Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектура романского периода



Глава IV

Романское искусство

В X веке в Европе складывается стиль, распространившийся по всему континенту и длившийся примерно до второй половины XII века. Стилем называется внутренняя связь элементов художественного целого. Гораздо позднее, в XIX столетии историки искусства назвали его романским, потому что в этот период европейские зодчие использовали полуциркульные арки, цилиндрические и крестовые своды, как и во времена римской (романской) античности. Романский стиль связан с утверждением христианства как основной религии.

Необходимо отметить, что романское искусство возникло на землях, когда-то входивших в состав Римской империи и теперь населенных народами, говорящими на языках романской группы.

Архитектура романского периода

Ведущим видом искусства этого времени была архитектура. Она отличалась суровостью и тяжеловесностью. Среди построек этого периода преобладали храмы, монастыри и замки феодалов, для которых характерны ясность архитектурного силуэта и лаконичность наружнего убранства. Во время строительства всех сооружений всегда учитывался рельеф местности, что придавало зданиям особенно прочный и основательный вид. Постройки романского периода имели мощные, массивные стены с узкими проемами окон и перспективные порталы, главным строительным материалом был камень. Для дверных и оконных проемов использовалась арочная форма.

Начало второго тысячелетия было ознаменовано зарождением рыцарства. Рыцарем мог стать человек благородного происхождения. Прежде чем получить это звание, юноша должен был прослужить некоторое время в качестве оруженосца при каком-либо сеньоре. По истечении срока он получал панцирь, шлем, копье и меч – символ его нового положения. Ночь перед обрядом посвящения в рыцари молодой человек должен был проводить в молитвах, а его меч в это время находился в алтарной части храма. Таким образом, новый рыцарь получал духовное благословение, после чего его главными обязанностями были - защита церкви и христианской веры. Однако, время зрелого Средневековья характеризуется не только крестовыми походами, но и бесконечными феодальными распрями и войнами, что обусловило появление множества замков.

Замок был не только жилищем сеньора, его главной задачей была защита от врагов феодала, его семьи и приближенных - вот почему все замки строились как крепости. Для их строительства выбиралась местность с естественной возвышенностью, обрывистые берега или острова широких рек и озер. В случае отсутствия естественных водных преград, вокруг замка вырывали ров и его наполняли водой. Через ров перекидывали подъемный мост. Единственным входом в замок были ворота башни, к которой вел этот мост. Если возникала опасность, мост немедленно поднимался, ворота закрывались, а сверху еще опускалась массивная решетка. Иногда замок опоясывал сухой ров со вкопанными кольями, которые задерживали атакующих и тем самым делали их отличной мишенью.

Замок мог выдержать штурм и длительную осаду, для этого его стены строились толщиной в несколько метров. Бойницы и амбразуры располагались таким образом, чтобы стрелки держали под прицелом территорию вокруг замка. Снаружи бойницы выглядели, как узкие щели, но они расширялись внутрь, что давало возможность лучникам стоять сбоку от проема и наблюдать за ходом битвы. Когда враг приближался, воины становились по центру бойницы и стреляли.

Стены замка завершались зубцами, рядом с которыми с внутренней стороны находился деревянный настил, где стояли защитники крепости. Отсюда они стреляли по врагу, сбрасывали на их головы камни, выливали кипящую смолу или нечистоты. В некоторых замках в крышах ворот делались дыры, через которые лилась вода, чтобы погасить огонь, а в случае необходимости их использовали для того, чтобы остановить нападавших с помощью кипятка или раскаленного песка.

В XII веке на стенах замков появились навесные бойницы – машикули. Зубчатый парапет подпирали мощные опоры - консоли, между которыми располагались отверстия. Через них сыпались стрелы на врагов, сумевших близко подобраться к стенам крепости.

