Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ. Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и



Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и

общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических,

социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь

выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная

проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объ-

единенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов,

этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей как на

сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-

политические и культурные последствия.

Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко

всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному

человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свобод-

ный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных ос-

нованиях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и

ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между

Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу – про-

гресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества.

Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и при-

кладные искусства, зодчество и т. д.) – все это было тесно связано с духов-

ным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную

смену ценностных ориентаций – прогресс в сознании свободы, дающий вы-

ход положительному выражению индивидуальности человека.

Становление древнерусской духовной культуры отличалось значитель-

ным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской язы-

ческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием

христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на

славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных

славянских государствах совершалась на славянском языке и литература бы-

ла славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь

поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во

второй половине IX века) большое количество славяноязычной, главным об-

разом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на

Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближне-

восточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.

Нужно признать, что в конце 80-х годов ХХ века нельзя было говорить

о всеобщем признании христианства. Несколько поколений воспитанные в

неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церков-

ных организаций и организаций государственных – прежде всего таких, как

школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического

перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь то верую-

щие или неверующие, - соотечественники и все одинаково заинтересованы в

благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди,

независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о

системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.

На данном этапе современная действительность начала 21 века позво-

ляет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на

Руси, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через по-

вальный атеизм, как в середине 20 века, а трезвым взглядом человека сво-

бодного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Именно это стало

главным критерием выбора темы «Принятие и распространение христианства

на Руси, его историческое значение» для нашей работы. На наш взгляд,

нашему поколению настало время разобраться в отношении его к религии.

Актуальность данной темы состоит также в том, что принятие христианства в Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой

религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной ис-

торической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть

первопричины появления и распространения христианства на Руси.

Целью данной работы является комплексный анализ проблемы при-

нятия христианства и распространения его на Руси, а также определение его

исторического значения.

Исходя из вышеизложенной цели, вытекают следующие задачи:

1. раскрыть причины принятия христианства;

2. проследить процесс крещения и распространения христианства

на Руси;

3. определить историческое значение принятия христианства.


1. Причины принятия христианства

Существуют несколько реальных фактов, остановивших выбор Руси на православной форме христианства. В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной православной общины. Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Кроме того учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий.

Так, притязания Римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и её воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства.

Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточно-славянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа. Православие было также наиболее терпимо к местным традициям.

Существовали и другие предпосылки принятия русскими православия.

Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти.

Так же присутствовали международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, создавало условия для развития равноправных отношений, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относившихся к язычникам как к нелюдям.

Социальные факторы тоже имели значение. Нараставшая социальная неоднородность, а также менявшиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Другой фактор – это личные соображения Владимира. Существуют мнения, что Владимир задумался о духовном очищении, о деянии, которое могло бы прославить его.

В качестве условия принятия Русью христианства Владимир выдвинул требование отдать ему в жены сестру византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно укрепляло и княжескую власть.

В общественной мысли России есть и другие трактовки причин принятия христианства. Советские историки, например, считали, что выбор православия носит экономический характер, а именно выбор торговых путей. Современная же история принимала во внимание всю сумму фактов: геополитических, экономических, политических и культурных.


2. Крещение Руси

Вокняжившись в Киеве в 980 г., Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в гос-ударственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовле-творила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога. По преданию, первым проповедником православия в наших краях был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы «Х» (Андреевский крест). Уже в «Повести временных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности. В Киеве православие известно было уже давно также как и его основные догмы очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства.

Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860-870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение православия в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Уже упомянутая выше церковь святого Ильи в летописи названа «собороной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение православия на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое ищиты и злато»; и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди бярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан.

Вдова Игоря, княгиня Ольга в 955 году приняла православие, совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать православие государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь иперии был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вы-вод – любой народ, принявший православие из рук греков, становился поли-тически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обяза-тельств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный – восприемник Ольги при кре-щении - «нарек ее дщерью», то есть подчиненной ему, а не равноправной «сестрой». Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию православия на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлгавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.- Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немнолостивое око благого бога». Князя сажает на престол сам бог». Авославной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «благо добродетельным и горе злым!» Кре-стись, ответствовал Философ – и будешь в раю с первыми». После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем», т.е. не так все было легко и просто. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами и Анастасом-Корсуняниным, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем – Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В результате православие при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, чтооно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала бого-служение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к наро-ду, делало ее частью его духовой жизни, быта и культуры. Владимир не мог не учитывать еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь. Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для «совершения треб и для научного просвещения паствы». Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.

Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни которых и идеология были целиком перенесены из Византии.


3.Значение крещения Руси

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финно-язычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...