Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модуль 5. Развитие и социализация личности в семье. Педагогическая поддержка семьи



5.1. Воспитательная значимость внутрисемейных отношений

Понятие «потенциальность» (латинское роtentia – скрытая сила) определяется в Логическом словаре как возможность, наличные силы, которые могут быть пущены в ход и использованные. Потенциал – внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и само-развития в качестве определенной целостности, системы. Это, можно сказать, измеритель степени мощи, силы того или иного явления, его влияния на окружающие предметы, процессы и т.д.

Понятие «потенциал» применимо к характеристике каждого конкретного общества и его отдельных сторон: говорят об экономическом, политическом, нравственном, техническом, научном потенциале и т.д. Применительно к семье также можно говорить о ее потенциале в целом, а вместе с тем и о ее экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродуктивном и о воспитательном потенциале.

Воспитательный потенциал внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно. Они изменяются вместе с изменением функциональной деятельности семьи, прекращением или ослаблением одних функций и возникновением или усилением других. Конкретно-исторический характер воспитательных возможностей семьи, в конечном счете, детерминирован конкретно-историческим характером общественных и прежде всего производственно-экономических отношений.

Воспитательный потенциал семьи обусловленная общественными отношениями степень развитости ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

Формирование личности процесс становления и развития человека как общественного существа. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в плане духовно-практической деятельности родителей, направленной на привитие детям определенных качеств, но и те, которыми обладает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Диалектико-материалистический подход к формированию личности требует учитывать их воздействие в единстве и взаимной связи. Всякая недооценка микросредовых условий приводит к педагогическому волюнтаризму, к идеалистической, в конечном счете, точке зрения, что все зависит от воспитания. Опасен, однако, и вульгарный социологизм, находящий выражение в абсолютизации микросредовых условий и недооценке воспитательной деятельности взрослых. Поэтому определение возможных направлений совершенствования процесса формирования личности в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих состояние как семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны родителей.

Выделение основных факторов воспитательного потенциала семьи имеет свои сложности и свою историю. Уже в первых исследованиях 20-30-х гг. XX в. мы находим требование всестороннего, комплексного подхода к изучению воспитательных возможностей семьи. Так, по мнению А.С. Дурново, такой подход должен включать исследования: 1) уровня производственно-трудового окружения; 2) материальной обеспеченности; 3) жилищных условий; 4) обеспечен-ности питанием; 5) санитарно-гигиенических условий; 6) режима; 7) характера взаимоотношений взрослых и детей; 8) культурного уровня; 9) общей направленности жизни семьи.

Несколько иной подход наблюдается у исследователей в наше время. Если ранее на первый план выдвигались факторы материального порядка, что было вполне естественно в те трудные для страны годы, то теперь акценты делаются на факторы духовного порядка (нравственный и эмоционально-психологический климат семьи, педагогическая культура взрослых, их образование и т.д.).

Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е.В. Бондаревская, например, считает «личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумную организацию свободного времени и досуга семьи».

С подробным перечислением компонентов воспитательного потенциала семьи мы встречаемся у И.В. Гребенникова. К ним он относит: «материальные и бытовые условия; численность и структуру семьи, ее нравственный и эмоционально-психологический климат; уровень развитости семейного коллектива; характер отношений между его членами; трудовую атмосферу семьи; жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи; наличие свободного времени и характер организации семейного досуга; личный пример родителей; возможность использования средств массовой информации и культуры; систему и характер внутрисемейного общения и общении семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи (в первую очередь матери и отца); распределение педагогических сил в семье; семейные традиции; особенности профессионального опыта родителей.

Несомненно, все перечисленные факторы, как и целый ряд других, влияют на воспитательный потенциал семьи и требуют внимания исследователей. Столь же очевидно, однако, что не все они сопоставимы по своей сложности, содержанию, а главное – по актуальной значимости (например, характер отношений между членами семьи и материально-бытовые условия, личный пример родителей и особенности их профессионального опыта).

Наиболее существенным в современных условиях (и в перспективе) становится выделение и анализ наиболее значимых факторов, по отношению к которым воспитательный потенциал семьи оказывается наиболее чутким.

Представляется, что каждый из выделенных факторов должен обладать относительной самостоятельностью, проявляющейся в его специфических особенностях, в выполнении своей особой функции. Выделяемые факторы должны также быть сопоставимы по своей сложности и актуальной значимости. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказываются как на функционировании других, так и на воспитательных возможностях семьи в целом, ведет к заметным качественным изменениям ее воспитательных возможностей, а в ряде случаев делает семью и вовсе несостоятельной в воспитательном плане. И наоборот, наличие и органическое единство всех факторов, их необходимая развитость способны обеспечивать адекватность воспитательного потенциала семьи условиям формирования личности ребенка в духе, отвечающем общественным требованиям. К числу таких наиболее важных факторов относятся:

а) внутрисемейные отношения (между супругами, родителями и детьми);
б) нравственный пример родителей;

в) организация жизнедеятельности семьи;

г) численность и состав семьи;

д) уровень педагогической культуры родителей и их образования;

е) степень ответственности старших за воспитание детей.

