Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задачи на построение процедур и функций



1. Даны действительные числа s, t. Получить f(t,-3s,3.22) + f(5.2,t,s-t),

где f (a,b,c) =

2. Даны действительные числа s, t. Получить g(1.2,s) + g(t,s) - g(2s-1,st),

где g(a,b) =

3. Даны действительные числа a, h, натуральное число n. Вычислить

f(a) + 2f(a + h) + … + 2f(a + (n-1)h) + f(a + nh),

где f(x) = (x2 +1) cos2 x.

4. Даны действительные числа a, b, c. Получить

5. Даны действительные числа a, b. Получить

u = min(a, b), v = min(ab, a + b), x = min(u2 + v, 3.14)

6. Даны действительные числа s, t. Получить

h(s, t) + max(h2(s-t, st), h3(s-t, s+t)) + h(1,1),

где

h (a,b) =

7. Даны действительные числа x1, y1, x2, y2, …, x10, y10. Найти периметр десятиугольника, вершины которого имеют соответственно координаты (x1, y1), (x2, y2), …, (x10, y10). (Определить функцию вычисления расстояния между двумя точками, заданными своими координатами).

8. Даны натуральное число n, действительные числа x1, y1, x2, y2, …, xn, yn. Найти площадь n-угольника, вершины которого при некотором последовательном обходе имеют координаты (x1, y1), (x2, y2),…, (xn, yn). (Определить функцию вычисления площади треугольника по координатам его вершин.)

9. Составить функцию, позволяющую определить позицию самого правого вхождения заданного символа в исходную строку. Если строка не содержит символа, результатом работы процедуры должна быть -1.

10. Составить процедуру, изменяющую в исходной строке символов все единицы нулями и все нули единицами. Замена должна выполняться, начиная с заданной позиции строки.

Файлы.

Типы файлов. Типизированные файлы.

До сих пор мы рассматривали задачи, в которых во время выполнения программы данные поступают с клавиатуры, а результаты выводятся на экран дисплея. Поэтому ни исходные данные, ни результаты не сохраняются. Всякий раз при выполнении одной и той же программы, особенно во время отладки, приходится заново вводить данные. А если их очень много? В языке Паскаль есть возможность записать их на диск. для этого необходимо оформить исходные данные и результаты в виде файлов, которые хранятся на диске точно так же как и программы.

Понятие файла - это фундаментальное понятие информатики, вспомним же его определение.

Определение. Файлом называется область памяти жесткого диска, имеющая свое имя.

Вы знаете, различные виды физических файлов: системные, графические, текстовые и другие, зачастую созданные той или иной прикладной программой. И любой из этих физических файлов, Вы сможете считать, проанализировать и повлиять на его изменение и запись. Но чтобы работать с конкретным физическим файлом на диске, надо представить в программе так называемую файловую переменную и произвести их логическую связку.

Зачем нужны файлы? Дело в том, что количество элементов файла может быть любым: число компонент файла может изменяться (увеличиваться или уменьшаться), то есть заранее не фиксируется. Поэтому в них можно хранить достаточно большое количество данных. После каждого элемента автоматически ставится признак конца элемента, а в конце файла ставится признак конца файла.

Один и тот же физический файл можно по-разному представить в программе. Язык Турбо Паскаль предлагает три вида такого представления:

И Вы, в зависимости от решаемой задачи, вольны выбирать один их трех видов, а может быть и несколько. Но чтобы определиться, Вы должны хорошо знать не только процедуры и функции, являющиеся общими для всех видов файлов, но и специфичные для каждого вида.

Начнем изучение файлов с типизированных.

Определение. Типизированный файл - последовательность элементов одного типа.

Описание файлового типа имеет синтаксис:

file of < тип элементов>;

Допустим, мы имеем дело с файлом, в котором записываются переменные типа Word, тогда переменная файлового типа может быть введена двояко: с явным объявлением файлового типа:

Type
WordFile = file of word;
Var
MyFile: WordFile

или без объявления файлового типа:

Var
MyFile: file of word

Приведем примеры переменных файлового типа с другими объявлениями.

Type
Student = record
Name, SerName: string;
YearOld: byte;
Sessia: array [1..10] of byte;
end;
Var
VarFile1: file of char;
VarFile2: file of Student;
VarFile3: file of string;

Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и др.). Их можно использовать только для выполнения операций с файлами (чтения, записи, удаления файла и т.д.). кроме того, через файловую переменную можно получить информацию о конкретном файле (тип, параметры, имя файла и т.д.).

По сути любой физический файл, Вы можете представить как последовательность блоков памяти описанного типа. Все компоненты файла имеют общее имя, а каждый еще и имеет свой номер. Начальный элемент имеет нулевой номер.

С каждым файлом можно связать понятие текущий указатель. Это неявно описанная переменная, которая указывает на конкретный элемент файла. Действия с файлами производятся поэлементно, причем в них участвует тот элемент, на который "смотрит" текущий указатель, перемещающийся в результате выполнения действия на следующий элемент.

А самое основное, что Вы должны уметь делать над файлом это - записать информацию из программы в файл и считать нужную информацию в выделенную переменную для обработки программой.

Процедуры и функции для работы с файлами любого типа

Переменные файлового типа используются в программе только в качестве параметра собственных и стандартных процедур и функций. Все фактические действия с файлами основаны на наборе стандартных процедур языка, входящих в состав модулей System и Dos.

Сначала рассмотрим процедуры модуля System.

