Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идейно-тематическая и художественная специфика поэзии А.А. Фета. Анализ одного стихотворения (по выбору)



Ф – певец любви и природы, поэт-музыкант, п- импрессионист. Своеобразный переход от романтизма 30х к рус символизму рубежа веков. Творчество Фета совр-ки оценили оч противоречиво. 1840 – 1сб стих-й – «Лирический пантеон». Сразу заметил Белинский, которого восхитили антологич-е стихи фета.Дружинин определяет основное свойство таланта Фета как «умение поэта ловить неуловимое».

Темы творчества поэта:

- общая тема красоты (в природе, в творчестве,в искусстве, в любви- мир прекрасен)

- тема природы (близок немного к романтикам, природа для него всегда отражается в душе, в состоянии человека. Фет не всегда склонен искать в природе черты сакрал.мира, лишь гармония и красота. Весна – особое состояние души) 3 составляющие: стихи, связанные с временами года: «какая грусть конец аллеи» (антитеза:весна и зима. первые строфы – зима, отсутствие вдохновения, творчества, жизн.силы, энергии. Закл.строфы – образ весны, прилив вдохновения. Структура стиха двухчастна, большая часть посвящена зиме), поэзия времени суток: «вечер»(зыбкость, туманность. Передаются ощущения героя, наблюдающего данную картину), ночная поэзия: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью»(ночь как особый мир, способный изменить самого человека. Ночь обновляет человека, помогает уловить ему ту красоту природы, кот.нельзя уловить днем. День как некая пелена).

- поэзия(искусство) фет – оппозиционер по отношению к романтикам. Считает, что поэт.язык способен передать людям всю красоту и богатство окружающего мира. мотив невыразимого «как беден наш язык»(поэту доступны все тайны мироздания. Поэт.язык противопоставляется обыденному)

-жизнь-смерть (размышления над скоротечностью жизни, философски относится к смерти, какая некая справедливость по отношению к человеку, у фета сочетается любовь и смерть. Смерть не есть зло, надо жить и радоваться,без смерти нет жизни,смерть дает вдохновение для творчества) «Жизнь пронеслась без явного следа» (смерть – это заверш.этап, необходимый) «Еще люблю еще томлюсь»(человек способен любить до посл.вздохов. смерть дает человеку вдохновение для творчества. Без смерти нет жизни и любви. Чем ближе человек к смерти, тем более обостряются его чувства).

- любовь (в основном это целительная сила, но и может нести грусть.) «Сияла ночь, луной был полон сад» (чувство любви не подчиняется времени. Любовь обновляет человека постоянно. Лунный свет – символ вечной любви, символ вечной красоты) «Долго снились мне вопли рыданий твоих»(оппозиция: любовь и разлука. Но глоток оптимизма – любовь не уходит. Человек не способен выбросить из сердца любимого), «Шепот, робкое дыханье..»(природа, ночь, любовь. На первом месте – ощущения, переживания возлюбленных от свидания. Оппозиция день и ночь. Переход от ночного времени (время счастья и любви) к дневному (соц.проблема). заря – граница между миром чувств и миром разума. В стихе игра света и темени, отблески, дымка, таинственное, неясное.)

Мысль о невыразимости переживаний и мыслей в косном обыденном слове занимала Фета еще в юности. Фет утверждает, что поэт способен передать в слове ("крылатом слова звуке") всё – и происходящее в глубине души, и существующее в мире вокруг.Страданье – от невозможности полного выражения чувства.Проблема творческого метода поэзии А.А. ФетаВсе исследователи говорят о музыкальности Фета: цикл «мелодии». Фету важен подбор звуков, ритм, мелодика. Всю лирику Фета с точки зрения творческого метода объединяет импрессионизм.Импрессионизм – направление в искусстве к19-н20вв, сложившееся во франц живописи в 60-70е годы. Ему свойственно:- отражение красоты повседневной действительности;- изображение человека в единстве с окр средой, вечно изменчивой, поражающей богатством красок (пастельные тона, полутона, оттенки);- фрагментарность композиции, или принцип кадра. У фета это выражается в принципе безглагольности («Шёпот, робкое дыханье…»);- главное – это передача мимолетных впечатлений, прекрасных мгновений;Через единичное, фрагментарное и мгновенное Ф стремится раскрыть вечное.? Любовь как преодолённое страдание.Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Анализ: «Сияла ночь, луной был полон сад» (1877) Чувство любви не подчиняется времени. Пусть расстались, но любовь остается и обновляет человека снова и снова. Тема любви и ночи иногда дается как лунный свет- это вечная любовь и красота. Порыв страсти чувствуется в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Природа и любовь взаимосвязаны в стихах Фета. Эти понятия родственны, и они выражают сущность бытия. Когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота. Очень выразительно начало стихотворения: «Сияла ночь». Это оксюморон, ведь ночь – темная, черная. Это необычайная ночь, праздничная, светлая от луны. А. А. Фет – певец ночи, изнутри осветленной, гармонической, дрожащей мириадами огней. «Сияла ночь» - типично фетовское словосочетание. Гостиная в стихотворении – продолжение сада: «Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней». Первая строфа не столь четко определяет мотив воспоминания давно минувшего чувства. Стихотворение “Сияла ночь…” наполнено звуковыми повторами. Они воспринимаются Фетом, как явление прекрасного в поэзии. Стихотворение “Сияла ночь”, как и многие другие стихотворения Фета, отличаются стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство к смысловому итогу. Такого рода стиховые композиции производит особенно сильное впечатление. Пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он хранил в памяти свежесть своих чувств и образ любимой. А мотив страдания, слез, плача, рыдания обостряет чувство жизни и красоты: Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой. ….» В стихотворении часто повторяется слово «любовь» и «любить», что говорит о главной теме произведения. Любовь – это жизнь, и нет ничего на свете важнее этого чувства. Основной мотив и идея стихотворения – преображающая сила искусства, песни и музыки, которые мыслятся как высшее выражение. Искусство, песня неразрывно связаны с женской красотой и любовью: слезы восторга и восхищения вызывают и пение, и звуки музыки, и поющая.

Билет.

Тематика и поэтика драмы А.Н. Островского «Гроза».

1856-1857 гг. островский путешествовал, написал сборник, где было много инфы про рыболовство, а частные бытовые подробности вошли в пьесу. Жанр: драма (так считал О.) в пяти действиях, однако многие называют ее трагедией. Черты трагедии: глубокий, неразрешимый конфликт, неизбежная гибель героя, гл.герой – центр трагедии, непреодолимые препятствия, произведение пишется для катарсиса. Следовательно, грозу можно рассмартивать как трагедию, а Катерину – как трагич.героя.

