Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(1867 – 1942 г.) Константин Дмитриевич Бальмонт. Книги: «Горящие здания», «Только любовь», «Будем как солнце». Статья «Элементарные слова» о символизме: реалисты – толпа, охваченная как прибоем, реальной жизнью; символисты же – мыслители, стремятся к идеальному.
Черты символизма у Бальмонта:
* мелодичность – важна стихия музыки, она дает зыбкость, таинственность. Звучание слова важней его смысла.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
* торжество «Я» - замкнутость на самом себе, часто употребляет в стихах местоимение «Я».
* музыкопись – Бальмонт не первое лицо в символизме (по сравнению хотя бы с Блоком), но его мелодическая организация стиха очень точно характеризует символизм.
Особенности стихов Бальмонта: аллитерации, повторы, параллелизмы. Часто упоминаются стихии: ветер, вода, солнце, огонь. Настойчивое повторение звуков: «Челн томления» (Ч), «Камыши» (Ш), и т.п.
«Будем как солнце» - образ солнца как животворящего мира, будем как солнце – ведь оно – молодое, в этом завет красоты". Солнце – источник всего, движения, и он сам уподобляет себя солнцу, говорит, что «если солнце погаснет, я буду солнцем для вас».
«Горящие здания» - крик убогой души, нагнетание безобразного, как некий элемент эстетизации.
Бальмонт считал себя поэтом мгновения, которое он пытается остановить, поймать, передать от него впечатление (его часто сравнивали с художниками-импрессионистами).
- повышенное внимание к технике стиха!
«Я мечтою ловил уходящие тени» - не входит ни в одну книгу, но в нем цель действия символизма, его философия:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Ритмический рисунок воспроизводит лестницу, это прием, часто употребляемый у символистов называется – синтаксическим параллелизмом.
Повторяет о неуловимости – мечта не конкретизирована, это некая грёза, что-то идеальное.
Тени «погасшего дня» - сумерки, в них загадка мироздания, переход дня в ночь, мистическое явление – любимое время дня символистов.
Восхождение на башню – прозрение, поэту (эго!) открывается тайна бытия, а все остальные во тьме, внизу. Заканчивается стих:
Я узнал как ловить уходящие тени
Уходящие тени потускневшего дня
Торжество гордыни поэта-символиста, ему открыта тайна, он уподобился Создателю, но затем:
И все выше я шел, и дрожали ступени
И дрожали ступени под ногой у меня
Т.е. процесс познания тайны бесконечен.
Пик популярности Бальмонта – 1905 год, его читают, издают, он некое солнце поэтов-символистов, шлягер того времени. В нем нет ничего экстраординарного, но он удивительно мелодичен и своей гармонией звуков завоевал себе читателя. В Бальмонте появляется страшное явление – желание нравиться, желание быть кумиром, которое является основанием для рождения массовой культуры – очень опасного феномена 20 века.
2. Интеллигенция в революции (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»)
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2015 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!