Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Путь автора к творчеству

Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге. Братья Карла все учились в петербургской Академии художеств. Поступление Карла в Академию относится к 1809 году. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

Брюллов постоянно обгонял своих однокашников. Ему не только было позволено до времени начать рисование с гипсов, много раньше своих соучеников он получил разрешение заниматься собственными композициями. Первая среди них - большой, подцвеченный пастелью рисунок "Гений искусства". Прекрасный и величественный Гений искусства восседает, опершись на лиру. Автор словно бы вдохнул жизнь в античного бога, пребывающего в расцвете юных сил, увековеченного в блистательной, непреходящей юности. (8, стр. 5 )

Тонкое чувство формы, поражающая пластичность картин Брюллова - результат любовного изучения классики. Еще в академии юный художник сорок раз рисовал сложнейшую группу Лаокоона, двенадцать раз копировал Веласкеса.

Его особенно влечет портрет - жанр, считавшийся в Академии низким родом живописи. Романтизм, в отличие от классицизма, огромное значение придает цвету, и характерно, что Брюллов на тогдашнем этапе самостоятельного творчества почти не рисует. В масле, акварели он создает серию живописных портретов - черты актеров Рамазановых, своего покровителя статс-секретаря П.А. Кикина, его жены и их дочери, А.И. Дмитриева-Мамонова, своей старой бабушки. Конечно же, его первые опыты еще бесконечно далеки от таких блестящих образцов русского романтического портрета, как портреты А.К. Швальбе, Е.В. Давыдова кисти Кипренского. И все же в лучших из портретов ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй души, непринужденность проявления характера.

2 мая 1823 года братья Брюлловы въехали в Рим. Здесь, в Риме, молодой живописец так близко подошел к изучению великих шедевров классики, что с поразительной зрелостью делает глубокие выводы. Вот короткий отрывок из его письма к брату Федору Брюллову - художнику: "Первое, что я приобрел в вояже, есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же; делая соображения из всего виденного во всех галереях, на дороге встречавшихся, вижу, что метода, употребляемая древними мастерами, не без причин".(5, стр. 10)

Как ни много сил отдавал Брюллов эскизам на мифологические и библейские темы, он в то же время неудержимо стремился прикоснуться кистью к живому теплу бурлящей вокруг жизни. Процесс внутреннего противоборства завершится к началу 1830-х годов: после 1829 он в сущности перестанет обращаться к мифологическим сюжетам, свое истинное призвание он найдет в живописи портретной и жанровой, в темах, почерпнутых из реальной истории. (1, стр. 5) Классицистические приемы постепенно вытеснятся новыми - романтическими, а позднее, в лучших портретах, и реалистическими.

2.2. Замысел автора и его воплощение на примере картины «Елизаветы Салтыковой»

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой был написан 1841г. в Санкт-Петербурге в эпоху романтизма.

На переднем плане картины К.Брюллова изображена девушка, одетая в раскошный наряд и находящаяся в парадной гостиной.

На ее портрете ярко проявляются романтические устремления художника. Восхищение, любование моделью сопутствовало такому произведению.

В ее взгляде много гордости. Это самодостаточная женщина, с большим жизненным опытом. Она ведет властное спокойствие и умение держать себя непринуждённо в любой ситуации. Один её вид говорит о том, что перед нами не простая женщина, а настоящая дворянка. Женщина со сложной, но интересной судьбой.

Изображение княгини Е.П.Салтыковой может быть названо портретом-картиной. Новые качества большого полотна Брюллова — душевность и лиричность в обрисовке внутреннего состояния человека. Они неизбежно должны были разрушить условность и декоративность парадного портрета, что и являлось главной идеей автора.

Опустив опахало иа павлиньих перьев, Салтыкова утомленно опустилась в кресло. Обстановка с тропическими растениями и разостланной на полу леопардовой шкурой вводит в необычный, почти сказочный мир. Феерично сверкает палитра художника, построенная на сочетании цветов — голубого платья, красной шали, зеленых кустов.

