являться муж, то расторжение брака по инициативе жены не приводит к возникновению у нее права на получение содержания.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...