Несколько позднее замки начинают строить таким образом, что одно кольцо каменных стен опоясывалось другим. Получалась как бы крепость внутри крепости. Внутренние стены были выше наружных. Это давало возможность вести бой с внутренних и внешних стен одновременно, через головы других защитников замка. Даже если наступающие преодолевали первую стену штурмом, они оказывались перед еще более мощным укреплением.

Над стенами, окружающими замок, возвышались башни. Вначале многие из них были квадратной формы. Позднее, их стали строить круглыми, что позволило увеличить радиус обстрела.

Самая высокая башня - донжон – строилась в центре замка. Она имела 3-4 этажа и становилась последним убежищем в случае осады. Нижний этаж отводился под кладовые, на втором жил сеньор со своими домочадцами, на третьем находились помещения для слуг и охраны. На крыше дежурил дозор, а подземелье использовалось как тюрьма.

Главный зал донжона имел окна, расположенные в глубоких нишах. В некоторых нишах были двери, ведущие в находящиеся внутри стен потайные комнаты или уборные. Немного выше, внутри стены проходила галерея, опоясывающая зал.

Большой просторный зал был главным помещением замка. Здесь обсуждали важнейшие дела, ели, спали. Когда-то на полу в центре зала находился открытый очаг. Каменное строительство внесло изменения: теперь огонь можно было разводить близ стены – так появился камин. Рядом на помосте стоял стол сеньора, откуда феодал мог окинуть взглядом весь зал. Пол украшали изразцы, а стены – шпалеры – тканые ковры, которые одновременно служили для утепления жилого помещения.

Средневековые замки имели множество винтовых лестниц. Они были устроены таким образом, что круглый край ступени опирался на такой же край предыдущей ступени, в результате чего получался столб, а сама лестница оказывалась «закрученной» по часовой стрелке. Во время штурма движение врагов по таким лестницам было затруднено, потому что меч нападавшего, находившийся в правой руке, все время натыкался на каменный столб.

С XII века донжон заселяется только во время осады. Для проживания сеньора рядом с главной башней строится дом. Кроме него в замковый комплекс входит капелла, кухня, конюшня, погреба.

Слово «замок» понималось не только как «крепость», но и как сообщество его обитателей, где у каждого были свои обязанности. Коннетабль или кастелян отвечал за постройки и оборонительные сооружения; маршал – за слуг, гарнизон и конюшню; камергер обеспечивал запасы еды и напитков; сенешаль распоряжался казной и имением.

Замок был символом феодальных прав своего владельца и его могущества. Враждующие сеньоры часто соперничали друг с другом. Это касалось высоты башен, толщины стен, надежности укреплений. Замок должен был внушать чувство уважения и трепета. Знаменитыми памятниками того времени являются лондонский Тауэр (Белая башня), французский замок Пьерфон к северу от Парижа и королевский дворец Алькасар в Сеговии (Испания).

C наибольшей полнотой дух романской эпохи выразился в культовой архитектуре. Господствующим типом была монастырская церковь. Монастыри являлись культурными центрами с хорошо налаженным хозяйством. Они располагали необходимыми для строительства силами и средствами.

Три важнейшие задачи стояли перед зодчими этого времени:

1)приведение планировки церкви в соответствии с требованиями уже оформившегося католического культа (в 1054 г. произошло разделение восточно-христианской и западной церкви);

2)решение проблемы каменного перекрытия;

3)достижение ясности соотношений пространств и объемов здания.

Для западной церкви господствующим стал базиликальный тип храма, который должен был выразить главную идею католичества – «крестный путь» как путь страданий и искупления.

Облик романской церкви прост и ясен. Он состоит из простых, геометрически четких и легко обозримых объемов. Ведущим началом в облике храма является стена, ее масса и поверхность.

Интерьер церкви был подчинен нуждам богослужения. Продольные нефы отличались размеренностью и четкостью ритма массивных опорных столбов. Его прерывало пространство трансепта, увеличившего свои рукава и отодвинутого к западу. В результате таких изменений план храма принял форму латинского креста. Башня над средокрестьем, акцентируя устремленность к небу, была призвана обозначить границу между земной и небесной сферой, между прихожанами и клиром.