С выделением этих факторов, анализом тех специфических воспитательных возможностей и механизмов, которыми каждый из них обладает, прежде всего, связана выработка педагогически рациональной социальной тактики и стратегии, направленной на активизацию процесса формирования личности в семье.

Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает выделение его ведущего компонента. Им, несомненно, являются внутрисемейные отношения, ибо семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с классовыми, национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В первую очередь это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми. Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению особенностей их влияния на формирование личности, следует остановиться на характеристике воспитательного потенциала внутрисемейных отношений вообще.

Внутрисемейные отношения – первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. В них как бы фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений – их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей.

Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание (разумеется, в рамках нравственно здоровой семьи) наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Одна из особенностей внутрисемейных отношений состоит, как известно, в том, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными интервалами.

Таким образом, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и, как отмечают психологи, является одной из самых фундаментальных высших социальных потребностей личности.

Только на основе общения возможно становление самосознания личности, осознание собственного «я». Потребность в общении появляется у ребенка едва ли не с самого момента рождения. Психологи утверждают, что без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Обращает на себя внимание при этом отмеченная многими психологами, педагогами и детскими врачами любопытная деталь: нормальное социальное и психическое развитие ребенка в возрасте от
4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается, кроме того, в постоянном и личном контакте с одним лицом. Прекращение данного контакта на продолжительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Поэтому все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического и нравственного развития, а всякая искусственная изоляция от взрослых – тормозом его.

Жесткая изоляция ребенка от мира взрослых и общения с ними чревата торможением, а нередко и затуханием той программы человеческих качеств, которая заложена в нем с момента рождения. Об этом ярко свидетельствуют известные науке факты, когда в силу тех или иных трагических обстоятельств малолетние дети оказывались «воспитанниками» диких зверей: волков, медведей и даже самки леопарда. Все они, как известно, не только не обладали какими-либо человеческими умениями (бегали на четвереньках, питались сырым мясом, не
обнаруживали никаких навыков к труду и т.д.), но и оказывались неспособными овладеть житейским опытом, несмотря на тщательные усилия воспитателей. Попытки вернуть их в общество людей заканчивались неудачей. Вымышленный Киплингом образ Маугли всего лишь занимательная сказка, ничего общего не имеющая с действительностью.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья – как посредством его постоянного общения с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, которые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.д.).

Важно также и то, что «семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым являются родители, поскольку они разного пола, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации детских воспитательных учреждений и, следовательно, одностороннего, только женского влияния на психику детей, т.е. ни одно детское воспитательное учреждение не в силах, как нам представляется, воспроизвести семейное общение даже в том идеальном случае, если в будущем, на каждые 8-10 детей будет приходиться по одному воспитателю.

Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения, а следовательно, и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. Однако наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития
ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, т.е. глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органического слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, сердечность, отзывчивость, солидарность, искренность, доверие, взаимное понимание, чуткость и забота друг о друге. Совокупность этих духовных ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между членами семьи, и составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность семейных отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и которая играет незаменимую роль в формировании личности.

Близость уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми). Уникальна и неповторима она потому, что окрашена той любовью и привязанностью, которые свойственны только отношениям родных и дорогих друг другу людей. Будучи характеристикой семейных отношений, близость в то же время и совершенная воспитательная ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, сердечность, взаимное понимание, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих и т.д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств. О том, что детям больше всего нужна любовь преданных родителей, говорит известный американский врач Бенджамин Спок.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

Атмосфера семьи – та арена, где у ребенка формируется способность к сопереживанию, способность чувствовать как огорчение и боль, так и радость другого будто свои собственные. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека,– писал в этой связи В.А. Сухомлинский,– все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Тут нужно искать эмоционально-эстетический корень благородной духовной потребности в человеке». Социальная значимость этих качеств состоит в том, что их проявление не ограничивается рамками семьи, взаимоотношениями с родителями. Он переносит их не только на родных и близких, но и на других людей.

Интимно-эмоциональная атмосфера семьи, ее уникально-неповторимый микроклимат, характеризующийся нравственно-задушевной выразительностью, полноценностью человеческих отношений, играют немаловажную роль в формировании таких качеств, как верность своему долгу, высокая ответственность человека, справедливость, мужество, смелость, без которых невозможно становление активной жизненной позиции.

Нравственно-эмоциональная полноценность семейных отношений, их теплота позволяют говорить о семье как о той среде, где дети учатся чувствовать, а затем сознавать такие понятия, как верность, преданность своему идеалу, непримиримость к измене, вероломству, предательству. Переживание ребенком уже в раннем возрасте своей причастности к семье, к своему дому является хорошей школой патриотического воспитания.

Особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка, как убедительно показали психологические исследования, играет его близость с матерью, материнская забота о нем в первые годы жизни.

