Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. 4 страница



- происходит упадок ремесла, торговли и городской жизни,

- земледелие стремительно скатывается к более низкому уровню,

- население все больше разоряется и слабеет.

К окончательной гибели Римской империи приводит поднятие налогов. Ее падению содействовало и то, что он не представляла единства ни в экономическом, ни в национальном отношении. Империя Цезаря - Римская империя, - просуществовавшая столетия, всем же оставалась непрочным образованием. Племена и народности Италии, Галлии, Британии, Испании, Африки и других областей жили своей жизнью и говорили на своем языке. Даже в местах, где распространился латинский язык, он распался на национальные наречия. Уже с ІІІ в., и даже раньше, народности и племена, вошедшие в состав Римской империи, стремились оторваться от этого военно-административного объединения. Распад Империи завершается в V в., не устояв перед вторжением «варварских» (греки и римляне называли варварами, т.е. «дикими», всех негреков и неримлян) племен и их союзов.

Римская империя была окружена «варварскими» племенами, ей приходилось вести с ними почти непрерывную войну. Некоторые из них жили и на ее территории. «Варварский» мир был для римлян постоянным источником рабов, которыми становились пленные, захваченные в пограничных войнах. Более того, римское войско в значительной своей части стояло из «варваров», некоторые из них добились весьма высокого положения в империи. Именно от них ждали избавления все рабы и обиженные. Окружавшие Римскую империю народы представляли очень пеструю и неустойчивую в этническом отношении массу. Они распадались на множество племен, самыми многочисленными были:

1) кельты

Кельтские племена давно были известны римлянам под именем галлов. Они составляли основное население Галлии, Испании, Северной Италии, Британии и Ирландии. Кельтские поселения заходили далеко на восток - в Прикарпатье, на Балканский полуостров, даже в Малую Азию.

2) германцы

Племена, которые римские писатели называют германцами, были разбросаны на обширных пространствах между Рейном, Дунаем и бассейном Вислы и Южной Скандинавией. Во времена Цезаря западногерманские племена, объединившиеся под именем свевов, находились еще на стадии первобытно-общинной формации. Главные их занятия - скотоводство и земледелие, охота.

3) славяне

Со славянами Римская империя столкнулась позже, чем с германцами. Но уже у Тацита и Птолемея (ІІ в.) встречаются упоминания о венедах, живших в районе Вислы и далее к востоку, вплоть до Балтийского моря и на севере и до Карпат и Дуная на юге.

С ІІІ века к племенам Причерноморья стали присоединяться переселившиеся с севера готы. Готы принадлежали к восточно-германской группе народов:

- готские племена, осевшие по Днепру, получили название «западных готов» (вестготов, или визиготов),

- занявшие земли по нижнему Днепру, - «восточных готов» (остготов, или остроготов).

409 г. - вождь готов Аларих осадил Рим. Перед взором варварского войска предстал огромный и богатый город. Его позолоченные кровли слепили глаза. Аларих захватил гавань, где находились основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распространилась эпидемия чумы.

14 августа 410 г. - Аларих взял Рим. Три дня и три ночи длились грабеж и избиение жителей. Вскоре Аларих умер. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочисленные и бесценные сокровища, а затем, закопав могилу, воду реки вернули в прежнее русло. Сподвижники Алариха перебили всех рабов, участвовавших в этих похоронах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Но, несмотря на гибель большей части римской знати, восстание рабов Рим продолжал существовать, хотя нападения варварских племен не прекращались. Рим просуществовал до 476 г. Последним римским императором был РомулАвгустул, который был низложен войсками Одоакра и отправили в ссылку. Поэтому 476 г. условно считается годом паденияЗападнойРимскойимперии, а вместе с нею и эпохи Античности.

Несмотря на то что гуманисты ХV в. представляли Средневековье мрачным, невежественным и далеким от прекрасных созданийантичнойкультуры, в настоящее время история средневековой культуры предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества.

§2. Христианство

1.Исторические предпосылки возникновения христианства

Гибнущая Римская империя пыталась спасти свое пошатнувшееся положение новой религией. Этой религией стало христианство. Первое упоминание о христианах мы находим в «Анналах» историка Тацита. Он описал расправу над ранними христианами в Риме, которых император Нерон (годы правления - 54 - 58 гг.) обвинил в намеренном преступлении - поджоге великого Рима, столицы Римской империи. Тацит изображает христиан как предмет «всеобщей ненависти», причина которой - христианские «суеверия», христианская «ненависть к роду людскому». Но чудовищные истязания первых христиан, учиненные по ложному обвинению, пробудили в народе, признает Тациту, некоторое сострадание к христианам. Однако потребовалось несколько веков для того, чтобы христианство стало сначала государственной, а затем и мировой религией.

Обращаясь к рассмотрению исторических предпосылок возникновения христианства, нужно иметь в виду 2 стороны этой проблемы:

1) понять, почему античный мир перестали удовлетворять традиционные языческие верования;

2) что именно заставило людей древнего мира, отвернувшись от старых богов, обратиться к поиску новой религии, которой и стало христианство.

Характерными чертами античных языческих религий были их относительная простота и формальность. Основой культа служило прямое обожествление сил природы во всех ее проявлениях. Постепенно сложилась почитание богов, которые покровительствовали определенной общине или семье. В этом заключалась и сильная, и слабая сторона античной религии. Слабая заключалась в том, что подобная форма религии обслуживала лишь меньшинство населения, а именно: граждан города. Остальная масса неграждан - не только рабы, но и свободные чужеземцы (в Афинах их называли метеками, в Риме - перегринами) - равноправного и заинтересованного участия в официальных культах не принимала. Поэтому подлинного религиозного единства в античной Греции не сложилось. Только в Италии, где римлянам удалось объединить все италийские общины и создать единое римско-италийское государство, религиозная раздробленность была преодолена. Однако Римская империя быстро разрасталась, поэтому религии у каждой территории была своя форма религии.