Но сквозь все эффекты экзотического окружения Брюллов пронес мягкую женственность облика княгини, поэтичность ее чувств, преодолев ту светскую отчужденность, которой обычно веет от парадных портретов.

Безукоризненность рисунка, мастерство композиционного решения, блеск фактуры ставят портрет Салтыковой в первый ряд произведений Брюллова.

Нужно отметить, что Брюллов очень точно подбирал разные материалы в своих картинах и все предметы гармонично сочетались в ней, возможно, отображая внутренний и духовный мир человека.

Как писал один из его учеников Мокрицкий, «К работе над портретом Салтыковой Брюллов пытался привлечь некоторых своих учеников, но профессиональная взыскательность заставила его отказаться от принятого решения».

Значение этой картины, исходня из замысла автора, является показать всю душевность и лиричность в обрисовке внутреннего состояния человека, а не условность и декоративность, тем самым разрушить стереотипы парадного портрета.

2.3. Изменение в творчестве и индивидуальность автора на примере картины «Портрет графини Ю. П. Самойловой».

Достижения Карла Брюллова в портретной области признавались безусловными и неоспоримыми, в том числе и такими суровыми критиками, как Владимир Стасов и Александр Бенуа. К лучшим образцам брюлловского парадного портрета принадлежат изображения графини Юлии Павловны Самойловой – идеала всей его жизни.

Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха, перед той, которую за вольность взглядов, за независимость поведения недолюбливал самодержец всероссийский Николай I, дальний ее родственник.

Брюллов начал писать портрет, который снова должен был показать всем его идеал в жизни и в искусстве. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини, - пик творчества Брюллова - портретиста.

Содержание этого портрета - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Фантастическая грандиозность архитектуры помогает проявиться этой новой грани авторского замысла: кажется, там, в глубине огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном маскараде, а там творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле.

На полотне изображена женщина, которой глубоко безразлично мнение о ней окружающих, особенно если эти окружающие таковы, как гости маскарадного бала. Она пренебрегает ими, как и всем светом. Маска, которую она едва удерживает пальцами, вот-вот упадет, отброшенная за ненадобностью. Явственно видно, что художник восхищался этой женщиной, почитал ее за идеал – иначе ему не удалось бы во всей полноте передать всю прелесть ее лица, плавный изгиб стана, нежность и изящество рук. Прекрасное лицо графини открыто - не только освобождено от маски, но открыто всякому движению искренней, страстной души.(3, стр. 28)

Графине на полотне нет дела до зрителей, она смотрит вдаль, в сторону, ее взгляд то ли блуждает в какой-то фантастической, привлекательной стране, то ли пытается провидеть будущее. Девочка же напротив – вся устремлена к зрителю. Кокетливо согнутая ножка, расслабленная томность лица и сосредоточенность взгляда только усиливают впечатление. Клубящийся алый занавес напоминает полыхающее небо Помпеи или воспоминание Брюлловым академической школы, вот только за ним открывается картина шумного бала, где мелькают фигуры в разнообразных, сказочных одеяниях. Все в масках – бал-маскарад, только графиня с дочерью открыли лица, совершенно не скрывая своей красоты.

В русской живописи, возможно, только Брюллов умел использовать бравурную роскошь аксессуаров, щедроее богатство красок, патетическое красноречие приемов парадного портрета для выражения искреннего чувства. Поэтому А.Бенуа, суровый критик Брюллова, вынужден был признать, что в портрете графини Самойловой Брюллову удалось, "вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной сатанинская прелесть его модели". (3, стр. 35)Сверкающие потоки краски словно льются на холст, умело направляемые кистью художника. Суховато-расчерченная архитектура задника оттеняет сочность, стремительность живописи первого плана. Полнокровность этой живописи, скульптурная пластика объемов торжестуют над мнимостью мира, оставляемого героинями произведения. Грациозная Амацилия испытующе смотрит прямо в глаза зрителю, словно устанавливая связь с реальным пространством перед картиной. Но над всем цаственно господствует величавая фигура графини, ее прекрасное, свежее лицо, обрамленное змеящимися черными локонами, эффектно сияет на фоне алого занавеса, как будто взметенного ветром, поднятым стремительным уходом Самойловой. (7, стр. 20) Смелый, ликующий, полный свободной страсти взгляд устремлен на волю, вдаль от лицедейства маскарада. Пренебрежение к светским условностям и независимость графини нередко вызывали раздражение двора, и сюжет картины, мотив ухода, разрыва, находит объяснение в ее гордой натуре, восхитившей Брюллова.

