Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие об идеале. Билет 10.1



С тех пор как появилось искусство, его главной темой и неизменной был и остается Человек. Интерес к личности Человека понятен. Ведь искусство отражает действительность Т.Е. жизнь человека, все,что его окружает, его внешний и внутренний облик.

Через произведения искусства он выражает представления о мире, ищет воплощение мечты, прославляет те качества человека, которые позволяют сохранить Человечество в целом, его культуру.

Вся история искусств- это поиск духовной красоты Человека т. е. идеала. Но красоту души не легко охватить взором, как красоту тела.

Вся духовная культура и история человечества воплощена в художественных образах, меняющихся на протяжении тысячелетий. Идеал Человека никогда не был одинаков. Каждая историческая эпоха несла свое представление об идеальном Человеке. Это представление зависело от многих причин: религиозных, политических, экономических, традиций и мироощущения, которые постоянно изменялись, поэтому поиски идеала не прекращались никогда.

Слово «идеал» французского происхождения и переводится как образец, нечто совершенное, лучший образец.

Идеал первобытного человека связан с полезностью. Т.е. человек сильный, выносливый, здоровый, способный оставлять после себя большое потомство.

Идеал человека в эпоху античности должен быть естественно гармоничным и удивительно прекрасным. Поэмы Гомера и скульптурные произведения античных мастеров дают нам образец идеального человека, в котором воплощена идея всестороннего развития его телесных и духовных начал. Главный художественный принцип искусства античности – выражен изречением: «в прекрасном теле – здоровый дух».

Иной идеал человека в Средние века. Им становится монах-аскет, скрывавшийся в монастыре от греховных соблазнов, мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога. Чем больше страдает человек, тем ближе он к Богу, а следовательно, к идеалу.

Образцы мученников и страдальцев за христианскую веру представлены в скульптурах готических соборов, в Византийских мозаиках и Византийских и Древнерусских иконах.

В эпоху Возрождения – это творческий человек, осознающий себя венцом творения, влюбленный в жизнь. Идеальный человек – воплощение доблести, красоты, мужества, благородства и обязательно человек творческий. Таким идеалом стал «Давид» Микеланджело – библейский герой – атлет, вдохновленный благородным порывом к свободе и подвигу.

Рафаэль Санти будет искать идеал женской красоты. Созданные им портреты Мадонн прославят имя художника в веках (Сикстинская мадонна, Мадонна Конестабиле, …, всего более 20).

В эпоху Просвещения идеалом становится человек мыслящий, просвещенный. В VIII веке на смену этому идеалу приходит романтический герой – революционер, отдающий свою жизнь за свободу страны, народа.

В Современном искусстве поиски идеала продолжаются.

14. Идеал Человека в религиях мира. Билет 11.2

Религия – важнейшая часть мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки, мысли, действия, чувства. Одни верят в Бога (агностики), а другие – верят в то, что он не существует (атеисты).

Взаимоотношения Бога и человека всегда были сложными, а порой противоречивыми. У каждого человека свои представления о Боге: в различные времена представители разных народов воспринимали его по-разному. В каждой культуре создавался свой, особый язык общения с Богом. Например, в Древнейшей религии – Буддизме, божественным идеалом стал Будда. Изображения Будды в искусстве прошло длительный путь совершенствования и выработало определенный художественный канон. На начальном этапе развития религии изображения Будды в человеческом облике не встречались; его самого и его учения воплощали в образах священного дерева Бодхи, под которым он достиг просветления. Иногда его изображали в виде трона, Колеса Закона, отпечатков ступней ног, символизирующих уход Великого Учителя за пределы земной жизни.

Основы буддизма в монументальном искусстве изображались в виде колонн, с высеченными указами Правителя, в ступах – мемориальных, погребальных сооружениях, в пещерных храмах, где хранились реликвии (священные предметы) самого Будды.

Лишь к началу Новой Эры Будду начали изображать в виде человека. Прообразом послужила статуя Аполлона со времен завоеваний Александра Македонского. А затем его скульптурные изображения начали приобретать национальные черты. Это связано с тем, что была разработана система мудр, передающая этапы священного пути Правителя через особое положение рук, ладоней и пальцев (Мудра – язык жестов). Образ Будды – это не только предмет поклонения, но и идеальный образ Человека. Особое значение предавалось изображению лица Будды. Одухотворенное, отрешенное, загадочное оно должно было выражать идею обретения нирваны (состояние полного внутреннего блаженства и отсутствие желаний). Лицо отличалось правильностью, соразмерностью и пропорциональностью черт. Главная задача – передать гипнотический эффект воздействия на зрителя. Художественный канон разрешал изображать Будду стоящим, сидящим и лежащим лицом, обращенным к зрителю. Сидящий Будда символизирует достижение просветления, поэтому ладони и пальцы рук сложены в ритуальный жест. Будда лежащий – умирающий, поэтому вокруг него множество скорбящих фигур. Образ Будды, множество раз воспроизведенный в камне, мраморе и бронзе воплощает 32 признака совершенства. Главные признаки: удлиненные мочки ушей – знак благородного происхождения (принц Ситхартха Гаутама), выступ на темени – символ божественной мудрости, родимый знак на лбу, миндалевидные глаза и т.д.

