Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научно-технический прогресс в начале ХХ в. Центры и периферия индустриального мира. Социальные движения в начале ХХ в



Со­дер­жа­ние научно-тех­ни­че­ско­го про­грес­са со­сто­ит в совместном раз­ви­тии науки и тех­ни­ки от низ­ших ви­дов к выс­шим, реа­ли­зуе­мом на раз­лич­ных уров­нях - на уров­не по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия всей со­во­куп­ной тех­ни­ки на про­тя­же­нии всей ее ис­то­рии, на уров­не от­дель­ных ее от­рас­лей и ви­дов тех­ни­ки, на­ко­нец, на уров­не от­дель­но­го пред­при­ятия и тех­ни­че­ских уст­ройств. Но пе­ре­ход от ме­нее к бо­лее со­вер­ше­нной тех­ни­ке, осу­ще­ст­в­ляе­мой в про­цес­се че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, не са­мо­цель. Че­ло­век за­ме­ща­ет свой труд ра­бо­той тех­ни­ки с един­ст­вен­ной це­лью - как мож­но боль­ше ос­во­бо­дить се­бя от тя­же­лой ру­тин­ной ра­бо­ты, уве­ли­чить сте­пень сво­бо­ды сво­их дей­ст­вий. По­это­му сущ­ность тех­ни­че­ско­го про­грес­са со­сто­ит в за­ме­не тру­да че­ло­ве­ка ра­бо­той ма­ши­ны с це­лью уве­ли­че­ния сте­пе­ни сво­бо­ды че­ло­ве­ка.

В истории научно-технического прогресса выделяют две промышленные революции (первая — конец XVIII — начало XIX в.; вторая — последняя треть XIX — начало XX в., ее еще называют электротехнической революцией), и научно-техническая революция, которая началась в 50-х гг. XX в. и продолжается в наше время.

В XX в. техника прочно вошла в жизнь общества, стала необходимой частью человеческого существования, одной из основных ценностей современной цивилизации. Техника как феномен человеческой деятельности прошла длительный путь развития.

Поворотным пунктом в развитии техники стало открытие парового двигателя (1776 г.); вслед за этим был создан электромотор (динамо-машина в 1867 г.). Энергия, полученная из угля и силы воды, направлялась повсюду, где в ней нуждались. Прежняя механика располагала лишь ограниченной мощью в виде физической силы человека или животного, силы ветра или воды. Теперь в распоряжении человека появилась в тысячу раз большая сила, которую, как сначала казалось, можно увеличивать до бесконечности.

Технологическая цивилизация принесла новые духовные и жизненные ценности, которые включают в себя понимание человека как деятельного существа, противостоящего миру и призванного преобразовывать и подчинять его своей власти; понимание самой деятельности как инновационного процесса, направленного на преобразование мира; отношение к природе как внешней упорядоченной среде, предназначение которой - служить материалом и ресурсами для человеческой деятельности. Скорректированные между собой, эти ценности обеспечили ускоренное развитие технологических обществ, главной движущей силой которых явился научно-технический прогресс.

К началу XX в. научно-технический прогресс стал восприниматься как один из важнейших факторов, способствующих позитивному развитию человечества, повышению материального благосостояния и улучшению качества жизни.

В 1930-х гг. широкое распространение получает "технократическая концепция", предлагающая новое видение возможностей и путей развития человечества, новые ценностные ориентации, серьезные институциональные перемены, включая новое понимание власти в технократическом обществе. Технический прогресс начинает признаваться ведущей силой в развитии общества.

Как система управления "технократия" характеризуется преобладанием специалистов разных профессий в правительственных учреждениях и руководстве корпораций, привлекаемых для выработки решений и рекомендаций по вопросам экономической и социальной деятельности с целью обеспечения большей эффективности.

В 1941 г. американский социолог Дж. Бернхейм в книге "Революция менеджеров", развивая идею "власти специалистов", обратил внимание на то, что "технократия" в лице менеджеров (управляющих) стала политической реальностью в ряде стран мира и что под воздействием "технологической революции" капитализм сменяется не социализмом, а "обществом управляющих". Собственность означает контроль, считал Бернхейм: если нет контроля, то нет и собственности. Поскольку собственность и контроль в корпорациях и государстве отделены друг от друга, то собственность должна перейти в руки осуществляющих контроль. В данном случае - менеджеров.

В последующем идеи "технократии" стали основой концепций "нового индустриального общества" (Дж. Гэлбрейт), "технотронного общества" (3. Бжезинский), "постиндустриального общества" (Д. Белл), в которых нашли отражение важные перемены в организации и управлении современным обществом и производством.

Успех "технократической концепции", развиваемой в странах Западной Европы и США, во многом был обусловлен надеждами людей на достижение устойчивого социального прогресса и роста благосостояния в обществе. Предполагалось, что с помощью новых научных открытий и достижений техники будут, наконец, разрешены острые социальные противоречия, преодолены последствия социокультурного кризиса. Обсуждались проблемы рациональной организации общества, рационального управления на основе четкого, "инженерного" расчета потребностей и возможностей человека. На смену культу разума приходит культ научно-технического знания, вера в его безграничные возможности. С перспективами научно-технического развития начинают связывать надежды на обретение прочного фундамента социальной стабильности.

Однако наряду с материальными, производственными и прочими достижениями, неограничиваемое развитие техники привело к появлению новых проблем. Как оказалось, комплекс негативных последствий технологического развития весьма широк. И, прежде всего, это проблемы, связанные с функционированием системы "человек - общество - природа": исчерпание природных ресурсов, нарушение экологического равновесия, загрязнение природной среды и т.д. Комплекс последствий "технизации" общества расширился еще и потому, что в XX в. техника, обретая некое самостоятельное и, как кажется, неуправляемое существование, начинает проникать во внутреннюю жизнь человека и модифицировать ее. Наряду с экологическими, природоохранными проблемами стали появляться проблемы личностного, социально-психологического и правового характера.

Отмечается все возрастающая зависимость человека от достижений техники, подавление деятельной активности, обострение морального кризиса, кризиса человеческой нравственности в условиях технологической урбанизации. Все чаще высказываются опасения о возможности перехода технологического развития в такую фазу, когда развитие превратится в экспансию и станет неуправляемым.

К концу 1940-х гг. движение "технократии" постепенно стало терять популярность. Опасные последствия технического развития становились все более очевидными.

Критическое восприятие последствий технического развития обострило интерес к социально-этическим проблемам современной техники. Эти проблемы находятся в центре внимания философии техники - самостоятельного направления современной философии, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы.

В этой связи понятие "научно-технический прогресс" постепенно выходит из научного оборота. Вместо него все чаще используют понятия "научно-техническая революция" и "инновации".





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1105 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...