Материнская любовь и забота – наиболее желательные источники удовлетворения чувств ребенка, стимулятор его психосоциального и даже физического развития. Именно в этом заключается одно из самых важных преимуществ семейного воспитания перед другими воспитательными институтами. Такой вывод вытекает из ряда сравнительных исследований детей, воспитываемых матерями, и детей, лишенных материнского влияния и заботы. Среди них, пожалуй, наиболее впечатляют исследования, зафиксировавшие результаты материнского влияния не в обычных, а в экстремальных условиях.

Отсутствие материнской заботы либо ее длительное лишение ведет к тому состоянию ребенка, которое обозначается понятием «психическая депривация».

Психическая депривация – отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы либо ее длительным лишением.

Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшие из которых – интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец и другие члены семьи), родительская и прежде всего материнская любовь, внимание и забота. Это естественные, имманентно присущие ей стимуляторы, наиболее полно отвечающие потребностям развития ребенка, его эмоционального мира и культуры, богатейшего спектра высших человеческих чувств. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности»,– подчеркивал В.А. Сухомлинский. Личность с разносторонними чувствами глубже переживает происходящее, искренне выражает свое отношение к положительному или отрицательному, активно борется за достижение избранных идеалов. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши,– писал К.Д. Ушинский,– не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Богатство эмоционального мира ребенка, закладываемого семьей, – важнейшая предпосылка глубокого и прочного освоения нравственных нормативов. Давно доказана односторонность нравственного интеллектуализма, согласно которому знание нравственных норм способно
обеспечить поведение человека. Нравственное убеждение как основа реального нравственного поведения – продукт не просто воспринятых и понятых принципов и норм морали; оно является одновременно обобщением эмоционального опыта, образующего систему нравственных чувств.

Нравственные чувства – необходимый компонент такого сложного психологического феномена, как нравственное отношение, представляющее «образование, в котором налицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию)...».

Формируя у ребенка определенное эмоционально-психическое состояние, семья тем самым закладывает необходимую основу его нравственного развития, во многом определяет будущую моральную позицию личности, подготавливая процесс интеграции социальных образцов поведения.

Обладая особыми возможностями в формировании эмоциональной культуры личности, семья тем самым создает предпосылки для развития ее индивидуальности, ибо ничто в такой мере не выражает ее субъективный мир, как чувство.

Иными словами, вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности уникален. Он становится особенно ощутимым в настоящее время, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения таким образом – важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.

Воссоздание таких семейных связей, а следовательно, соответствующих стимуляторов развития в полном объеме в детском учреждении невозможно потому, что взаимодействие «мать – ребенок» уникально и, кроме того, для него необходима не только мать, но и отец. Иными словами, можно говорить о той или иной форме компенсации материнского влияния в отношении отдельных детей или их групп, но не о его замене, тем более в масштабах всего общества, даже при самой высокой форме его организации.

Всякая попытка полностью передать воспитательную функцию семьи детским воспитательным учреждениям – акт противоестественный. Если бы общество решилось на этот шаг, оно помимо всего прочего поставило бы себя перед риском угасания самого родительского чувства. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что потребность в «витаминах любви» легче всего утолить в системе учреждений общественного воспитания и что достаточно для этой цели лишь привлечь к обслуживанию детворы и шефству над такими учреждениями самих матерей и ласковых бабушек, располагающих необходимым свободным временем и влечением к малым детям. Прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «Чувства нельзя заменить никакими материальными благами, никаким, даже самым разумным, распорядком или режимом. Кроме хорошего коллектива у ребенка должен быть самый дорогой человек, для которого рождение, развитие, каждый шаг духовной жизни ребенка – высшая радость».

Действительно, трудно назвать детство полным и радостным даже тогда, когда ребенок находится в идеальных материальных условиях, но не имеет своей семьи и той теплоты, внимания и заботы, которые способна дать только она. Совершенно естественна и вместе с тем показательна та повсеместно наблюдаемая тяга детей, потерявших родителей, к семейной среде. И совсем не случайно возникают поощряемые и санкционируемые обществом различные формы добровольного шефства отдельных лиц и семей над воспитанниками детских домов и интернатов, которые в какой-то мере компенсируют ребенку отсутствие родителей. Более того, в различных странах идет настойчивый поиск воспитательных форм, которые смогли бы в какой-то мере дать тепло семейного очага детям, которые в силу каких-то причин оказались лишенными его.

Таким образом, нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений – уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего эквивалента. Поэтому трудно согласиться с теми представителями общественной мысли, которые допускают возможность замены репродуктивной функции семьи биогенетическими способами продолжения человеческого рода, а воспитательной функции семьи – платными профессиональными родителями. Недооценка семейного воспитания либо взгляд на него как на явление преходящего характера имеют место, к сожалению, и в нашей стране.

Таким образом, каждая семья имеет как общее, касающееся всех семей, так и свой, только ей присущий уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их нравственной и духовной культуры, а в классовом обществе – и от их классовой принадлежности. Поэтому воздействие семьи на ребенка специфично в каждом отдельном случае.

