Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретические проблемы рекомендательной библиографии искусства



Известно, что рекомендательная библиография как педагогическое средство руководства народным чтением теоретически оформилась и сделала свои первые практические шаги в России в 60-е годы 19 в. Рекомендательные указатели тех лет охватывали литературу по разным отраслям научного и прикладного знания, а также «беллетристику». Издания по искусству в них почти отсутствуют. Объясняется это рядом причин. Общение с искусством было в ту пору привилегией образованных классов. Да и само искусство было далеко от народа, народной жизни, демократические тенденции в нем только нарождались. Еще не появилось передвижничество, в начале пути были будущие композиторы «Могучей кучки», почти не выходили за рамки «казенного» репертуара театры обеих столиц и провинции. Популярных книг по искусству на русском языке тогда было ничтожно мало. Прогрессивные деятели 60-х гг. не считали современное им и тем более старое искусство заслуживающим пропаганды в народе.

Но уже в 80-е гг. положение существенным образом меняется. Передовое русское искусство стало такой же общественной трибуной, как и художественная литература. Его воспитательно-познавательная роль резко возросла. Особое внимание проявила к нему народническая интеллигенция. Она стала рассматривать искусство как важное средство пробуждения «народной души». И, действительно, оказалось, что народные массы исключительно чутки и отзывчивы к искусству. Это подтвердили многие факты: музыкально-просветительская деятельность В.С. Серовой в деревнях Поволжья и Смоленщины, успешное распространение И.Д. Сытиным в народе цветных репродукций картин русских и зарубежных живописцев, воскресные экскурсии для рабочих по Эрмитажу и Музею Александра 3, проводившиеся С.Г. Сватиковым.

Пропаганда искусства в народе развертывается в конце 19 – начале 20 в. все шире, а вместе с тем расширяется издание массовых книг по искусству. Родоначальником рекомендательной библиографии литературы по искусству следует считать Н.А. Рубакина (1862-1946), поскольку именно он первым показал истинное место искусства в самообразовательной работе, наметил классификацию искусствоведческой литературы по содержанию и степени трудности, разработал основы методики самообразовательного изучения искусства, в которой чтение литературы сочетается с непосредственным обращением к искусству. Как библиограф-составитель он также намного превзошел своих коллег-современников.

Рубакин наиболее полезным считал пособия, охватывающие литературу по всем отраслям знания. Два главных его труда такого рода – «Среди книг» и «Практика самообразования».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...