Конфликт отдельной личности и окружающего общества! В “Грозе” эта личность — Катерина Кабанова. Катерина олицетворяет собой нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Катерина — русский национальный характер. В речи Катерины, связанной с простым народом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Поражают также естественность, искренность, простота героини. Катерина религиозна. Но это не ханжество Кабанихи, а искренняя, глубокая вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением. Еще одна характерная черта Катерины — стремление к свободе, духовному раскрепощению. Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

+ соц.конфликт – взаимоотн-я невестки и свекрови, неволя женщины в купеч.семье.

Катерина не деревенский ребенок, в молодости она не работала, была свободна. А после замужества ее словно сковали. Ей некуда бежать, сначала Тихон ее бросает и уезжает, толкает ее к греху,потом Борис оставляет ее и толкает к могиле.

В драме сошлись и столкнулись в непримиримом противоречии консерватизм, с устоявшимися традициями и правилами и новое стихийно-бунтарское начало. Связующим звеном между двумя началами выступает просветитель из народа, «самоучка-механик» Кулигин, которые отражает взгляды автора.

Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете.

Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”. “Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной. Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. Феклуша словно предчувствует гибель темного царства (время убыстрилось – признак конца).

Функции второст.героев: Кулигин – герой-резонер. Феклуша – показывает мещан.купеч.среду, застывшую в средневековье. Варвара – сюжетообразующая роль, подталкивает Катерину. Варвара живет естественно, не задумывается над своей греховностью. Она реалистичная девушка.

Хронотоп: все в городе, в основном – берег Волги, на бульварах.

Символы: Река – жизнь, переход из мира в мир, жизнь и смерть. Гроза – полноценный персонаж, сюжетооб.роль.

Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник»: тематика, специфика отражения петербургского мифа. Мотив зеркала.

Повесть «Двойник» (1846)

Повесть продемонстрировала новое воплощение идеи и поэтики двойничества, разработанной в границах романтической эстетики и литературы. Двойничество в повести, на первый взгляд, — традиционный способ введения двойника как особого персонажа, известный по фантастическим произведениям Э.Т.А. Гофмана, Антония Погорельского («Двойник, или Мои вечера в Малороссии») и других авторов. Достоевский активизирует мифологические пласты сознания читателя, где двойники обладают бесовской природой (причем чаще всего в пограничных, предсмертных ситуациях) либо являются братьями-близнецами, младший из которых выступает в роли разбойника, тирикстера. Но фантастико-мифологический план двойничества уже здесь неотрывен от двойничества как психологического феномена и связан с важнейшим аспектом концепции личности в творчестве Достоевского: болезненное, «разорванное сознание» — одна из главных характеристик личности «переходного времени цивилизации», каковым считал свое время Ф.М. Достоевский. Выведенная в повести фигура чиновника, якобы преследуемого человеком, как две капли воды похожим на него, только более пронырливым, льстивым, удачливым, обретает социально-психологическую детерминированность. Бедный чиновник бунтует против бесчеловечной системы, где многолетняя беспорочная служба, верность начальнику оказываются напрасными, как только притязания его приходят в несоответствие с жесткой иерархией чиновничьих норм и ценностей. Достоевский с горечью констатирует, что в казенном мире невозможно истинное христианское братство, как невозможна внутренняя свобода в условиях несвободы внешней. Но бунт героя принимает асоциальные формы: это или отшельничество, бесплодные мечты о подлинной самореализации, общественной востребованности, или отчаянные попытки любыми средствами оказаться в центре внимания. Мечтательность превращается в болезненную амбицию, она оборачивается безумием.Это произведние насторожило белинского. Сильно романтическое начало,мистика.фантастика. Гл. герой- чиновник Голядкин-типичный маленький человек., но в нем есть желание превзойти своих конкурентов. Встречает своего двойника, сначала он видит в нем своего друга, своего брата. Но потом он обходит его и по службе, и в отношении с женщинами. Тема двойничества была особенно популярна в немец.романтизме.С темой двойничества непосредственно связана тема смерти. Голядкин постепенно духовно погибает.В советский период акцент делали на социальном плане. Современная трактовка-«петербуржский миф». Гл.герой-петербург,некое мифологизированное пространство.Петербург-город дьявола-> двойник-дьявол. Петербург- некое преддверие ада или промежуточное пространство. Петербург Достоевского темен, мрачен и безысходен

«функцию зеркала выполняет и постоянная мучительная рефлексия героев над своей наружностью, а для Голядкина – его двойник» Самое первое раздвоение героя повести произошло на набережной Фонтанки, когда он смотрел в непогоду в ее воды, то есть в мутное зеркало петербургской реки и Петербурга. Это значит, что двойник Голядкина вышел из этого зеркала и все зеркала, упоминаемые в повести, лишь дублеты речного зеркала.

Билет.

Тематика и поэтика романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Начало 60-х годов — время формирования Достоевского как православного мыслителя, «почвенника», вынашивающего идею русской самобытности и всечеловечности. Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передает характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм

Роман был написан и опубликован в 1861 г. Сюжетообразующей линией является неразделенная любовь рассказчика к несчастной молодой женщине. Соц.. психологич., философский роман, есть элементы романтизма. Начало: чувствуется стиль Гоффмана, появляется фигура огромного человека старик, с ним старая усталая собака. Они приходят в кондитерскую, там умирают. Это англичанин, у него была дочь, кот. забрала его деньги и уехала с любовником. Любовник бросил ее, дочь осталась с ребенком. Нелли возвращается к отцу, но тот не прощает ее. Перед смертью она просит ребенка пойти к деду, но дед не успевает дать ей прощение. Семья Ихменёвых: Отец – управляющий, но вскоре его осудили за расточительство, но он не виноват. Наталья Ихменёва влюбилась в сына князя – Алешу. Алеша не может принять серьезного решения? снимает для Наташи квартиру, но предложение не делает. Изменяет ей, просит прощения? Наталья прощает. В Наташу влюблен повествователь Иван Петрович (его образ похож на Достоевского). Он писатель. Его роман принес гонорар. Но Наташа воспринимает его лишь как друга и использует его (передать записку). Писатель рад, что помогает возлюбленной. Старик проклял свою дочь. Публично топчет медальон с ее портретом. В какой-то момент 2 сюжетные линии переплетаются. Иван Петрович берет под свое крыло Нелли. Идея жертвенности, благо во имя людей. Иван Петрович убеждает старика простить Наташу. Нелли умирает так и не простив отца. В конце оказалось, что Нелли и Алеша – брат и сестра. Ихменёвы уезжают в Петербург, Иван Петрович остается один.

Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского. Основа характера князя – себялюбие, принцип его поведения – эгоизм. Тема денег трактуется в творчестве Достоевского двояко. Слабые и обиженные жаждали денег не для власти, а для обороны. Валковский добивался денег для совершенно иных целей: в мире капитализма, в царстве золотого тельца деньги – кристаллы власти, единственный путь к «свободе» для любых преступлений. Валковский – полюс зла в «Униженных и оскорблённых». Ему противостоит, как полюс добра, Иван Петрович, рассказчик, от имени которого ведётся повествование. Иван Петрович – это не сам Достоевский, это художественный образ. Он читает свой роман в кругу семьи Ихменёвых. Ихменёвы нашли в романе всё, что они сами чувствовали и знали. Анна Андреевна плакала, от всей души жалея героя романа и наивно желая хоть чем-нибудь помочь ему. Плакала и Наташа, слушая Ивана Петровича. Семья Ихменёвых явилась полем борьбы между силами и силами добра, между Валковским и Иваном Петровичем. Николай Сергеевич Ихменёв, был мелкопоместным дворянином. Он воспитал Алёшу, как родного сына, но как только стал не нужен, Валковский выгнал его. Однако самое жестокое горе принесла Ихменёву безрассудная страсть дочери. Иван Петрович любил Наташу, казалось, и Наташа отвечала ему взаимностью. Но в Петербурге она встретилась с Алёшей, и в сердце её вспыхнуло неугасимое чувство. Взаимоотношения между родителями сделали брак молодых людей невозможным, Наташа оставила своих родителей и стала жить с Алёшей невенчанная. Алёша непрестанно клялся в любви Наташе, но был эгоистом, не мог устоять ни перед каким искушением, легко поддавался влиянию отца. Алёша женился по расчёту на семнадцатилетней Кате, обладавшей миллионным состоянием. Валковский предложил покинутой Наташе поступить на содержание к богатому старичку. Полузадохнувшуюся от оскорбления и негодования Наташу и спас Иван Петрович, вошедший к ней вдвоём с доктором. Человек восторжествовал. «Дьяволова правда» Валковского о человеке оказалась мнимой правдой. В мире есть и добрые и светлые, их купить нельзя. Их можно уничтожить, но их нельзя сломить нравственно, а вместе с тем нельзя сломить и надежду на торжество закона братства и любви.

Повествование в «Униженных и оскорбленных» ведется от первого лица. Иван Петрович — начинающий бедный петербургский литератор, разночинец — является одновременно рассказчиком и действующим лицом романа. Образ этот отчасти носит автобиографический характер. В «Униженных и оскорбленных» романист отказался от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих романов. Хронология романа, как это неоднократно отмечали исследователи, сбивчива, а исторический фон, на котором совершаются события, условен. Действие романа происходит в течение полутора лет, однако его начало приурочено к середине 40-х годов, а в дальнейшем в романе упоминаются события и факты исторической, общественной и литературной жизни России вплоть до конца 1850-х годов Ироническое описание кружка «передовой» молодежи, собирающейся по средам «у Левеньки и Бореньки» (сами эти имена, вызывающие в памяти читателя Левона и Бореньку, друзей Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума», свидетельствуют о пародийном характере изображения кружка), — пример преднамеренного смещения Достоевским хронологических границ и сближения различных эпох.

О внутренней связи между «Бедными людьми» и «Униженными и оскорбленными» свидетельствует своеобразная перекличка заглавий обоих романов. Эпитет «бедные» в заглавии первого романа Достоевского многозначен. «Бедные» — это не только лишенные материального достатка или необходимых средств к существованию люди, но и люди несчастные, обездоленные, униженные, а тем самым вызывающие к себе сочувствие и сострадание. В этом смысле понятия «бедные», «униженные», «оскорбленные» — синонимы.

Валковский — новый для писателя тип. Этот герой-идеолог — литературный предшественник более сложных и художественно совершенных героев того же плана — «подпольного парадоксалиста», Раскольникова, Свидригайлова, Ставрогина. Образ Валковского еще не обладает той психологической и философской усложненностью, которая свойственна, например, наиболее ему родственным Свидригайлову и Ставрогину, в душах которых, однако, происходит мучительная борьба между злом и добром.

Если Валковский принадлежит к «хищному типу», то его сын Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, «невинность» придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти роднят его с Алешей Карамазовым. В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу.Рисуя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его.

Идея: Все люди делятся на унижающих и униженных(унижаемых). Сильные подавляют слабых. В унижении унижаемых виноваты сами униженные. У них сильная гордость. Они культивируют свою обиду. Гипертрофированная гордость – это жизненный смысл. Они не могут простить даже близкого человека. Смит не простил, а Ихменёв простил. Чувство оскорбленности передается по наследству(Нелли – «ребенок умирает с проклятием на губах»). Показаны тонкости психологии, переживания героев.? Какой бы сильной не была обида, надо простить.

Билет.

Идейно-художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Лес».