Считают, что Брюллов показал на портрете, как графиня «покидает этот маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле». (7, стр. 31) Графиня – сама честность и искренность, в противоположность маскам, оставшимся позади. Возможно, и был такой подтекст у картины: «Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света». (7, стр.32) Может быть, именно это и хотел показать нам художник в своем произведении.

III. Заключение.

Таким образом, слава, которая сопровождала художника в течение всей жизни, окружила его уже в академические годы. С детских лет Карл Брюллов проявил незаурядные способности в рисовании и с успехом закончил Академию художеств. Его непосредственными учителями были А.И. Иванов, В.И. Шебуев, А.Е. Егоров. Брюллов выделялся среди других учеников Академии, был наставником своих товарищей. Выполняя одну из первых своих академических работ - «Нарцисс», Карл проявил богатую фантазию и мастерство, отступив от академических норм, по иному трактуя человеческое тело в окружении пейзажа. Современники Брюллова - Н.А. Рамазанов, М.И. Железнов и другие отмечают, что уже в ранние академические годы художник проявил свой талант и индивидуальность, отмечают и его разносторонние интересы - он занимался литографией, изучал скульптуру, пробовал себя в портретном жанре, писал театральные декорации и выполнял эскизы костюмов, обладал повышенным чувством формы и прекрасным знанием академического рисунка.

Искусство художника привлекало современников жизненной энергией, блеском фантазии. В тяжелые годы николаевской реакции его произведения будили интерес к человеку, его ярким чувством, вселяли надежду на победу света над тьмой.

В творчестве Брюллова сказались многие существенные стороны развития русского искусства 20-40-х годов XIX века. В произведениях художника давали себя знать традиции классицизма, выступавшие в сложном сочетании с романтическими элементами. В классицизме Карла Брюллова привлекали идеал совершенной красоты человека, идеи гражданственности. Романтизм давал выход драматическому ощущению жизни, имевшему в своей основе то неприятие мрачной окружающей действительности, которое было свойственно многим мыслящим людям в последекабристский период. (6, стр. 8)

В первые годы пребывания в Италии художник разрабатывает мифологические сюжеты, где проявляются веяния романтизма - чувственное восприятие природы. В этот период Брюллов обращается и к созданию жанровых сцен. Его привлекают национальные типы, костюмы, природа Италии, народные праздники. Природа и человек в его полотнах выступают в органической взаимосвязи. Большое внимание художник уделяет работе с натуры, передаче освещения. Его талант - мастерски передавать в картинах свет отмечал Рамазанов.

Творческий диапазон художника был необычайно широк. Брюллов был историческим живописцем, жанристом, пейзажистом и портретистом. Многосторонность его таланта была отмечена Н.В. Гоголем. Она выражалась в разнообразии жанров и сюжетов, в широте охвата жизненных явлений. Брюллов стремился к изображению больших исторических тем, позволяющим показать трагическое событие в жизни человечества. Драматический дар проявлялся и в портретах, отличающихся значительностью образов. Рисуя современников, Брюллов раскрывал богатство и страстность человеческой натуры, возвышенность устремлений.

Карл Брюллов в Италии много времени уделял портретному творчеству. Изображая своих соотечественников, он создавал разнообразные по характеру портреты - лирически-камерные, жанрово-бытовые и парадно-репрезентативные.