Еще одна характерная черта - отсутствие особого сословия священнослужителей. И в Греции, и в Риме жреческие обязанности исполнялись, как правило, просто гражданами и должности жрецов занимались, как и обычные чиновничьи должности. Античность не знала профессионального жречества. Все это обусловило неразработанность античных культов, отсутствие в античных религиях учения, что будет характерно для христианства.

Античные языческие религии были возможны только в простом гражданском обществе городов - государств и с развалом этого общества обрекались на угасание. В религиозной жизни античных городов все большее значение приобретали всякого рода религиозные сообщества людей, принадлежавших к одной профессиональной категории и совместно отправлявших культ бога - покровителя:

- в Древней Греции - фиасы

- в Древнем Риме - коллегии.

Эти сообщества позднее стали едва ли не главным каналом, по которому в античном мире пошло распространение христианства. Существование этих религиозных обществ, с особым, хотя и небольшим, аппаратом управления, создавало предпосылки не только для возникновения новой религиозной организации, но и для зарождения профессиональных священнослужителей.

Поскольку старые полисные культы теряли свою притягательную силу, в народе, да и среди части интеллигенции, росло увлечение всякого рода суевериями, таинствами и культами, идущими с эллинского Востока, например, Кибелы, Адониса и особенно Исиды, - культами, которые своим мистериальным (от греческого mystikos - закрытый, таинственный, мистерия - обряд древневосточной религии, якобы соединяющий людей с потусторонними силами, с божеством) характером сильно импонировали религиозным чувствам и запросам античного общества. Крах республики и утверждение империи подвели черту под периодом свободного гражданского развития в Риме. Политическая реакция и социально-экономические трудности порождали атмосферу подавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии, стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для всех слоев античного общества, не исключая и высшие. Ситуация осложнялась тем, что поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому варианту, который мог бы удовлетворить всех.

Необходимую религию утешения античное общество могло найти только само, т.е. такая религия должна была возникнуть снизу, в самой народной гуще. При этом она должна была отличаться новыми качествами:

- идеей сострадания, человечностью,

- наличием культа единого, универсального божества.

Такая религия и появилась в начале новой эры - это возникновение среди эллинизированных иудеев христианство.

2. Истоки христианской религии

Евреи утвердились в Палестине к концу ХІІІ в. до н.э. На рубеже ХІ - Х вв. до н.э. в Палестине складывается объединенное царство Израиля и Иудеи со столицей в Иерусалиме. Создание государства связано с деятельностью царя Саула, его преемника Давида и сына Давида - Соломона. После смерти Соломона, во второй половине Х в. до н.э. древнееврейское государство распадается на 2 небольших самостоятельных царства:

1) Израиль - столица Самария, располагался на севере. В VІІІ в. до н.э. ассирийцы разгромили Израиль

2) Иудея - столица Иерусалим, располагался на юге. В 63 г. до н.э. Иудея попала под власть Рима. На первых порах римляне сохранили правление царей из местной династии, но в 6 г. Иудея окончательно превращается в провинцию с римским прокуратором (наместником римского императора) во главе. Римская политика столкнулась в Палестине с упорным сопротивлением. На притеснения властей, на финансовый гнет, на бесцеремонное отношение римских наместников к иудаистским обычаям и святыням местное население отвечало вспышками протеста. Наиболее крупными выступлениями стали 2 больших восстания, так называемые Иудейские войны:

- 66 - 70 гг. - при императоре Нероне,

- 132 - 135 гг. - при императоре Адриане.

Римские войска жестоко подавили оба восстания:

- многие города были разорены дотла (в том числе Иерусалим, и второй раз разрушен Иерусалимский храм),

- множество людей убито или продано в рабство,

- большая часть иудеев, спасаясь от репрессий римлян, бежало за пределы Палестины, пополнив ряды иудейской диаспоры - давно уже существовали зоны рассеяния иудеев по берегам Средиземноморья.

По подсчетам современных историков, из 3 - 4 миллионов человек, составлявших в ту пору еврейские население античного мира, в Палестине осталось около 700 тысяч.

3. Библия: история возникновения

Эта историческая трагедия древнееврейского народа нашла яркое отражение в крупнейшем памятнике его религиозной мысли - Библии. Впрочем, определение Библии как памятника религиозной мысли отражает лишь наиболее существенную ее черту; на самом деле Библия - это литературный свод, включивший в себя самые разнообразные сочинения, созданные европейским сочинения, созданные еврейским народом в глубокой древности:

- мифологические и религиозные предания и трактаты,

- исторические хроники,

- религиозно-политические памфлеты,

- романтические повести и пр.

Этот сложный состав находит отчетливое отражение в самом названии: «библия», в переводе с греческого, буквально означает «книги», «сочинения», что точно соответствует обозначениям этого памятника на древнееврейском языке. Библия складывалась на протяжении длительного времени.

Библия состоит из Ветхого и Нового заветов.

Ветхий завет обычно подразделяют на 3 больших раздела:

1) Тора (или Пятикнижие Моисея)

2) Пророки

3) Писания.

История этого текста также достаточна сложна: еврейский канон сложился ко ІІ в. н.э., однако еще раньше появился греческий перевод Ветхого завета, выполненный, по преданию, в Александрии в ІІІ в. до н.э. (так называемый перевод 70 толкователей - переводчиков, или Септуагинта).

Особенно ярко Ветхий завет рисует главные религиозные идеи, выработанные в первой половине І тысячелетия до н.э.:





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 123 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...