Комедия А. Н. Островского “Лес” была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит к числу тех, в которых рассказывается о судьбе провинциальных актеров, нищих, бездомных, но е высокими благородными чувствами. Все произведение пронизывает мотив игры, комедиантства. Многие герои пьесы пытаются играть свой собственный спектакль для достижения каких-либо целей. Комедию “Лес” часто называют “театром в театре”. Главный спектакль разыгрывается богатой помещицей Раисой Павловной Гурмыжской. Она предстает перед нами в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся. Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная помещица. Чтобы скрыть свою безнравственность, Гурмыжская задумывает помолвку дальней родственницы Аксюши, живущей у нее в усадьбе почти на правах горничной, и Буланова, недоучившегося гимназиста. Но они только должны играть роль жениха и невесты. Однако Аксюша не позволяет “играть собой”. Она говорит: “Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?” - “Комедия! - спрашивает Гурмыжская. - Как ты смеешь? Да хоть и комедия; я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию”. Вот как на самом деле относится Раиса Павловна к своим родственникам. И деньги она тратит не на родню и бедных, а на своих любовников. Только один раз Гурмыжская чуть было не заигралась в роль благодетельницы, когда Несчастливцев помог ей вернуть тысячу рублей, она случайно проговорилась, что должна ему такую же сумму, но вовремя опомнилась. Таким образом, Раиса Павловна постоянно играет комедию. С большим удовольствием подыгрывает помещице и Буланов. Он очень доволен своим положением в доме. Гурмыжская пользуется его талантом: он ей нужен для подтверждения роли благодетельницы. Потом, когда она с легкостью выходит из роли в “глупой комедии с родственниками” и разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова, с радостью принимается за новую роль мученицы, которая выходит замуж лишь для того, чтобы сохранить усадьбу. На самом же деле Раиса Павловна просто потакает своей прихоти. А свою усадьбу ей действительно надо сохранять, потому что она разорила ее, распродавая лесные угодья купцу Восмибратову. Совсем другим нам видится “вечный трагик”, бедный актер Несчастливцев. В спектакле, разыгрываемом Гурмыжской, ему отведена роль “ простака”, а не “благородного героя”, каковым он сам себя считает. Вся его речь состоит из реплик героев, сыгранных им когда-то на сцене. Но его трагические роли уже вышли из моды, и теперь в жизни он играет дворянина, то есть того, кем он был по праву рождения. Но по милости Гурмыжской, его тетки, Несчастливцев вынужден бедствовать, так как она экономила на его воспитании, отправив его подальше от. Несчастливцев не утратил в нищете благородства своей души. В пьесе он два раза совершает благое дело: возвращает Гурмыжской тысячу рублей и обеспечивает Аксюшу приданым, хотя сам мог бы “и покутить на эти деньги, и поберечь их на черный день”. Весь спектакль, разыгрываемый на сцене главными героями, наблюдают зрители - соседи Гурмыжской: Евгений Аполлонович Милонов и Уар Кирилыч Бодаев. На примере этих героев Островский показал деградацию и распад дворянского сословия. Благородные манеры и высокая духовность сменяются грубой корыстью, черствостью и бездушием. Островский сделал театр судьей жизни, с помощью которого нищий актер Несчастливцев высмеивает пороки дворянского класса. В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье.

судьба леса, который продает Гурмыжская Раиса Павловна, решает участь многих людей. Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний “мужик” купец Восмибратов. Помещики осознают, что под топором Восмибратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений. Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для “дворянских гнезд” форм жизни, не пожалеет красоты лесов. Лес - центральный образ комедии, символ. Продажа леса — конец помещичьего господства, потеря власти. Но лес, “сыр-дремучий бор”, является и символом дремучести, дикости, варварства, жестокости человеческих отношений.. Тем, кто честен, не терпит подлости, не участвует в интригах, имеет собственное мнение и достоинство, сочувствует горю и несчастью других, нет места в этом лесу. “Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? — спрашивает Несчастливцев. Уходит навсегда из родных мест Несчастливцев, покидает усадьбу “Пеньки” Аксюша. Существующим отношениям бесчеловечности, жестокости, неискренности и лжи Островский противопоставляет мечту о людях с яркими и сильными характерами, глубокими и искренними чувствами.сторической арены.

Билет.

Семейная тема в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Основные семейные гнезда и способы их изображения.

ЗАМЫСЕЛ Художественное исследование эпохи 1805-1820 годов побудило Толстого идти далее, в глубь русской истории, к эпохе Петра I. Озабоченный проблемами современной ему действительности, писатель видел в петровском времени начало всего, узел русской жизни. Толстой перевернул горы исторических материалов, набросал множество вариантов начала будущего романа, но неожиданно его увлек другой замысел - из современной жизни. К весне 1873 года был закончен первый вариант нового произведения. Однако потребовалось еще четыре года, заполненных одновременно и педагогической работой, и борьбой с голодом в Самарской губернии, потребовалось несчетное число переделок, порой доводивших автора до отчаяния, прежде чем роман Анна Каренина стал достоянием читателей. Он был закончен в 1877 году.

Главная тема романа - исследование проблемы семьи, анализ кризисных явлений в современной писателю семье. Роман состоит будто бы из двух произведений, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной и судьба дворянина, который живет в селе и занимается усовершенствованием своего хозяйства и отношениями с крестьянами, Константина Левина. Их пути пересекутся лишь однажды, да и то это ничего не изменит в жизни героев. Но их объединяет внутренняя связь: оба героя ищут защиты от неправды.

ВИДЫ ЛЮБВИ: любовь – уважение (идеал Толстого), любовь-страсть (Вронский), любовь ради приличия (семья для Каренина только статус. Семья – это служ положение, он восприн все ч/з призму карьерной лестницы), любовь-жертва (Варенька) Анна не приобретает настоящей любви.

СЕМЕЙНЫЕ ГНЕЗДА:

Облонские – внешне все прилично, но внутри полный беспорядок. Муж изменяет жене и волнуется только о том, чтобы она не узнала. Главное - чтобы внешне все было спокойно, все в тайне.

Каренины – семья для подтверждения статуса. Главное служба и карьера для Каренина – поэтому Анна ему изменяет.

Левины (Щербацкие) – наиболее идеальная семья. Но Китти не любила мужа, вышла замуж по идеологическим соображениям. Изначально любила Вронского. А Константин весь не раскрыт для нее.

Кити и Левин от разочарования, тяжелых переживаний приходят к прочному и спокойному семейному счастью. Они дополняют друг друга до целого, поскольку в тех областях, где находятся интересы Кити, Левин не лезет - ему не интересно. А то, какие области интересны Левину для Кити так же ничего особенного не значат и поэтому и в этих областях они поругаться не могут.

Это как раз нормальные отношения не между друзьями и соратниками, а мужем и женой. Мужу и жене совершенно не нужно интересоваться одним и тем же, а даже наоборот. Если интересы перпендикулярны, то это только ближе соединяет их! В вопросе "любви" главном вопросе книге Анна Каренина, Левин очень идеален. его волнует "идея любви", сам процесс это не очень интересно. Кити наоборот интересно материальное оформление их отношений. С одной стороны может показаться, что такая семья идеальна, но с другой стороны может оказаться, что то, что произошло с семьёй Карениных - это будущее, которое ожидает Левина и Кити. Левин может уйти с головой в свою работу и погибнуть, как Иван Ильич из рассказа "Смерть Ивана Ильича", а Кити погибнет, как Анна Каренина.