5.2. Роль супружеских отношений в формировании личности ребенка

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. Через них в первую очередь воздействует на семью, на весь строй ее жизни материальная жизнь общества, господствующий в нем способ производства. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. На это обстоятельство было обращено внимание давно. Воспитательная значимость отношений между
супругами неоднократно подчеркивалась В.А. Сухомлинским. «В хорошей семье, – писал он,– где мать и отец живут в согласии, где господствуют чуткие отношения к слову … перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному. Если вера эта разрушена, в детскую душу ворвется трагедия, горе. Нет ничего опаснее для семьи, для школы, для нравственной полноты жизни нашего общества, чем ребенок – страдающий, несчастный – на обломках своей веры». Вывод выдающегося педагога подтверждается многочисленными исследованиями.

Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена в таких (с точки зрения ее структуры) типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Проведенные сравнительные исследования, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, проявляют заботу о родителях; структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации супружеских отношений.

Важнее, однако, в интересующем нас аспекте выделение типов семьи с согласованными и дезорганизованными супружескими отношениями и их различными модификациями. И первые, и вторые свойственны как демократическому, так и авторитарному типу семьи. Именно по отношению к ним, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, оказывается наиболее чувствительным психическое, нравственное и умственное развитие ребенка.

Не пройдя с ранних лет школы доброты, человечности, сердечности, чуткости, отзывчивости, а этой школой, по словам В.А. Сухомлинского, может быть «только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец – отца и матери», ребенок лишается морального иммунитета против зла.

Состояние супружеских отношений – главная детерминанта, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта. Исследования свидетельствуют, что в счастливых браках семейные обязанности (включая воспитательные) в большинстве случаев выполняют оба супруга (52,92%), а в неудачных эти обязанности чаще всего целиком или почти целиком несет на себе жена (56,56%). В счастливой семье легче реализуется единство воспитательных воздействий на ребенка, которые носят более последовательный, систематический и целенаправленный характер. В дезорганизованной семье такое единство достигается значительно труднее, чаще наблюдается разнобой в родительских требованиях. Отец и мать в таких семьях нередко ведут борьбу за влияние на детей, прибегая к «подкупу». Ребенок учится ловчить, добиваться своих желаний любыми средствами. Кроме того, из-за занятости супругов выяснением своих отношений падает внимание к детям, к организации их учебного труда, ослабевает контроль за их поведением. Отсюда у детей неудача в школе, которая ведет к потере веры в себя, появлению чувства неполноценности, заниженному представлению и пониманию жизненных перспектив, осложнению самого процесса формирования жизненной позиции.

Известным индикатором воспитательных усилий в различных типах семей может служить наличие или отсутствие у родителей четкой программы воспитания ребенка. Однако внимание к детям и наличие программы воспитания сводятся на нет, если родители не пользуются у ребенка авторитетом, а он немыслим без любовного и уважительного отношения ребенка к отцу и матери. Следовательно, в условиях гармоничности и полноценности нравственно-эмоциональной стороны семейных отношений больше шансов для утверждения родительского авторитета, а стало быть, в данных обстоятельствах значительно эффективнее реализуются нравственные установки и требования родителей, касающиеся поведения ребенка. И наоборот, шаткие основы для родительского авторитета в семьях с дезорганизованными, конфликтными отношениями ведут к тому, что заинтересованность взрослых в воспитании, активная стимуляция детей к достижениям зачастую не достигают цели. Немаловажное значение имеет и тот факт, что в условиях гармоничных супружеских отношений преобладает более эффективный демократический стиль воспитания, в основе которого лежат внимание и поощрение, тогда как в семьях с преобладанием конфликтных ситуаций отмечается авторитарный подход, основанный на строгости и наказании.

Наконец, гармоничность и полноценность отношений родителей к детям, их нравственно-эмоциональная выразительность как важнейший воспитательный фактор, в конечном счете, есть выражение и отражение нравственно-эмоциональной сути супружеских отношений. Эта связь была замечена в свое время еще Гегелем, который писал: «Мать любит в ребенке супруга, а последний жену; оба имеют в нем свою любовь перед собою». Неустроенность, конфликтность в семье способствуют утере гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к ребенку.

Конечно, мы не склонны видеть единственную причину этого только в семейном неблагополучии. Утеря или ущербность эмоциональных контактов между родителями и детьми возможна как следствие слабости педагогических позиций родителей (все, например, виды ложного авторитета, о которых в свое время говорил А.С. Макаренко: чрезмерная опека и регламентация в поведении, гипертрофированное чувство родительской любви и т.п.). Нередко они возникают как результат противоречий, недопониманий, возникающих между родителями и детьми на почве нравственных, мировоззренческих убеждений. Однако названная выше причина в конфликтных семьях является одной из самых главных.

Таким образом, духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми.