Алтарная часть также претерпела изменения. Хор удлинился и был поднят над общим уровнем пола, чтобы открыть доступ в крипту.

Большое количество паломников, следовавших к святым местам, увеличивавшееся население требовало расширения монастырских храмов для их приема. Во избежание пожаров деревянные конструкции были заменены каменными. Ритмическое единство и целостность всему храма придал цилиндрический свод, простой по своим очертаниям, но весьма сложный в конструктивном отношении. Его распор равномерно распределяется по всей длине несущих стен, что делало трудным создание в них значительных проемов, поэтому храмы, имеющие подобные своды отличались грузностью конструкций и малой освещенностью интерьера.

Крестовые своды стали использовать несколько позднее. Они позволили выделить силовые линии постройки. Распор концентрировался в строго определенных точках – в концах ребер свода. Именно эти участки стены или опоры следовало усиливать в первую очередь. Пространство между ними могли уже занимать более значительные проемы. Применение крестовых сводов вызвало необходимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора.

Главным лейтмотивом романского храма стала полуциркульная арка. Она завершала порталы и оконные проемы, повторялась аркадах нефов и очертаниях сводов. Именно благодаря полуциркульной арке в романских храмах присутствует спокойный, размеренный ритм, которому свойственна величавость и сдержанность.

Романский стиль считается общеевропейским, но, несмотря на это, в каждой стране он приобретал особенные, неповторимые черты.

Начиная с XI столетия, огромное число паломников стало отправляться к святым местам, связанных с именами первых христианских мучеников. Главными центрами были Палестина, Рим и Северная Испания. Дороги, ведущие к этим святым местам, проходили через территорию юга Франции. Именно здесь было построено огромное число паломнических церквей. Французские храмы имели несколько капелл с хранящимися там реликвиями. Среди них – церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сен Лазар в Отене.

В Нормандии, на севере Франции, храмы отличались большей суровостью и сдержанностью, по своему облику они скорее напоминали крепости. Западный фасад многих церквей украшали симметрично расположенные башни (церковь Сент-Этьенн, Кан).

Не меньшая сдержанность характерна и для английских культовых сооружений (церковь Всех святых в Эрлс-Бартоне). Вильгельм Завоеватель, вторгшийся на территорию Англии в 1066 г., принес с собой традиции нормандской архитектуры. В 1093 г. им было начало строительство Дерхемского собора – одного из самых больших храмов того времени.

Немецкая архитектура продолжала традиции каролингской. Наиболее характерной постройкой может быть названа церковь Сан Михаэль в Гильдесгейме, возведенная при Оттоне I. Она представляет собой трехнефную базилику с высоким центральным нефом и пониженными боковыми. Церковь ориентирована как на восток (три апсиды), так и на запад (крипта и хор с обходом). Трансепты, башни, порталы и окна расположены симметрично.

К самым величественным немецким храмам романского периода принадлежат соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе. Они имели толстые гладкие стены с узкими оконными проемами. Башни, украшавшие западный фасад были приземисты. Эти суровые и неприступные храмы имели облик крепостей.

Романский храм Италии выглядел совершенно иначе. Он прост в плане, рядом с ним – изящный клуатр. Колокольня и баптистерий стоят отдельно от храма. Наиболее ярким примером архитектуры этого времени является храмовый комплекс в Пизе, куда входят собор, баптистерий-ротонда (в плане – круг) и цилиндрическая кампанилла (колокольня) – знаменитая «Падающая башня». Беломраморный собор не имеет скульптурного декора, его украшают вставки из цветного мрамора и несколько ярусов изящных аркад.

На севере Италии, в Ломбардии, в таких городах, как Милан, Верона, Феррара, Парма храмы декорировались каменной резьбой. В рельефах капителей, архивольт, порталов можно увидеть изображения полулюдей-полузверей, героев басен Эзопа или рыцарей Круглого стола.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1742 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...