Глава, посвященная венчанию, проникнута глубоким сочувствием Толстого к девичьей судьбе и девичьим мечтам о счастье, которые жизнь нередко так безжалостно разбивала. Присутствовавшие в церкви женщины вспоминали свои свадьбы, грустили о том, что надежды на счастье у многих из них не оправдались. Долли подумала о себе, вспомнила Анну, которая так же девять лет назад "чистая стояла в померанцевых цветах и вуале. В первые же дни своей семейной жизни Кити занялась хозяйством, "весело свивая свое будущее гнездо". Левин мысленно упрекал ее в том, что "у нее нет серьезных интересов. Ни интереса к моему делу, к хозяйству, к мужикам, ни к музыке, в которой она довольно сильна, ни к чтению. Она ничего не делает и совершенно удовлетворена". После родов Кити — "величайшего события в жизни женщины" — Левин, едва сдерживая рыдания, стоял па коленях и целовал руку жены, он был безмерно счастлив. "Весь мир женский, получивший для него новое, неизвестное ему значение после того, как он женился, теперь в его понятиях поднялся так высоко, что он не мог воображением обнять его".

Семья Анны и Вронского - Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо движутся навстречу трагедии. Связь Кити и Левина, есть жизнь, отношения Анны и Вронского развиваются под знаком смерти.

• Причина противоположности судеб героев — в различном отношении их к семье и браку.

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Толстой показывает, что семья невозможна без любви. Но не менее драматичен и распад семьи, так как это влечет за собой моральную расплату. Кроме того, нельзя забывать о духовной связи супружества. Такой связи не было у Анны с Вронским. Открыть тайну гармонии.

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ДЛЯ ГЕРОЕВ: Вронский и его друзья видят в ней нечто низменное, прозаически-скучное, удел серых и обыкновенных людей. Облонский, Яшвин, Катавасов, Серпуховской, Петрицкий относятся к семье как к делу второстепенному. Причем их взгляды на семью носят не теоретический, а чисто практический характер. Герои руководствуются ими в жизни, поэтому их убеждения настоящие, хотя и неверные, с точки зрения автора. Они создают духовную атмосферу, указывающую на глубокое неблагополучие современного общества, трагически выразившееся ярче всего в судьбе Анны Карениной.

Толстовская "мысль семейная" раскрывается в сложном соединении всех эпизодов, событий, описаний героев, но все же стержень ее образуют две сюжетные линии: Анна — Вронский, Кити — Левин. История Анны занимает только около трети всего объема произведения. Левину, не имеющему прямого отношения к судьбе Анны, уделено не менее внимания, чем ей.

• показывает воздействие среды на человека, используя те же приемы расстановки положительных и отрицательных начал: исследуя, как хорошие, честные, справедливые люди преступают нравственный закон.

Брак Анны и Каренина —был чуть ли не случайным для нее и невольным для ее мужа, да и для них обоих, один из тех браков, которые редко бывают прочными и не дают людям счастья, потому что совершаются без живого участия сердца, без взаимной любви. Анна и Алексей Каренины прожили вместе восемь лет, но об их брачной жизни в романе сказано совсем мало, а первые годы их супружества и вовсе не упомянуты. Поселившись в столице, Анна свободно и легко вошла в высшее аристократическое общество. Ей был открыт доступ в три различных кружка избранных лиц петербургского света, где, по словам автора, она "имела друзей и тесные связи". Один состоял из высокопоставленных правительственных чиновников, тесно связанных по службе с Карениным и потому часто бывавших в его доме, но этот "служебный, официальный круг ее мужа" был довольно скучен, и Анна по возможности избегала его. С гораздо большей охотой Анна появлялась в том кружке, центром которого была графиня Лидия Ивановна; туда Анна обычно приезжала в сопровождении своего мужа, высоко ценившего графиню. Особенно же тесно Анна была связана с людьми "партии крокета" — с кружком княгини Бетси Тверской. В этот салон, объединявший сливки петербургского света, Анну ввела его хозяйка княгиня Бетси, которая была дальней родственницей Анны — женою ее двоюродного брата — и являлась двоюродной сестрой Вронского. Анна охотно и часто посещала этот салон, который впоследствии был местом ее встреч с Вронским.

Анна отличалась скромностью своего поведения и безусловной супружеской верностью. Хотя и было заметно что-то "фальшивое во всем складе их семейного быта", однако внешне жизнь Анны с Карениным выглядела вполне благополучной, однообразно-спокойной, что называется, без бурь и потрясений. У Анны появился ребенок, и она искренне занялась воспитанием своего Сережи, которого очень любила. К обязанностям и долгу жены она относилась строго, и у Каренина не было ни повода, ни причин для недоверия к ней, для ревности и семейных сцен. Обвиняя мужа в том, что он не знает, что такое любовь, вообще не знает, бывает ли она на свете, Анна умалчивает о том, что и она сама, честно и добросовестно исполняя супружеские обязанности, тоже долго не имела никакого понятия о любви, пока это чувство не пробудил в ней Вронский.

Несомненно, общество виновно в трагедии героини, но не в лицемерном осуждении связи Анны с Вронским, а в фактическом поощрении ее.

"Вронский никогда не знал семейной жизни" — Фраза ключевая к образу героя, определяющая и объясняющая историю любви Вронского и Анны. Вронский не получил истинного и элементарного образования в семье. Того образования, которое приобщает человека к духовным основам жизни, не с помощью книг, учебных заведений, а через непосредственное общение с матерью, отцом, братьями.

Любовь Вронского обедняет его. Если и прежде он "поражал и волновал незнакомых ему людей своим видом непоколебимого спокойствия, то теперь... еще более казался горд и самодовлеющ. Он смотрел на людей, как на вещи. Вронский ничего и никого не видел. Он чувствовал себя царем, не потому, чтоб верил, что произвел впечатление на Анну, — он еще не верил этому, — но потому, что впечатление, которое произвела она на него, давало ему счастье и гордость".

Толстой показывает силу, привлекательность чувств Вронского и в то же время обнажает их эгоистическую суть, хотя и не имеющую в себе в настоящей форме ничего ни отталкивающего, ни зловещего. Главный предмет изображения и исследования у Толстого — человеческие взаимоотношения, что выдвигает в центр его художественного мира этическую оценку.

Истинная любовь делает человека мудрее. Левин пребывает не в состоянии восторженности, опьянения, когда возникает иллюзия прекрасного мира, а в состоянии прозрения, открывая то, что было скрыто от него раньше. У Вронского, полюбившего Анну, интерес к людям и окружающему миру уменьшается, мир как бы исчезает для него, и он целиком поглощается чувством довольства и гордости собой.

Проблема Богочеловека и человекобога в «Великом Пятикнижии» Ф.М. Достоевского.