5.3.Взаимоотношения между родителями и детьми и их воспитательный потенциал

Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Им свойственно более адекватное осознание своего «я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование вышеназванных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

Состояние некоммуникабельности, например, как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызвавшие ее к жизни, уже отсутствуют.

Характер отношения родителей к детям оказывает серьезное влияние на их установку к жизненным перспективам. Различные ориентации молодежи на будущее, хотя она живет в одно и то же время и находится в социальных условиях, дающих одинаковые возможности и шансы, зависят от культурного уровня ближайшего окружения (прежде всего семьи), и особенно от хороших эмоциональных связей с семьей. Отсутствие таковых деформирует чувства молодого человека и его отношение к обществу, существенным образом сказывается на уровне его жизненных притязаний. Деформированность чувства, неразвитость ребенка источник его школьных неудач, ведущих к «общей демобилизации и отказу от более значительных усилий для планирования и реализации своего будущего». То есть эмоциональные связи влияют не только на формирование определенных нравственных качеств и черт характера, но и на энергию, с помощью которой ребенок осуществляет свои цели.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Первое социальное отношение ребенка, говорит, например, английский психолог Л. Джексон, есть его отношение с матерью, важность его нельзя переоценить для развития характера индивида. Оно служит в качестве модели для всех последующих отношений. К такому же выводу приходят Г.В. Драгунова и Д.В. Эльконин. Даже такое отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости к ним со стороны родителей, ведет, как показали их исследования, к тому, что они воспроизводятся детьми в коллективе сверстников.
И наоборот, дети, воспитанные в нормальных условиях, строят свои собственные отношения со сверстниками на морально-этической основе.

«Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство»,– писал А.С. Макаренко. Подобных примеров можно привести немало. Проведенные многочисленные исследования обнаружили прямую связь между нормальным психическим и нравственным развитием ребенка, такими его качествами, как альтруизм, гуманизм, теплые и дружественные отношения к другим людям, устойчивый положительный образ «я», и спокойной, доброжелательной атмосферой семьи, внимательным и ласковым отношением к ребенку со стороны родителей. Существует немало доказательств того, что даже инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей.

Многочисленные исследования в то же время убедительно демонстрируют тот факт, что, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у последних сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого же являются отставание в развитии интеллекта, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического здоровья.

Еще более опасно для ребенка такое отношение к нему родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью (раздражительность, резкость, грубость, отчужденность и т.д.).

Дурное обращение с ребенком ранит и ожесточает детское сердце. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии об их взаимоотношениях вообще и об отношении к нему самому. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Отсюда состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены искать порочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие – наиболее распространенные из них. Со временем эти черты становятся устойчивыми качествами детского характера, а в дальнейшем основой приспособленчества, низости, беспринципности и других отвратительных пороков. Повышенная детская чувствительность в условиях деспотического, равнодушного отношения к ребенку родителей ведет к острому ощущению своего одиночества. Зачастую такая ситуация отражается в его сознании чувством личной неполноценности, неуверенности в своих силах, что снижает социальную активность ребенка, сдерживает его духовный рост.

Подобный опыт мешает ребенку правильно воспринимать и осмысливать идущие извне влияния и адекватным образом реагировать на них, он делает его маловосприимчивым к ценностям подлинной культуры и излишне восприимчивым к ценностям мнимым, иллюзорным. Эмоциональная недостаточность делает подростка психологически незащищенным и нравственно неустойчивым. В такой ситуации человек легче становится на асоциальный путь поведения. Таким образом, деструктивность отношений родителей к детям выступает в качестве фактора криминогенного.

Отношение родителей к детям оказывает не только непосредственное влияние на духовное развитие ребенка. Это влияние опосредуется собственно воспитательной деятельностью взрослых. С одной стороны, мерой родительской любви определяются степень внимания к ребенку, забота о его будущем, стимуляция к учебным успехам и достижениям и т.д. С другой стороны, успех, результативность воспитательных усилий находятся в прямой зависимости от установки со стороны воспитуемого на носителя данных усилий, от степени идентификации с ним. Несомненно, что степень идентификации будет более высокой в том случае, если ребенок любит своих родителей. Именно любовь к родителям как ответное чувство на родительскую любовь, внимание и заботу способствует тому, что значительно легче достигают цели предписания и требования взрослых, касающиеся ребенка, форм его деятельности. «Тот, – писал
В.А. Сухомлинский, чье детство освещено солнцем любви... отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, и их доброй воле, и их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям».

Любовь и привязанность ребенка к родителям в известной мере становятся и тем внутренним «табу», которое предохраняет его от недостойных поступков. И в этом смысле глубоко справедлива (хотя еще по-настоящему не осмыслена и не оценена, с точки зрения воспитательной практики) мысль К.Д. Ушинского о том, что дети, любящие своих родителей, редко становятся дурными людьми. И наоборот, воспитательные усилия и даже изощренные приемы оказываются порой бессильными, если взаимоотношения родителей и детей окрашены отрицательными эмоциями. Иными словами, ценность и значимость воспитания неизмеримо возрастают при наличии гармоничных и полноценных эмоциональных отношений к детям. Утеря же их – это не только обкраденный, обедненный мир детства, но и утеря воспитательных возможностей семьи.

