Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Комментарии и вопросы. По мысли Л. Н. Толстого, нравственный уровень человека зависит от его способности к духовному совершенствованию и развитию. Проводя героев своего романа через множество испытаний, позволяя им ошибаться, сбиваться с правильного пути, возвращаться на него, искать и находить истину, писатель утверждает, что только человек, способный исправлять свои ошибки, не останавливаться в развитии, постоянно самосовершенствоваться, «биться», «бороться и лишаться», достоин любви и счастья. Способность меняться, стремиться к лучшему, к идеалу стала для писателя определяющей в его отношении к собственным героям. У него есть герои любимые и нелюбимые.
– Как вы думаете, кого можно назвать любимыми героями Толстого в романе?
– А кого можно с уверенностью назвать нелюбимыми? Покажем это в опорной схеме.
– А всех ли героев можно с уверенностью отнести только к «любимым» и только к «нелюбимым»? Кто, возможно, занимает среднее положение?
– К этой опорной схеме мы обратимся на следующем уроке и поговорим об определяющих исторических персонажах, противопоставленных в романе, – Кутузове и Наполеоне.
5) Прочитайте главы XIX – XXXIX части второй третьего тома (эпизод Бородинского сражения), подготовьте ответы на вопросы:
– Как Толстой показывает истинный патриотизм русского народа в Бородинской битве?
– Как изображены Кутузов и Наполеон? В чём они противопоставлены?
– Почему эпизод Бородинского сражения является композиционным центром романа?
6) Выучите наизусть отрывок «Князь Андрей на поле Аустерлица».
Урок 4. «Мысль народная» в романе-эпопее «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Народ как движущая сила истории. Толстовское понимание патриотизма.
1) Проследите за работой мысли Пьера с того момента, как он, отправившись к месту сражения, погружается в «море войск», отвечая на данные ниже вопросы.
- Какой вопрос возникает в сознании Пьера накануне Бородинского сражения, когда он видит весёлое возбуждение на лицах солдат-кавалеристов при спуске с Можайской горы и телегу с ранеными, когда наблюдает работу мужиков-ополченцев?
- Как соотносятся эти впечатления с оживлением на лицах штабных офицеров? Видит ли Пьер разницу в причинах возбуждения солдат и штабных?
- Когда Пьеру удалось связать воедино свои впечатления и осознать их скрытый смысл? Что понял Пьер в разговоре с князем Андреем?
- Почему Бородинское сражение показано в восприятии Пьера, штатского человека?
- Посмотрите, как меняется направление внимания Пьера: если в начале сражения Пьер интересовался общим планом сражения, правым и левым флангами, обозревал панораму, то на батарее Раевского он захвачен только тем, что делалось во внутреннем, «как бы семейном» кружке солдат этой батареи. Чем вызвана эта переориентация внимания героя?
- Какая атмосфера установилась на батарее Раевского? Чем можно объяснить общее оживление солдат? Какие отношения сложились между Пьером и солдатами? Почему солдаты приняли его в свой круг?
- Что происходит в душе Пьера во время сражения? О чём говорит «бессознательно-радостная улыбка» на его лице? Как чувства героя согласуются с чувствами защитников батареи? Процитируйте соответствующие строки.
- «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что сделали! – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения. Но солнце, застилаемое дымом, стояло ещё высоко, и впереди, и в особенности налево у Семёновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил». Почему Толстой именно так завершил рассказ о впечатлениях Пьера в день Бородиского сражения? Какой духовный опыт он получил на Бородинском поле? Какое стремление возникло у Пьера после сражения?
- В «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстой писал: «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут люди принять эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого». Как называет это чувство Толстой в романе? В каких эпизодах наиболее ярко показаны проявления этого чувства?
- Как согласуется точка зрения Пьера со взглядами Л. Толстого на движущие силы истории, на причины победы или поражения в войне?
2) Проследите, как выглядит и ведёт себя Кутузов во время сражения.
- Какой «страшный вопрос» занимал Кутузова перед военным советом в Филях? Какие детали говорят о тяжелом душевном состоянии Кутузова во время военного совета, о его одиночестве? Почему Кутузова так возмутили слова Бенигсена?
- Как характеризует Кутузова тот факт, что он берёт тяжесть ответственности за историческое событие на себя не в момент победы, а в момент тяжёлый, грозящий гибелью всей страны?
- Какое убеждение лежит в основе поведения Кутузова – его кажущейся бездеятельности, пассивности? Продумайте, согласуется ли с этим убеждением образ действий Кутузова (в частности, его распоряжения о замене командиров, требовавших подкрепления, столкновение с Вольцогеном, приказ к сражению на завтрашний день). В чём, по мнению Толстого, истинное величие Кутузова-полководца?
3) Сравните, как противопоставляются образы Кутузова и Наполеона – идейные центры романа, два его своеобразных полюса.
- Как изображает Толстой Наполеона во время Бородинского сражения (портрет, поведение, авторская оценка)?
- Как смотрят Кутузов и Наполеон на свое жизненное призвание, на роль полководца в сражении? В чём, по мнению Л. Толстого, величие Кутузова и преступность Наполеона?
- Какими фигурами-«спутниками», в той или иной мере отражающими этих героев в себе, окружены Кутузов и Наполеон? Определите в этой связи место Долохова, Элен, Александра I, князя Андрея в романе и других персонажей.
4) Поработайте с опорной схемой, составьте по ней связное высказывание.
Философия войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
5) Выпишите из литературоведческого словаря понятие «роман-эпопея».
6) Напишите небольшое высказывание на одну из тем:
– Мой любимый герой (любимая героиня) романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;
– Война в жизни главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;
– Мои вопросы герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Составитель Халабаджах И.М.,
учитель Донецкой профильной гимназии № 122
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!