Напомним, что он подключен к программам по умолчанию, то есть его не требуется подключать к программе в разделе Uses.

До начала работы с файлами устанавливается связь файловой переменной МуFilе с именем дискового файла. Очень важно различать собственно файл (область памяти на магнитном носителе с некоторой информацией) и переменную файлового типа в некоторой Turbo Pascal-программе. Считается, что файловая переменная является представителем некоторого дискового файла в программе. Для того, чтобы реализовать доступ к файлу на магнитном диске, программа должна связать его с файловой переменной. Для этого необходимо сопоставить переменную с именем файла. Это имя представляется в виде строки, содержащей полное имя файла и, может быть, маршрута к файлу, который формируется по общим правилам MS-DOS.

Например,

assign (МуFilе, 'с:\МуDirectory\Result.dat');

здесь приведено полное (с указанием пути) имя пользовательского файла Result.dat.

Если путь не указан, программа будет искать файл только в своем рабочем каталоге и, как это принято в системе DOS, по указанным в файле аutoехес.bat путям. Кроме указания имени файла на дисковом накопителе может быть указано стандартное имя одного из устройств ввода-вывода: «соn» - консоль, то есть дисплей и клавиатура, «рrn» - или «lpt1» - принтер.

Не разрешается связывать с одним физическим файлом различные файловые переменные в программе.

До тех пор, пока файловая переменная не связана с каким-либо дисковым файлом, никакие операции с ней в программе невозможны. Заметим, что можно связать файловую переменную с еще не существующим дисковым файлом. Это делается в случае последующего создания Turbo Pascal-программой файла с данным именем с помощью специальной системной процедуры.

После того, как файловая переменная с помощью процедуры Аssign связана с конкретным дисковым файлом, можно выполнить любую допустимую операцию с ним.

Все файлы, открытые в результате работы программы, должны быть закрыты при завершении программы процедурой

closе (МуFilе);

При выполнении этого оператора закрывается физический файл на диске и фиксируются изменения, связанные с использованием данного файла. Обратите внимание на необходимость закрытия файлов во всех ветвях программы, в том числе в различных аварийных ситуациях. Незакрытые файлы нарушают файловую структуру на диске, что может приводить к серьезным проблемам с настройкой компьютера.

Открытие нового файла для записи производится процедурой, единственный аргумент которой - переменная файлового типа, например:

rewrite (МуFilе);

Эта процедура создает на диске новый файл, имя которого связано с переменной МуFilе процедурой Аssign. Указатель работы с файлом помещается в начальную позицию.

Внимание! Если файл с таким именем уже существует, он становится пустым, то есть его предыдущее содержание теряется.

После выполнения процедуры rewrite файл доступен как для записи, так и для чтения.

Подготовку существующего файла для чтения и записи выполняет процедура

reset (МуFilе);

Эта процедура ищет уже существующий файл на диске и открывает его для работы, помещая указатель в начальную позицию. Если файл с установленным в Аssign именем не найден, возникает ошибка ввода/вывода, контроль которой зависит от директивы компилятора {$I} (смотрите ниже).

Внимание! Файл в данный момент времени может быть в одном из двух состояний: либо только для записи, либо только для чтения.

Запись в файл производится процедурой

write (МуFilе, var1, var2,...., varN);

Первый аргумент этой процедуры - переменная файлового типа, далее следует список записываемых переменных, которые должны соответствовать обьявленному типу файла. При выполнении этой операции текущий указатель файла смещается на число позиций, равное числу переменных.

Чтение из файла производится аналогичной процедурой:

read (МуFilе, var1, var2,...., varN);

Положение элементов в файле нумеруется, начиная с номера 0 для первого элемента. После последнего элемента файла автоматически записывается признак конца файла.

Функция FileSize(МуFilе) определяет число элементов в файле.

Функция логического типа ЕОF(МуFilе) имеет значение Тrие, если указатель указывает на маркер конца файла (End Of file).

Длина файла, то есть количество элементов в этой последовательности - величина произвольная, изменяемая в процессе работы. Работа с файлами заключается в записи и считывании элементов этой последовательности. Для того, чтобы указать, с каким элементом файла производятся операции, существует понятие указателя на доступный элемент файла.

Пример. Приведем шаблон программы для записи данных в файл

Program Writing;
Var
FileName: string; {строка, содержащая имя файла}
FVar: file of byte; {переменная файлового типа}
Index: byte;
Begin
write ('Введите имя файла ');{предложение ввести имя файла}
readln (FileName);{ввод имени файла}
assign (FVar, FileName);{связь имени файла и переменной}
rewrite (FVar);{открытие файла для записи}
for Index:= 0 to 99 do {цикл для расчетов и вывода данных в файл}
write (FVar,Index);{запись в файл FVar величины Index}
close (FVar); {закрытие файла}
End.

Примечание. В цикле могут быть вычислительные процедуры для получения данных, выводимых в файл. Мы, для простоты, записали в файл счетчик цикла.

Внимание! Следует запомнить, что процедура rewrite обнулит файл, если файл с таким именем уже есть в рабочем каталоге, поэтому при выборе имен файлов соблюдайте осторожность.

Задание 1. Наберите предложенную для рассмотрения выше программу и дополните ее выводом на экран элементов файла (воспользуйтесь процедурой считывания из файла read и вывода write). Результат покажите учителю для оценки.

Задание 2. Создайте программу записи и чтения типизированного файла типа string.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 619 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...