Однако корнем множества пороков может стать и неразумная родительская любовь, т.е. такая, которая не регулируется чувством долга, требовательностью по отношению к нему. Неразумная родительская любовь – форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения. Чрезмерная опека родителей подавляет личность ребенка, притупляет его ум и волю, делает его безынициативным, несамостоятельным в мыслях и делах. Сплошь и рядом она сопровождается бездумным и нетактичным посягательством на достоинство подростков, его чувства взрослости.

Трудно искоренимый след в сознании и поведении ребенка оставляет потворство их капризам и прихотям. Удовлетворение любого желания сына или дочери, которое часто связано с отказом родителей себе в самом необходимом, способствует развитию у них представления о своей исключительности, формирует нездоровые потребности, нежелание считаться с потребностями других членов семьи, а, в конечном счете – с потребностями окружающих, интересами общества. Незаметно, постепенно идет неумолимый процесс разложения личности: формирование иждивенчества, эгоизма, потребительского отношения к жизни. Вырастая эгоистами и белоручками, такие дети оказываются не приспособленными к жизни, труду, а, став взрослыми, ищут легких путей в жизни и тем самым вступают в разлад с обществом, законом.

Социальная неполноценность человека – продукта неразумной родительской любви – это не только общественная, но и серьезная личная проблема, которая со временем будет восприниматься все острее: избалованного ребенка чаще подстерегают разочарования в жизни. Ему намного труднее войти в коллектив сверстников, а затем – в трудовой коллектив. У него больше шансов быть отвергнутым, непонятым и нелюбимым окружающими, что может нанести ему тяжелые психические травмы.

Материалы исследований, таким образом, свидетельствуют, что внутрисемейные отношения – сильнейший специфический воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, «ее ахиллесова пята», если эмоциональные контакты семьи деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное общественное воздействие на личность. Борьба за здоровое нравственное и духовное развитие подрастающих поколений неотделима, следовательно, от забот об укреплении семьи, о создании гармоничных и полноценных нравственно-эмоциональных семейных отношений.

5.4.Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений

Общая тенденция современной семьи – формирование нового типа внутрисемейных отношений, характеризующихся нравственно-эмоциональным богатством и выразительностью взаимоотношений между ее членами, что является прямым следствием и выражением глубочайших экономических, социальных и культурных преобразований. Это относится к супружеским отношениям, являющимся фундаментом семьи. Становление нового типа супружеских отношений связано с изменением положения женщины после 1917 года.

Определяющим условием формирования нового типа супружеских отношений явилось вовлечение женщины в общественное производство, создающее «новую экономическую основу для высшей формы семьи и отношения между полами».

Становление нового типа супружеских отношений свое непосредственное выражение находит в процессе демократизации семьи. Уходит в прошлое авторитарный тип семьи с ее главенством мужа и подчиненным, неравноправным положением женщины, с жестко фиксированным распределением обязанностей между полами. Преобладающей становится эгалитарная семья.

Эгалитарная семья это семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей. В условиях равноправия женщины с мужчиной в обществе и семье создаются одинаковые возможности для всестороннего развития обоих, а, следовательно, для идейной близости, общности интересов, ценностных ориентаций, без чего немыслима настоящая прочность семейного единства, его нравственно-эмоциональное здоровье.

Предпосылки обогащения нравственно-эмоциональной основы супружеских отношений связаны также с появлением новых установок людей на брак, супружество, желательные качества спутника (спутницы) жизни. В них не доминируют более расчеты материального порядка, корыстные соображения. Ведущим мотивом брака становится любовь.

Любовь высшая ценность брака, обусловливая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делая их социально-ценными в воспитательном плане. Однако любовь – не единственное чувство, скрепляющее супружеские отношения. Характерно, что на предложенный в 640 семьях супругам вопрос: «Что Вас объединяет в Вашей супружеской жизни?» - больше половины опрошенных в качестве уз назвали любовь к детям, заботы об их воспитании, взаимное уважение, взаимное доверие, значительное число – привычку друг к другу, супружеский долг и другие ценности. Любовь назвали менее половины опрошенных. Означает ли это, что в большей части семей подорваны нравственно-эмоциональные связи между супругами, а супружеские отношения утратили свою воспитательную ценность? С точки зрения профессора А.И. Кочетова, – да. «Нет любви в отношениях отца и матери – весь мир бледнеет не только для взрослых, но и для детей,– пишет он.– Когда же из отношений родителей уходит любовь, никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияния на ребенка. В такой формально существующей семье царит крайне вредная, разлагающая душу ребенка атмосфера семейных отношений».

Такое утверждение представляется слишком крайним. Конечно, с уходом любви в семье возможна «разлагающая душу ребенка атмосфера», точно так же как подобная атмосфера возможна и при наличии любви между родителями (в случае, например, ревнивой или эгоистической, себялюбивой, не связанной с уважением и доверием любви). Но дело даже не в этом, а в том, что такой вывод означает непризнание состоятельными в воспитательном плане более половины семей.