Достоевский впервые показал, что человеческое сознание амбивалентно (в его основе лежат противоположные начала добра и зла), противоречиво.Д. стоит у истоков нового философского сознания, сознания религиозного экзистенциализма (эта теория отвергает теорию рационального познания мира и утверждает интуитивное постижение мира). Д. отстаивал позицию, что человек прозревает свою сущность в пограничных ситуациях. Славу Достоевскому принесли его романы – его «Пятикнижие» с 1860х:«Преступление и наказание» (1866); «Идиот» (1868);«Бесы» (1871);«Подросток» (1875);«Братья Карамазовы» (1880-188). Пятикнижие – это отклик на дух-е, нравственные и соц-е явл-я того времени.

Главная мысль: Есть ли БОГ? Набирает обороты атеизм, материализм (мода среди студентов и интеллигентов). Появляется образ сверхчеловека, кот считает, что он наделен властью решать что хорошо и что плохо. Разрешили убийство, тк ч/з это убийство они принесут добро людям (террористы – женщина стреляла в губернатора, ее оправдали, тк она сов-ла подвиг, губернатор – тиран).

Центральная оппозиция: богочеловек и человекобог (это противопоставление – основа пятикнижия). БОГОЧЕЛОВЕК – пришел в мир, чтобы помочь людям. Поиск прекрасного, идеального начала. Носитель христианского начала: смирение, жертвенность, помощь. Для изменения мира нужно отказаться изменить мир. Нужно изменять не общество, а человека. Люди должны стать братьями. В мир нельзя вторгаться мечом и кровью, человек должен сам прийти к необходимости любви, но это непростой путь. Люди должны преклониться перед Богом, стать Богочеловеком (а не человекобогом) через смирение и терпение. Образ Зосимы символизирует главное отличие богочеловека от человекобога: богочеловек всегда пребывает в Боге и приобретает спасение лишь от Него, ибо Он - Творец.

ЧЕЛОВЕКОБОГ – это человек, пожелавший стать богом. Не понимает традиционную христианскую систему о добре и зле. Сам определяет что хорошо и что плохо. Хочет занять место БОГА. (Раскольников, Иван Карамазов, Пётр Верховенский, Великий инквизитор). Персонажи, которые стремятся доказать окружающим людям то, что те совершенны, и, соответственно, дать им объективную возможность поверить в свою идеальность или узнать об их истинной природе. Этот человекобог ни в коем случае не кумир, тк кумир лишь подавляет волю и индивидуальность окружающих. Человекобог, в отличие от богочеловека, достигает богоподобности на основе самопознания независимо от образа Христа.

• Богочеловек, понимаемый как Христос, извечно пребывает в совершенстве, ибо единосущ вечному Отцу. Человекобог обретает спасение во времени не от Бога, а от себя самого. Один из аспектов спасения в творчестве Достоевского состоит в стремлении к свободе. Раскольников, Свидригайлов, Ставрогин желают обладать свободой по собственному произволу, как человекобоги, но не по воле Божьей, как богочеловеки. В результате свобода этих людей оборачивается вначале духовным опустошением, а потом рабством собственных амбиций и даже прихотей.

В результате, так или иначе, но все или почти все герои романов Достоевского - жертвы, которым надобно сострадать. Они могут придумывать какие-либо логические теории ради оправдания тех или иных деяний, могут решать, что они независимы от Бога, могут страдать от тех, кто решил, что они «твари, силу имеющие», могут приносить себя в жертву объективной действительности ради помощи своим ближним. Все они достойны сочувствия, сострадания, всех их надо спасать и бороться за их спасение. Однако главная опасность, которую несут такие человекобоги, таится в идее утверждения человека в качестве отступника от Бога. Теряется ясное понимание добра и зла; само понятие нравственное принимает относительный характер, адаптируется к повседневной действительности и выполняет роль некой ширмы, за которой таится неустроенность человеческого существа. По существу, индивид, прельщённый идеей того, что он сам по себе будет как бог, становится рабом антихриста.

В итоге, к образу Бога человек, так или иначе, возвратится, но один - униженный и подавленный, с опытом, отягчающим совесть и марающим честь, просящий от Бога милости и сострадания, а другой - с чистой душой, с незапятнанной честью, избежавший самоуничижений.

*** Раскольников: твари дрожащие – подчиняются, не имеют право на лидерство, для них сущ-ет религия, традиция, нравственность. Правоимеющие – сами опр добро и зло. Раскольников говорит, что в общ-ве много несправедливости, страдают дети. Он думает, что совершив уб-во, сделает мир лучше, гуманне и справедливее. После убийства процесс раздвоения. Свидригайлов – живое воплощение вседозволенности.

Мышкин Лев – князь Христос, пришел в мир, чтобы сделать его лучше. Идеальный герой. Иконописный портрет – изобр Христа. Швейцария – рай. Переход из горнего мира в дольний. Идеал всепрощения, любит всех вокруг.

Ставрогин, Иван Карамазов, Алеша и все ост – см выше.

Билет.

Идейно-тематические и художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Раскольникова и приемы его создания. Библейские аллюзии в произведении.

Роман «Преступление и наказание» основан на детективной жанровой форме. И все же классический детективный сюжет как бы смещен: тайны преступления как таковой нет, автор сразу же представляет фигуру преступника читателю крупным планом. Это идеалогический роман, в центре которого излагается идея и проходит несколько испытаний(утвердится или потерпит крах). Идея Раскольникова: разделение людей на тварей дрожащих(ведомые-стадо) и правоимеющих. Раскольников решает понять. Кто же он?? Эксперимент – убийство процентщицы. Обусловленно его ранимой душой (ужасы действительности толкают его к этому)? Раскольников – сострадающий и любящий человек. Он не принимает страдания других людей(в сердце), в уме – идеология сверхличности. Раздвоение Раскольникова – осознание преступления и покаяние. Важен образ Сонечки – она тоже своего рода преступница, но ее мотивировка – жертвенность; пожертвовала собой ради голодных детей. Раскольников и Сонечка – внешне преступники, а внутри грешник и духовник. Они двойники.

Есть библейские эпизоды в каждом пятикнижии. Здесь – Воскресение Лазаря (4 дня лежал мертвым. Христос его воскресил). Воскресение любит человека. воскресение его души.

Ничто не могло его спасти, но для Бога нет ничего невозможного. Прежде он должен пстрадать(осознать преступление). Когда Раскольников едет на каторгу – дарят Евангелие. Роман построен на системе двойничества. Двойники: разбойник и блудница из Библии (Раскольников и Сонечка). Характерен треугольник: Христос?блудница?разбойник. Двойники: Свидригайлов – в нем мог бы воплотиться Раскольников, если бы он не отказался от вседозволенности.