Герои Брюллова познали столкновения с жизнью, борьбу, разочарования и душевные конфликты. Рефлексия - новая черта, которая появилась в характеристиках Брюллова и была отмечена рядом его современников. Он раскрывал в портретах всю сложность человеческой психики, которая была порождена в людях новым временем, как бы раскрашивал внутренний мир всеми цветами радуги.

Брюллов придавал новый блеск парадному портрету. Яркость образов, богатство изобразительных мотивов, композиционное совершенство позволяют называть парадные портреты Брюллова сюжетными картинами. Большое внимание уделял художник акварельному портрету.

Виртуозность, быстрота исполнения, упорное и вдумчивое изучение человека или конкретного события, умение решать свой замысел даже в маленьком эскизе композиции - все это не раз отмечали соратника К.П. Брюллова.(6, стр. 40) Именно эти качества помогли художнику добиться больших успехов.

Мокрицкий подробно изложил педагогические взгляды и методы Брюллова: приобщение учеников к живой действительности, внимательное изучение натуры, строения человеческого тела, интерес к тончайшим оттенкам человеческой души. Брюллов также не отрицал и некоторые приемы, выработанные в Академии - подробное изучение собраний Эрмитажа, считал полезным копирование классических произведений, так как это обогащает юных художников.

Мокрицкий называет Брюллова величайшим мастером в области портрета, исторической живописи, пейзажа, карикатуры. Он излагает подробный материал о круге общения Брюллова, о разносторонних интересах мастера, рисует главнейшие события из жизни художника, приводит точную датировку многих его произведений. (3, стр. 39 )

Несмотря на столь расхожие взгляды среди современников Брюллова все же он был одним из ярчайших художников в русском искусстве второй трети XIX века. К.П. Брюллов был талантливым педагогом. Его учениками были Мокрицкий Н.А., Гагарин Г.Г., М.И. Железнов и другие. Традиции учителя были продолжены Шевченко Т.Г., Агиным А.А., Федотовым П.А., Степановым Г.

Карл Брюллов внес большой вклад в развитие Академии художеств. Он мечтал создать школу на Украине, уделял большое внимание обучению крепостных и учеников из провинций.

Художник оставил после себя десятки произведений - портреты, пейзажи, жанровые полотна. Своей главной картиной «Последний день Помпеи» он изменил укоренившиеся представления о задачах исторической живописи и в числе первых нарушил привычные каноны классицистического искусства. Своей портретной живописью Брюллов прокладывал пути реализму. Классицизм и романтизм мирно развивались в его творчестве и это было одной из его особенностей.

Список литературы.

1. Ацаркина Э. «Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество». - М.: Искусство, 1963

2. Грабарь И.Э. «Валентин Александрович Серов». Жизнь и творчество. - М., 1914.

3. Дозорцева Ж. «Звучащие полотна Карла Брюллова». Наука и жизнь. -М.:№11, 2008 год

4. Зименко В. М. "Орест Адамович Кипренский. 1782-1836". М., 1988.

5. Корнилова А.В. «Карл Брюллов в Петербурге». Лениздат 1976.

6. Машковцев Н.Г. К.П. «Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников»., М., 1952.

7. Майорова Н., Скоков Г. «Шедевры русской живописи. Первая половина XIX века»., М., 2006.

8. Порудоминский В.И. «Карл Брюллов». - М.: Молодая гвардия, 1979г

План.

I. Вступление.

II. Основная часть.

2.1. Путь автора к творчеству.

2.2. Замысел автора и его воплощение на примере картины «Елизаветы Салтыковой».

2.3 Изменение в творчестве и индивидуальность автора на примере картины «Портрет графини Ю. П. Самойловой».

III. Заключение.

Реферат

На тему: Развитие портретного искусства в творчестве К.Брюллова.

Выполнил: Ученик 10б класса

Иванов Артем

Великий Новгород


Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 148 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...