В действительности же все далеко не так. Даже если после какого-то периода совместной жизни любовь перестала быть главной силой, соединяющей супругов, то взаимное уважение, супружеский долг, любовь к детям, забота об их воспитании способны создавать (и создают) нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений, делая семью стабильной, нисколько не подрывая ее воспитательный потенциал.

Совершенствование нравственно-эмоциональной выразительности супружеских отношений в условиях современного общества способствует дальнейшему развитию гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к детям. Прежде всего, она зависит от глубины родительской любви как социально осмысленного чувства, т.е. от чувства не слепого, а сочетающегося с уважением и требовательностью к ребенку.

Чувство родительской любви не остается неизменным. Оно развивается и прогрессирует в сторону его интенсификации, обогащения содержания, раскрытия подлинно человеческих, социальных моментов в нем.

Новые принципиальные изменения в содержании родительской любви (как и во взаимоотношениях родителей и детей в целом), раскрытие в ней всего богатства человеческих чувств связаны с освобождением семейных отношений в нашей стране от влияния чуждых их природе отношений собственности. Ценность ребенка в семье – это не ценность нового работника. Сегодня для родителей он выступает в качестве иной ценности – социально-нравственной и психологической.

В отношении к ребенку со стороны сегодняшних матерей и отцов четко просматривается тенденция растущего уважения к его личности: понимание ее разумных интересов и запросов, бережное и внимательное отношение к труду, инициативе, признание права на известную самостоятельность в поступках, суждениях, свобода в выборе брачного партнера, профессии. Разумеется, уважение к детям не исключает соответствующего влияния на принятие решения, тем более если это влияние основывается на опыте, знаниях и если при этом учитываются способности и интересы ребенка.

Уважение к личности ребенка, которое характеризует отношение родителей к детям в семье, неотделимо от требовательности первых ко вторым. «Это соединение требований к личности и уважение к ней – не две разные вещи,– разъяснял А.С. Макаренко, – а одно и то же. И требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности».

Таким образом, как взаимоотношениям супругов, так и взаимоотношениям между родителями и детьми в подавляющей части семей нашего общества свойствен общий положительный эмоциональный тон, эмоционально-психологическая общность – важнейший признак семьи как коллектива, а вместе с тем и один из важнейших гарантов успешной реализации ее воспитательной функции.

5.5. Значение родительского дома в формировании ребенка

Про родительский дом говорят: «родной дом», «отчий дом», «домашний очаг», «семейный кров». Сразу возникают в памяти слова популярной песни Л. Лещенко: «Родительский дом начало начал...» И, действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома. Рассмотрим понятие «родительский дом», с точки зрения педагогики и психологии. Что скрывается за словами «мой дом» для маленького ребенка?

Родительский дом эта среда обитания, где ребенок защищен от неизвестности, опасности окружающего мира. Дома его успокоят, приласкают, иногда пожурят, одним словом, поймут. Домашнее бытие является наиболее естественно выражающим индивидуальность всех членов семьи. Здесь возникает ощущение максимальной свободы, раскованности.

Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Про дом часто говорят «очаг», подчеркивая тем самым его назначение согревать сердца людей. Дети рано начинают ощущать тепло родного дома. Здесь ребенок источник счастья. В семье ребенок приобретает первый опыт созидания радости для других: помог маме накрыть на стол, нарисовал для бабушки рисунок, придумал хорошее поздравление папе.

Родительский дом это и некое материальное понятие. Ощущение защищенности создает и само место, где живет семья, то, что издавна зовется крышей над головой. И не столь уже важно, над чем именно раскинулась крыша над роскошной виллой, многоэтажным домом, юртой, избой, хижиной, важно, что она защищает от холода, жары, дождя, словом, от любой непогоды. В доме у каждого есть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважением. Увы, это не всегда отдельная комната, но хотя бы уголок, полка в шкафу, ящик в письменном столе, куда без ведома хозяина, даже если он совсем мал, никто не заглянет, не вторгнется без спроса.

И у малыша есть свое собственное «хозяйство»: место за общим столом, кроватка, стол, полка с книгами, «территория», занятая игрушками. Здесь он приобретает первые трудовые умения, учится распоряжаться своими силами, быть ответственным, аккуратным, бережливым. Может быть, кому-то покажется, что мы говорим о мелочах: кто на чье место сел, как организовать игрушечное «царство», у кого лист бумаги для рисунка попросить. Но ведь из таких мелочей буквально соткана жизнь в родительском доме, и от того, как они решаются, определяется стиль взаимоотношений в семье. А потому «заповедные зоны» важное условие для сохранения в человеке чувства защищенности, наипервейшего из тех, чем дорог каждому его родной дом.
И уют в доме создается не только для глаз, но и для души всех обитателей.