В индуизме божественный идеал – триада богов: Брахма (создатель), Вишну (хранитель мира) и Шива (движение жизни в природе). Последнее время особенным почитанием пользуется Шива – космический царь танцев, который осуществляет круговращение вселенной, изображенный в виде ореола с язычками пламени. Многочисленные косички разлетаются в танце, его улыбка спокойна, взгляд внимателен. Танцуя, он движет миром и в танце побеждает демона тьмы и уничтожает все старое, как бы открывает новый цикл жизни. Барабанчик в левой руке символизирует космический ритм, огонь в правой – разрушение. Четыре руки символизируют сверхъестественные силы. Изображений Шивы очень много. Скульпторы ищут его идеальное изображение. Всемирно известно изображение 3хликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта. Величественное божество одновременно воплощает силы разрушения, созидания и покоя. Оно словно вырастает из огромной каменной глыбы. Высота одних только голов достигает 6ти метров.

Христианское искусство тоже воплотило божественный идеал Человека в образе Иисуса Христа – кроткий и смиренный сердцем Человек. Первые христиане, преследуемые римскими властями, скрывались в катакомбах- запутанных лабиринтах пещер, созданных для погребения умерших. Первоначально Иисус Христос.изображался в образе древнегреческого певца Орфея. Затем образ Бога стал передаваться с помощью символов Веры (якоря, голубя, виноградной лозы и.т.д.)

Фигура Доброго Пастыря- аллегорическое изображение Христа- представлена во многих произведениях искусства.

С седьмого века изображение Христа в виде Человека было запрещено; это считалось возвращением в язычество, так называемый период иконоборчества. Затем этот запрет был отменен и появились иконы, на которых многократно запечатлен Христос в образе человека («Спас Нерукотворный»,» «Спас Вседержитель» и другие). Главное на лике- глаза. Они обладают особой выразительностью. В христианстве был разработан строгий канон в изображении Иисуса Христа и других святых. Значение имеет все: поза, цвет, выражение лица, черты лица.

Своеобразно складывается художественный канон изображения Божественного идеала в исламе. Ислам одна из ведущих религий мира. Аллах! Он вечен и извечен, он никогда не был рожден и никогда не умрет. Но ислам запрещает изображение Аллаха в каком либо обличие. Изображение божественного идеала заменено различными орнаментами и каллиграфией- красиво написанными изречениями из Корана. Нет божественного идеала в образе Человека и в Иудаизме.

15. Святые и святость.Рассказать о наиболее почитаемом святом. Билет 12.1

Идеал Человека нашел свое художественное воплощение в образах святых- людях высокого духа и праведности. Святые рассматриваются церковью как посредники между Богом и людьми, заступники и ходатаи перед Ним. Сила воздействия святых на людей очень велика.

В народе старались сберечь память о святых, по крупицам собирали о них сведения, из уст в уста передавали все известное об их праведных деяниях. Особо почитались первые мученики, погибшие или пострадавшие за веру еще во времена гонений на христиан. На потеху толпы их травили дикими зверями, сжигали заживо на кострах, распинали на крестах.

Христианская церковь первыми святыми считает апостолов Петра и Павла, а

также мучениц Софью и ее детей Веру, Надежду, Любовь. Они были по преданию казнены, но от веры не отступились. В западноевропейском искусстве создано множество шедевров, в которых запечатлены образы наиболее почитаемых святых. Среди них выделяется Святой Себастьян, к образу которого обращались лучшие художники: С. Боттичелли, Тициан, Перуджино.

Рассказывают, что Себастьян жил в третьем веке и был начальником Римской императорской гвардии и тайно исповедовал христианство. Когда это стало известно, был отдан приказ расстрелять его стрелами, но раны оказались не смертельными. Он был излечен и вновь предстал перед императором. На этот раз он был до смерти забит камнями и дубинками и брошен в сточные воды канала.

Образ этого юноши, стойкого христианина стал излюбленным в творчестве художников эпохи Возрождения.

Особенной популярностью пользуется произведение Тициана. К этому персонажу он обращался дважды. Картина в Эрмитаже- одно из последних произведений мастера. Фигура Себастьяна освещена неровным светом, который исходит от костра(по одной из версий он был сожжен не костре). У ног клубится дым, он медленно поднимается вверх. Его тело пронзили стрелы. Лицо обращено к небесам, к Богу.

На Руси тоже много почитаемых святых. Среди них князья Борис и Глеб- первые святые, канонизированные русской церковью. Они были сыновьями князя Владимира, крестившего Русь. Борис и Глеб были убиты по приказу их брата Святополка, захватившего Киевский престол. Они мужественно и смиренно приняли смерть. Для христианства смирение, кротость, непротивление злу насилием – главные добродетели. В народе их чтили как целителей, воинов-заступников, оберегающих Русь. Говорят, что они привиделись перед Невской битвой, поэтому их часто изображают в облике воинов- всадников.

На иконе 14 века они восседают на конях, одетые в княжеские одежды оранжевого и зеленого цвета и держат развевающиеся стяги. Среди почитаемых русской церковью святых особое место принадлежит юродивым. Считалось, что юродивые- это люди «от народа», которые поступают праведно, по совести. Им посвящены: храм Василия Блаженного на Красной площади, картина Сурикова» Боярыня Морозова»).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 976 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...