Преступление — первая из двух композиционных сфер романа, ее центр — эпизод убийства процентщицы и ее, возможно, беременной сестры. Наказание — вторая композиционная сфера. Пересекаясь и взаимодействуя, они заставляют персонажей, пространство и время, изображенные предметы, детали быта, подробности разговоров, картины снов и отрывки текстов воплощать смысл, авторскую картину мира. Романный хронотоп в художественном мире «Преступления и наказания» сложен: середина 60-х годов XIX в., Россия, Петербург. Это пореформенная пора, буржуазная эпоха, эпоха расчета и дела. Художественное время вместилось в основной части повествования в тринадцать дней, чрезвычайно насыщенных для главного героя внешними и внутренними событиями. Художественное время расширяется до времени всемирноисторического, точнее, легендарно-исторического. К событиям сегодняшним вплотную приближается время Нового Завета — земной жизни Христа, его воскресения, время предстоящего Конца Света'. Предупреждением Раскольникову накануне убийства звучат слова спившегося чиновника Мармеладова о Страшном Суде; чтение притчи о чудесном воскресении Христом Лазаря становится прямым и мощным побуждением к покаянию героя. Герой предстоит «новой, доселе совершенно неведомой действительности», и имя Авраама указывает на духовный исток, к которому припадает жаждущий веры герой. Художественное пространство в романе также пульсирует своими величинами и смыслами. В символико-фантастическом эпизоде последнего сна Раскольникова оно приобретает поистине космический масштаб; в эпилоге реализуется в условной Сибири, которая ассоциируется одновременно с Голгофой и Гробом (пещерой) Господнем, где воскрес Христос. Смена пространства «Невы» на пространство «Иртыша» прочитывается в рамках оппозиция искусственного (от «искуса» — искушения), инфернального города (см., например, «демонический» желтый цвет газовых фонарей) и широкой стихии священной национальной почвы. Но так же, как и время, пространство является прежде всего своей социально-типической стороной. Благодаря эпистолярному включению (письмо Пульхирии Александровны) оно разворачивается в русском провинциальном городке с теми же, что и в мире столичном, звериными законами, всплесками страстей, приступами покаяний, но и с патриархальной семейственностью, невозможностью остаться незамеченным и т. д. Столица в эмпирическом плане поэтики явлена предельно знакомой, обыденной и вместе с тем животрепещущей стороной. (Например: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».) Актуальность читательского восприятия поддерживается тем, что автором воссоздан вовсе не блистательно-светский, «парадный» и недосягаемый большинству читателей облик северной столицы, а Петербург неприметных площадей, душных, заваленных нечистотами переулков, дешевых доходных домов, грязных канав, убогих распивочных. Это Петербург разночинный в исконном смысле этого слова. В прямом смысле преступники — Свидригайлов и безымянный преследователь пьяной девочки. Преступен в своем цинизме Лужин. Мотив ширится и превращается в важную нравственную тему «переступаемости» человека. Переступил черту Мармеладов, когда похитил у несчастной своей жены остатки жалованья и взял у дочери — «последнее, все, что было...». «Переступила... смогла переступить... загубила жизнь... свою», по мнению Раскольникова, и сама Соня, торгующая собой ради семьи, да и решение самой Авдотьи Романовны пожертвовать собой — тоже сродни преступлению. Вообще символический план воплощения конфликта преступления и Наказания структурно богат и функционален. разрешаются оппозиции жизни и смерти, добра и зла, греха и добродетели, Раскольников выведен Достоевским как фигура крайне противоречивая, даже раздвоенная. Резюме портретной характеристики «замечательно хорош собою» входит в противоречие с деталями, воссоздающими убогую одежду героя. Детали интерьера, описание комнаты недоучившегося студента формируют не только обобщенно-символический строй (комната, похожая на гроб), но и фон психологической мотивации преступления (каморка «до того низкая, что чутьчуть высокому человеку становится в ней жутко»). Так автор-реалист указывает на связь психологического состояния и образа жизни, среды обитания: человек испытывает на себе их влияние. Испытывая жестокую нужду, видя и вокруг себя ее страшные проявления, Раскольников не утратил донкихотского бескорыстия, умения сопереживать. Но благородные порывы души он гасит холодными умозаключениями: «Да пусть их переглотают друг друга живьем — мне-то что?» Противоборство чувства и горькой, скептической мысли — характерная черта многих героев — идеологов Достоевского. В «Преступлении и наказании» изображен человек с раздвоенной психикой, с несовместимыми установками: осмысленной жестокостью, агрессивностью и глубинным состраданием, человеколюбием. Отметим важную деталь творческого метода: автор не ограничится изображением внутренней раздвоенности героя и, используя художественный опыт повести «Двойник», введет в художественный мир романа персонажей, дублирующих и усиливающих его сущностные характеристики.

Раскольников мысленно отрицая существующее зло, он не видит, не хочет видеть того, что противостоит ему, отрицает не только юридическое право, но и человеческую мораль, убежден в тщетности благородных усилий.Современный мир несправедлив и незаконен в представлении Раскольникова. Но герой не верит и в будущее «всеобщее счастье». Идеал социалистов-утопистов представляется ему недостижимым. Позиция писателя здесь совпадает с позицией главного героя, как и со взглядами Разумихина на социалистов вообще. «Я не хочу дожидаться “всеобщего счастья”. Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить».Сама теория излагается в газетной статье Раскольникова, напечатанной за полгода до преступления, и пересказывается двумя участниками одной встречи: следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Диалог после убийства на квартире следователя — важнейший, кульминационный в идейном развитии конфликта эпизод. Главная мысль, в которую верит (!) Раскольников, выражена лаконично: «Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово».

Уже сама мысль Раскольникова как бы разделила, расколола общество — не отсюда ли еще один смысл фамилии героя? В формулировке ее — идея элитарности (избранности), презрение к основной части человечества.

Ночные кошмары каторжанина Раскольникова — последняя фаза наказания. Суть его заключается в болезненных переживаниях содеянного, в мучениях, доходящих до предела, за которым лишь два взаимоисключающих исхода — разрушение личности или душевное воскресение. Но наказание, как и преступление, — неодномотивно. Оно многолико, многосоставно, оно вне Раскольникова и внутри него. Сразу же после убийства, проснувшись в собственной каморке, Раскольников ощущает физический ужас от того, что он совершил. Лихорадка, остолбенение, тяжелое забытье, ощущение, что он сходит с ума, — писатель не скупится на характеристику ненормального состояния, явного нездоровья. Это наказание (страдание), которое сама природа неизбежно накладывает на того, кто восстает против нее, против живой жизни, какой бы малой и непроявленной она ни казалась.

