Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 31Церковь во второй половине 13- первой половине 15 вв. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Флорентийская уния



С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена
золотоордынскими ханами в созданную ими систему управления. При этом они
придерживались правила, к которому прибегали и в других покоренных
странах, — духовенство становилось привилегированной категорией населения, но речь шла о системе податных и административных льгот,
которые получала православная церковь и ее служители. С 60-х годов XIII в. установилась практика выдачи митрополитам
ханских грамот, в которых перечислялись дарованные привилегии:
освобождение от уплаты даней (прежде всего ордынского «выхода»), пошлин и
повинностей. Веротерпимость ордынских правителей предполагала лояльное отношение церкви к власти завоевателей. Это требование ставило духовенство в
двойственное положение. Церковь поддерживала власть, проповедуя покаяние,
смирение и покорность «неверному царю» — хану Золотой Орды. Духовенство
должно было, согласно ханским грамотам, воздавать молитву «о нас и за наше
племя», освещая своим авторитетом иноземное иго. Большие трудности испытывало духовенство в связи с разорением и
упадком Киева. Митрополиты Кирилл II (1250 — 1280) и Максим (1281 — 1305)
находились в постоянных разъездах, не имея надежного пристанища в бывшем
стольном городе. Крупной политической фигурой стал митрополит Петр (1308 — 1326), с именем которого традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Петр с самого начала оказался в остром конфликте с великим
владимирским князем Михаилом Ярославичем Тверским. Дважды
Михаил Ярославич пытался лишить Петра кафедры. Митрополит сумел
оправдаться. Но ситуация потребовала от него поиска союзника. Он был
найден в лице Юрия Даниловича, соперника Михаила Ярославича. Константинопольский патриарх стремился к тому, чтобы «митрополит
Киевский и всея Руси» сохранял свободу рук в княжеских распрях. Вот почему
после смерти Петра митрополитом был назначен «нейтральный» грек Феогност
(1328 — 1353)
. Феогност поддержал Ивана Калиту в его борьбе за великокняжеский престол с тверскими и суздальскими князьями. Когда после неудачного восстания 1327 г. тверской князь Александр Михайлович нашел себе убежище в Пскове, митрополит наложил отлучение на весь город. Это побудило тверского князя отъехать в Литву. Однако позднее Феогност, обеспокоенный чрезмерным возвышением Ивана Калиты, содействовал возвращению тверского князя, что, конечно, не отвечало интересам Москвы. Преемником Феогноста стал митрополит Алексей (1354 — 1378). В Золотой Орде, поддержавшей Алексея, надеялись, что его возвышение вызовет негативную реакцию литовских князей: в Орде делали все, чтобы столкнуть между собой Литовское и Московское княжества, разрушить любое единство, даже хрупкое церковное. В первые годы своего митрополичества Алексею пришлось напрячь все силы, чтобы подобного не случилось. Это раздражало литовских князей. По приказу Ольгерда Алексей, который объезжал свою епархию, был схвачен в Киеве и заточен. Лишь спустя два года, в 1360 г. ему удалось бежать, после чего Алексей уже опасался появляться в литовской части своей митрополии. В годы правления Алексея ситуация на северо-востоке Руси существенно менялась. Золотая Орда была потрясена жестокими междоусобицами. Алексей активно вмешался в политическую борьбу, он неофициально возглавил правительство Москвы. Характерно, что для достижения своих Целей Алексей прибегал даже к таким сомнительными способам, как арест
политических противников, поверивших «слову» митрополита. Так, в 1368 г.
был брошен в темницу Михаил Тверской, приехавший под митрополичьи гарантии
в Москву. Далее наметилось сближение Орды, Литвы и тверских князей. В
1375 г. московский князь с союзниками, получив благословение митрополита,
осадил Тверь. Михаил Тверской сдался. После смерти Алексея за митрополичий престол разгорелась упорная
борьба. Московским князьям на этот раз уже не удалось поставить
безусловного своего сторонника. Преемники Алексея, болгарин Киприян и грек
Фотий,
проводили достаточно независимую политику, заботясь о единстве
своей митрополии и не допуская откровенной поддержки московских
правителей. Но к этому времени Москва уже превратилась в признанный центр
Северо-Восточной Руси, вокруг которого шел процесс «собирания земель».
Смерть Фотия положила начало длительной борьбе за освободившуюся
кафедру между московскими и литовскими ставленниками. В этой затянувшейся
церковной смуте ни одна из сторон не достигла решающего успеха — в 1437 г.
в Москве появился присланный из Константинополя Исидор, ставленник
патриарха, последний русский митрополит из греков. Вскоре он отправился на
Флорентийский собор, где вошел в число активных сторонников объединения
восточной и западной церквей, признания власти Папы Римского. В Византии
на Флорентийскую унию (1439 г.) смотрели как на средство, призванное
объединить усилия с Западом и остановить продвижение турок. На Руси же
решение восточных иерархов было воспринято как отступление от православия.
Уния была решительно отвергнута. Возвратившийся в сане кардинала Исидор
был арестован и заключен в Чудов монастырь. Уния, а затем и последовавшее в 1453 г. падение Константинополя подорвали авторитет греческой церкви. Это нашло свое выражение в изменении положения русской церкви: Московская митрополия стала автокефальной, отделившейся от константинопольского патриарха. Первым русским автокефальным митрополитом стал рязанский епископ Иона, который, не без колебаний, поддержал Василия II в феодальной войне. Митрополичья кафедра, таким образом, приобретала национальное значение. Следствием этого была возросшая зависимость митрополита от великокняжеской светской власти. В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его и стал Сергий
Радонежский,
основатель Троицкого монастыря. В его обители утвердился
общежитийный устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной
собственности. Сергий был современником и сподвижником митрополита Алексея. В его время началось духовное возрождение Руси, подлинное усвоение русским народом духа Евангелия, консолидация перед лицом золотоордынского врага. Общенациональный нравственный авторитет, которым пользовался преподобный Сергий, олицетворял то высокое положение, которое имела Русская Церковь в то переломное время, ее национально-интегрирующую роль. Расцвели церковная письменность (особенно агиография), иконопись (Андрей Рублев). Ученики преподобного Сергия основали около 40 новых монастырей.
Флорентийская уния - соглашение об объединении католических и православных церквей на соборе во Флоренции в июле 1439 г. Заключена на условиях принятия православием догм католического вероучения — о филиокве, чистилище, главенстве папы — при сохранении православных обрядов, греческого языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих — как духовенства, так и мирян «под обоими видами», т е хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить православную церковь и православные страны своему влиянию. Греческое духовенство и византийский император Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности. Однако русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Ф У, Исидор был низложен. Только в некоторых юго-западных областях Руси, подчиненных в то время литовскому князю, уния была принята Вскоре Ф У была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор православной церкви 1443 г предал ее проклятию.




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...