В житейском обиходе встречаются выражения «теплый дом», «холодный дом». Что влияет на «температурное» состояние дома, определяющее психологический микроклимат семьи. Дом станет настоящим семейным очагом, если в поведении взрослых ярко выражена направленность на других - желание и умение понимать и внимательно к ним относиться, учитывать их интересы, привычки, вкусы. Прибавьте к этому постоянную доброжелательность, умение не спешить с выводами относительно поступков и проступков близких, великодушие и снисходительность к мелким нарушениям семейной жизни, установленного порядка, и картина «теплого» микроклимата будет нарисована в общих чертах. Ее дополнят доверительность отношений, действенное сочувствие, готовность к взаимопомощи. Главными творцами микроклимата семьи будут взрослые, они все сделают, чтобы научить детей не только «греться» у домашнего очага, но и самим «подбрасывать» туда дровишки.

Семейный микроклимат определяется поведением самых близких взрослых - мамы, папы, бабушки, братьев, сестер и т.д. Ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта. Для ребенка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется у растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.

В семье у ребенка формируется сознание своего «Я», своей собственной значимости. Но в родном доме ребенок переживает и первое ощущение стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила, огорчает тех, кто его любит. Ребенок начинает понимать. что стыдно капризничать, грубить взрослым, обижать товарища, животных, жадничать, брать без спроса чужие вещи и игрушки, ломать и портить их, шуметь, когда кто-то отдыхает, поступать назло, относиться равнодушно к бедам других людей. Причем осознание того, что стыдно делать, приходит к ребенку на эмоциональном уровне, когда он чувствует, что своими поступками обижает, огорчает, расстраивает близких людей. Эмоционально переживая конфликты, ссоры, столкновения, осуждение, наказания, испытывая боль, страдания, чувство стыда, ущемленного самолюбия, отчуждения от родных людей, ребенок в своем подсознании основательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы стеснительности, сдержанности, стыдливости (Б.Т. Лихачев). Так формируется чувство совести, которое будет сопровождать его и подсказывать, что хорошо и что плохо, спустя многие годы после того, как он уйдет из родительского дома.

В орбите родного дома «вращаются» не только родители, братья, сестры, но и другие родственники, друзья матери, отца, детей. Замечено, что чем гостеприимнее семья, тем общительнее дети, что, в свою очередь, облегчает им адаптацию к новым условиям (например, к детскому саду, школе). Ребенок может хорошо относиться ко всем, кто живет в доме и кто общается с семьей. Но кто-то один станет для него главным человеком детства. И хотя влияние матери сохранится на всю жизнь, она может и не стать таким человеком для своего ребенка. Им станет папа или бабушка, или папин брат, который увлечет ребенка коллекционированием марок, откроет мир разных стран, городов, искусства.

Родительский дом это постоянство окружения: люди, обстановка, вещи, природа. Окружение сливается в единый образ первоначального мира ребенка, где все знакомо до мельчайших штрихов, привычно, а от того надежно, спокойно. Для ребенка родной дом - это и тополь, что растет у крыльца, и лестница, кажущаяся особенно длинной, когда хочется скорее к маме, и кнопка дверного звонка, до которой не сразу получалось дотянуться... Изучение мира начинается с вещей в доме. Ребенок «читает» и «перечитывает» каждую вещь по многу раз, с разных позиций: крышку обеденного стола, оказывается, интереснее рассмотреть снизу, сидя на полу, а вид комнаты становится совсем другим, если встать на спинку кресла. Каждая вещь частица семейной истории. Письменный стол купили, когда папа пошел в школу. Маленький телевизор «ездил» с бабушкой в Монголию, где она учила студентов. Особенно интересно рассматривать реликвии, старинные вещи, которые в семье бережно хранят: заветную коробочку с орденами и медалями прадедушки Коли, бабушкину шкатулку, где лежат рисунки папы, туфельки, в которых он сделал первые шаги, и даже его выпавший молочный зуб, папку с мамиными тетрадками и школьными грамотами, дедушкину коллекцию бабочек и др.

Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности, выводит ее в большой мир.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Например, отходя ко сну, трехлетняя Лиза заботливо укладывает своих «дочек» и «сынков» в их кроватки, потом идет прощаться на ночь с бабушкой и дедушкой, а затем папа несет ее в постель, садится рядом, говорит ласковые слова... Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые нервируют ребенка, а, следовательно, и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Но пока разговор шел о семье благополучной, когда у родителей есть определенная система ценностей и жизненные цели. Если взрослые члены семьи заботятся об устойчивости и надежности среды воспитания, значит, у ребенка есть Дом. От этого Дома потянутся прочные ниточки к дому своего народа Родине, а затем к общему дому всех людей на Земле. А если семья не очень благополучная? Тогда уклад жизни в ней напоминает вокзал: все течет и меняется. А если в семье нет порядка, один день не похож на другой, у каждого члена семьи своя жить, свои интересы, то ощущения родного дома у ребенка не возникает.

Таким образом, мир каждой семьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2801 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...