Неизбежным оказывается и отчуждение, отчаянное одиночество даже в кругу самых близких, родных ему. «О, если бы я был один», — восклицает герой-индивидуалист, все же чувствующий ответственность перед сестрой, матерью, другом за собственные поступки, за свою и их судьбу. Совершив тягчайший грех, Раскольников понимает, что «ножницами отрезал себя от людей». Это и было «мучительнейшим ощущением из всех» / Это было наказание Раскольникова, обусловленное социальной сущностью всякого человека. Он мучается от того, что не выдержал своего преступления. Это наказание, которое сам Раскольников накладывает на себя. По большому счету оно — ложно, искусственно, это те же греховные, с точки зрения автора-христианина, бесноватые страсти, а не истинные страдания. Освобождение от них — подспудное, медленное — начинается тогда, когда Раскольников находит человека, способного до конца понять его, деятельным сочувствием, любовью облегчить страдания и отважиться на долгую, отчаянную борьбу за преодоление чужой «правды». По парадоксальной логике художественного мира Достоевского таким человеком становится проститутка. Кульминационным в морально-психологическом конфликте добра и зла становится эпизод, когда блудница, читающая убийце евангельскую притчу о воскресении Лазаря, подвигает его к раскаянию. В грешнице Софье Семеновне Мармеладовой писатель высвечивает облик святой, христианской воительницы. Поэтому не требует ответа риторический вопрос критика Д.И. Писарева: «Как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, приявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?»

Но в неприкосновенности остается религиозно-нравственная доктрина Достоевского: человек, очистившись страданием, обретя истинную веру, способен к духовному возрождению. Возрождение Раскольникова в романе описано достаточно условно, вернее — только намечено.

«Маленькая трилогия» А.П. Чехова как цикл. Тема футлярности в произведениях. Система персонажей и способы их создания.

Идеал будущего косвенно предопределяет оценку настоящего и в написанной в 1898 г. «маленькой трилогии» — трех небольших рассказах, объединенных общими героями и темой «футлярной» закрытости человека от пугающего и беспокоящего его мира. Жизнь, от которой закрываются герои, предстает здесь не столько трагической и жестокой, как это почти всегда было прежде, сколько захватывающе неизвестной, непредсказуемой и втайне вынашивающей в себе образ новой свободы, от лица которой автором словно бросается вызов неспособности героев открыться ей и принять ее.

В первом рассказе «трилогии» — «Человек в футляре» — таким закрытым человеком является гимназический учитель греческого языка Беликов, весь и по интеллектуальному кругозору, и по болезненно-невротическим реакциям на все живое и новое принадлежащий «консервативному» прошлому, восходящему к тем диким и жутким временам, когда, как говорится в рассказе, «предок человека не был еще общественным животным» и в страхе перед всем существующим «жил одиноко в своей берлоге».

Во втором рассказе — «Крыжовник» — с необычной для Чехова резкостью обрисована жизнь человека, всецело сосредоточившегося на низменной материальной цели приобретения собственного имения с прудиком, садом и кустами любимого им крыжовника. Такая скудость цели расценивается в рассказе как предательство истинных целей, стоящих перед человечеством и, по словам одного из героев, состоящих в том, чтобы когда-нибудь в будущем человек мог овладеть «всем земным шаром, всей природой», чтобы во всей красе и силе «проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

В третьем рассказе — «О любви» — нежно любящие друг друга герои, помещик Алехин и молодая замужняя женщина Анна Луганович, не могут соединить свои сердца и судьбы из ложного, как это видится автору, страха перед общественным мнением, которое, доверься они своей любви, конечно, осудило бы их за безнравственность, но, по мнению прозревающего к концу рассказа Алехина, было бы не право, поскольку оценивало бы все происходящее с позиций традиционной морали, испокон веков стесняющей свободу человеческого самопроявления и давно уже воспринимаемой всяким подлинно живым сознанием как ненужные, бессмысленные оковы.

Билет.

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: тематика, христианские мотивы, система образов.

Роман, над которым писатель трудился в Швейцарии и Италии, был опубликован в 1868 г. Если Раскольников мыслит себя «человекобогом», то главный герой нового романа Лев Мышкин, по замыслу писателя, близок идеалу воплощения божественного в человеке. «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. На свете есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос». На первый взгляд идея романа кажется парадоксальной: в «идиоте», «дурачке», «юродивом» изобразить «вполне прекрасного человека». Но в русской религиозной традиции слабоумные, как и юродивые, добровольно принявшие вид безумца, виделись угодными богу, блаженными, считалось, что их устами говорят высшие силы. Оксюмороном (сочетанием несочетаемого) звучат имя и фамилия; авторская характеристика внешности скорее похожа на иконописный портрет, чем на облик человека во плоти. Он является из швейцарского «далека» в Россию, из собственной болезни — в больное, одержимое социальными недугами петербургское общество. Петербург нового романа Достоевского — иной, нежели Петербург «Преступления и наказания». Лев Мышкин — потомок обедневшего княжеского рода.

Параллель с Библией. Пришествие Христа. Есть только 1 идеал- Христос. Если нужно выбирать между идеалом и Христом, то он выбирает Христа. Попытка создания образа прекрасного человека. Потрет Мышкина соответствует иконописному изображению святых. Швейцария – идеальный мир, где люди живут без забот. Некий рай.

Петербург – неприветливый, холодный город, где его никто не принимает. Сразу видно, что он другой. Из горнего мира в мир дольний. Кинесис – самоуничижение. Княжеское происхождение; Лев – царь, Мышкин? Оксюморон.

Система образов: треугольник: Мышкин? Настасья Филиповна? Рогожин.

Мир делится на тех, кто унижает, и тех, кого унижают. Гипертрофированное чувство униженности и оскорбленности тянет к Рогожину. А светлое к Мышкину. Рогожин – двойственный человек. Светлое и темное. Полюбил Мышкина как брата. Есть черты сближения Мышкина и Рогожина. Темное начало: попытка убийства Мышкина.

Дом Рогожина:1) Мать Рогожина(впала в дество; детство – святость. Внутренняя чистота. Сама благословила Рогожина);2) Картина «Мертвый Христос»- обезображенный труп. Ощущение, что он никогда не воскреснет – буйность отца. Есть только смерть. Картину «Мертвый Христос» можно соотнести с воскресением Лазаря. Картина символизирует Рогожина – бешенный человек, страсти берут верх; и Мышкина – не выдержал, дух умер.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 757 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...